родительское собрание "Первоклассник: "ХОЧУ" и "НАДО"
методическая разработка (1 класс) по теме

Кустова Людмила Борисовна

В беседе с родителями первоклассников разграничиваются эти понятия. даются советы родителям во воспитанию качеств ученика. прилагается памятка для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hochu_i_nado_v_zhizni_pervoklassnika.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хочу и надо в жизни первоклассника

- Какими словами из взрослого лексикона вы бы заменили эти слова? (права и обязанности)

В дошкольном детстве преобладало ХОЧУ – ребёнок делал то, что ему нравилось, мог выбирать что делать, а что нет. Его желания и действия часто никак не сказывались на других людях.

С приходом в школу появляется НАДО, которое вступает в противоречие с  его ХОЧУ. Это естественный процесс, бояться этого не стоит, но и пускать на самотёк – тоже.

Это два определяющих мотива поведения первоклассника

МОТИВ ЖЕЛАНИЯ – ХОЧУ – исходит от ребёнка

МОТИВ ДОЛГА – НАДО-  чаще исходит от взрослого

Наша с вами задача сделать так, чтобы мотив долга исходил от ребёнка. Естественно, процесс этот долгий, конфликтный, протекающий по-разному у каждого ребёнка. От чего это зависит?

(характер, семья, темперамент, умение общаться с людьми и т.д.)

Книга «Что касается меня…Сомнения и переживания младших школьников» !!!

Как в русских народных сказках

Прямо  - дорога вперёд во взрослую жизнь

Рациональные дети: всеми силами                         Правильные дети: стремятся

Пытаются  преобразовать  школьную            соответствовать всем НАДО,

Ситуацию, чтобы в ней хозяйничало                     но не всегда получается.они

ХОЧУ (противоречат, спорят,                                   Уходят в себя – переделывают

Не принимают, оговариваются)                              себя – комплексуют

Назад «ХОЧУ»

Обращение к формам

Поведения раннего детства

Неприятие НАДО

Какую бы дорогу ребёнок ни выбрал, он всё равно будет сомневаться и переживать. Почему? Его произвольная сфера ещё не сформирована, и он не может заставить себя усилием воли сделать то или иное.

Чем помочь?

Понять, что характер изменить трудно. Невозможно переступить через черту дошкольного детства и очутиться в школьном.

Важно уяснить:

-ребёнок целиком во власти своих желаний. Научить подчинять их долгу наша с вами задача. Научить терпеливо, без оскорблений, ультиматумов, раздражительного тона – это не помощники!

-правильно употреблять слово НЕЛЬЗЯ. Если оно произносится часто, оно только тормозит  поведение, но не отменяет его желания. Объясни ПОЧЕМУ?

-только упражнения в поведении дают результат – упражнять!!!

Сейчас в жизни наших детей наступает такой этап, когда эйфория от первых впечатлений заканчивается, когда наступает пора уже отвечать за свои поступки, решения – должно возникать уже осознанное желание УЧИТЬСЯ, а не просто ходить в школу (с портфелем, с друзьями, с новыми принадлежностями…)

Что значит учиться? Многие дети на этот вопрос отвечают: узнавать новое и это хорошо. Но если мы спросим: «Что значит ХОРОШО учиться? Ответят «Получать хорошие отметки»

И это тоже естественно. Дети ориентируются на вас. А вы спрашиваете – Какую оценку получил? Вместо ЧТО УЗНАЛ НОВОГО? ЧТО БЫЛО ИНТЕРЕСНОГО?

Ребёнок должен пройти лесенку познания

Любопытство – любознательность (возраст почемучки) – овладение навыками работы с источниками знаний – самостоятельное добывание знаний – использование знаний в жизни

Показателем на сегодняшний день может быть отношение к домашним заданиям. Какие чувства и желания ребёнок испытывает при этом (гордость, лень, нежелание, капризы…) чем это кончается? (делает мама.)

Очень большую роль играет мнение окружающих детей, взрослых – дети часто используют формы защитного поведения.

Развивается чувство личности: он – ученик, он – ответственный человек, с ним считаются, советуются, не игнорируют!

Советы

  1. Находите время побыть с ребёнком рядом (можно за 15 минут разговора сделать больше, чем за 3 часа упрёков и надзора)
  2. Искренне интересуйтесь жизнью ребёнка в школе –не просто КАК ДЕЛА?
  3. Не бойтесь отношений вашего ребёнка с другими детьми – приглашайте их в гости, отпускайте его в гости.

Приём «Беседа по классной фотографии» (через фото узнавать о взаимоотношениях в классе, о симпатиях и антипатиях, но не провоцировать на ябедничество!!! Вопросы должны помогать укрепить положительное отношение к людям)

4)Отмечайте малейшие положительные сдвиги ребёнка

     - лист бумаги на холодильнике, который в течение недели заполняется (НАШИ УСПЕХИ или УСПЕХИ НАШЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА)

     - КОПИЛКА школьных успехов (стеклянная банка, за каждый успех –фасоль, горох, пуговицы…Банка наполнилась – удивите ребёнка сюрпризом. И всё начинаем снова! Банка не 3-х литровая!)

5)Не повторяйте просьбу несколько  раз!

6)Обратите внимание на развитие значимых для школьника  умений и окажите помощь в их приобретении и развитии. (выдаю памятки)

Желаю вам, чтобы в вашей семье слово «НАДО» произносилось как можно  чаще. Ребёнок учится на примере, причём,  примере действенном!

Значимые для школьника умения:

- умение собрать свой портфель

-поздороваться с учителями и детьми при встрече

-задать вопрос учителю или однокласснику

-ответить на вопрос полно, чётко,

достаточно громко

-слушать объяснение и задание учителя

-выполнять задание самостоятельно

-попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается

-умение долго заниматься одним и тем же делом

-обращаться с учебными принадлежностями

-разделять работу на части

-объяснять то, с чем не согласен

-работать в паре и малой группе (3-4 чел)

-учитывать мнение других

-гордиться своей работой и не скрывать этого

-устанавливать и поддерживать дружеские контакты с одноклассниками, уметь радоваться чужим успехам

Если в течение 1 класса ребёнок овладеет этими умениями -  мы с Вами молодцы!

 

Памятка для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание на тему: "Мудрость родительской любви"

беседа с родителями о необходимости семейного воспитания...

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

Разработка  собрания родителей совместно с учащимися...

Родительское собрание "Родительский дом-начало начал"

Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; развитие  интереса  к истории своей семьи, семейным традициям; сплочение классного коллектива, к...

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

Родительское собрание, посвященное семье....

Родительское собрание Тема: «Родительская любовь и воспитание»

- Дорогие родители, сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играет семья и любовь родителей  в воспитании детей. Часто чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую...

"Мудрость родительской любви" Родительское собрание

Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ....