Консультация для родителей " Учиться, играя!"
план-конспект по теме

Учиться, играя! Мир входит в жизнь детей постоянно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственная созерцательность. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. Поможем же малышу проникнуть в суть доступных ему явлений. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений. Дидактические игры способствуют созданию условий для самоорганизации детей. Роль моя состоит в том, чтобы связать воедино все структурные компоненты игры, наилучшим образом использовать воедино все структурные компоненты игры, наилучшим образом использовать ее потенциальные возможности. Ведь младшие дошкольники еще не в состоянии самостоятельно вести игру, а старшие и могли бы со многим справиться сами. Но не всегда хотят выполнять все требования. Как же сочетать усилия педагога и самостоятельность детей при проведении дидактических игр? Прежде всего необходимо приготовить нужный материал. Не стараюсь все сделать сама. Привлекаю детей. Они смогут заранее подобрать нужные картинки, может быть, даже нарисовать их, смастерить необходимые эмблемы, символы. Попрошу старших дошкольников помочь мне подготовиться к игре с младшей группой. Во время подготовки материала обсуждаю с детьми игровое задание, правила, ход игры. Важно, чтобы дети четко уяснили себе, что надо сделать, какого результата надо достичь игровыми действиями. Но помню - это не самоцель. Успешно выполненным игровое задание считается лишь при условии соблюдения правил игры, в которые включены нормы поведения при совместной деятельности. Если им не придается должного значения и в центре внимания детей оказывается выигрыш, они будут добиваться его любой ценой, а правила покажутся им чем-то ненужным, а то и помехой в достижении успеха. Изменить такое отношение детей к правилам поможет моя настойчивость и мотив – нарушившим правило выигрыш не засчитывается. Перед детьми возникает дилемма: если соблюдать правила игры, труднее достичь успеха, если нет – то легче обыграть других. И тогда в центре внимания детей оказываются такие нравственные понятия, как честность и справедливость по отношению друг к другу. Дети постарше обычно сами решают, что нечестный выигрыш не засчитывается. Но, как правило, приходится немало потрудиться, чтобы дети, стремясь к выигрышу, сами скрупулезно соблюдали правила. Главная задача моя – развивать у детей требовательность друг другу, внимательное, но и критическое отношение к сверстникам. И только если дети не могут справиться с теми, кто нарушает правила, я должна прийти на помощь. Буду внимательно к жалобам детей, не расценивать их как ябедничество. Только при самостоятельности детей, контроле и поддержке со стороны моей, нравственные требования, выраженные в игровых правилах, смогут стать нормой поведения. Дети лучше выполняют задание, если игра основана на знакомом им содержании. Тогда они углубляют свой жизненный опыт, совершенствуют познание окружающего мира. Но в каждой игре предусматривается не только повторение уже известного, но и познание нового. Вторая младшая группа. Дидактические игры способствуют более глубокому познанию детьми младшего дошкольного возраста окружающей действительности – предметов, действий, отношений между людьми. Они имеют огромное значение для самостоятельного использования ими полученных знаний, в том числе в сюжетно – ролевых играх. Именно с этой целью во многих дидактических играх применяется прием «перевоплощения в игровую роль» (работников детского сада, людей разных профессий), что стимулирует естественный переход младших дошкольников от подражательной к сюжетно-ролевой игре. Игры для малышей построены таким образом, чтобы в течение 15-20 минут все дети активно действовали. Это обеспечивается также и раздаточным материалом, которого должно хватить на всех. Подготовка к игре обычно отнимает много времени, но это необходимо для вовлечения в игру всех детей. Желательно использовать игровые мотивы, неожиданные повороты, самим придумывать варианты - это помогает сохранить интерес детей к игре при ее повторении. Средняя группа. Дети пятого года жизни уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. Однако в них преобладает фрагментарность, поверхность, нечеткость представлений о предметном мире и, особенно о деятельности и взаимоотношениях людей. Восполнить эти пробелы позволяет детям изучение способов практического применения знаний, навыков, представлений. Некоторыми способами дети овладевают в реальных повседневных ситуациях действия, общения. С другими могут познакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в игре, которая к тому же облегчает постижение детьми основных нравственных норм. Детей среднего дошкольного возраста уже можно учить обобщениям представлений, способам классификации и группировки предметов. Большинство игр, рассчитано на одновременную работу со всей группой. Целесообразно также объединять детей в небольшие подгруппы, это позволяет активно действовать каждому ребенку, оценивать выполнение правил другими детьми, усиливает воспитательный смысл игры. Дети средней группы активно вовлекаются воспитателем в процесс подготовки игры, распределения дидактического материала, определения роли каждого. А Воспитатель, организуя и направляя игру, выступает в роли исполнителя игрового задания, советчика, часто поручая функции ведущего одному из детей. Именно это является принципиально новым в проведении дидактических игр с детьми данного возраста. Старшая группа. Дети старшего дошкольного возраста уже способны к самостоятельным выводам, заключениям, обобщениям. Неоценимую помощь оказывают для развития этих способностей дидактические игры. Задания многих игр. Рассчитанных на детей старшей группы, предполагают сотрудничество ребят, совместный выбор картинок. Игрушек, маршрутов, их сравнение, обсуждение особенностей предметов, способов их классификации. Это способствует активизации имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения задания происходит взаимный обмен знаниями, опытом. Многие игры предполагают взаимный контроль и оценку действий, решений сверстников. Это усиливает влияние детей друг на друга, повышает их самостоятельность и ответственность за ход игры и ее результат. Почти каждая игра данного раздела предоставляет детям возможность выбора из суммы знаний, которыми они уже овладели, нужные для данной ситуации. Роль моя состоит в основном в том, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, поддержать и активизировать положительное влияние детей друг на друга, предупредить или нейтрализовать – отрицательное. Предложенные почти в каждой игре варианты, усложняя игровую ситуацию, позволяют детям разнообразными способами выполнять игровое задание. Так сохраняется интерес детей к выполнению задания при повторении игры, ведь обычно достичь поставленной цели за одну игру не удается. Подготовительная группа. Дети подготовительной к школе группы должны уметь самостоятельно выполнять любое игровое задание. Почти все темы им знакомы, новыми оказываются правила, ситуации. Жизненный опыт детей этого возраста значительно полнее, шире. Рекомендуется варьировать ход игры, использовать как можно больше вариантов, что позволит сохранить у детей интерес к играм и откроет возможности для творческого разрешения игровых ситуаций. Побуждаю детей самим ставить игровые задания и определять правила. Это укрепит их сознательное и требовательное отношение к общим для всех нормам поведения. Характерно, что придуманные ими самими правила, дети соблюдают более строго, чем предложенные взрослыми: ведь они - плод их выдумки, фантазии. Решаю сама, как лучше проводить игру – со всей группой или небольшими подгруппами детей. Маленькую группу легче организовать, в ней лучше проявляется активность каждого, выявляются отношения между детьми. Когда игра хорошо знакома детям, можно проводить ее со всей группой, так как возможные трудности уже преодолены в играх с подгруппами детей. И, наконец, потом можно опять проводить игры в маленьких группах, но уже иначе: дети играют самостоятельно, ибо задание и правила ими хорошо усвоены. Остается один шаг к сюжетно – ролевой игре, в которую может перерасти практически каждая дидактическая игра.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа - консультация для родителей "Учим детей читать"

В статье даны рекомендации родителям о том, как научить ребёнка читать....

Консультация для родителей"Как играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры"

Консультация для родителей "Как играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры"...

Консультация для родителей "Учим ребенка общаться"

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам ...

Консультация для родителей "Учим детей писать без ошибок".

На консультации предлагаются памятки и советы родителям в оказании помощи детям научиться писать тексты без ошибок....

Консультация для родителей "Учимся вместе"

Консультация для родителей...