Заикание.
статья по теме

Информация для родителей по преодолению заикания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaikanie.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Заикание

Причины заикания


В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие ("почву") и производящие ("толчки"). При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

Предрасполагающие факторы ("почва"):

  1. Невропатическая отягченность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС.
  2. Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность.
  3. Наследственная отягченность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака. При этом необходимо учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятным воздействием окружающей среды.
  4. Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Неблагоприятные условия:

  1. Физическая ослабленность детей.
  2. Возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная ассиметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков, чем у девочек, обуславливает более выраженную неустойчивость их нервной системы.
  3. Ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итнрации), имеющее физиологический характер.
  4. Скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.
  5. Недостаточность положительных и эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком.
  6. Недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

В группе неблагоприятных причин выделяются:

  1. Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалопатическими последствиями
    а) травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга);
    б) органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;
    в) истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, глисты, коклюш, болезни внутренней секркции, обмена, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, ЗПР).
  2. Психические и социальные причины:
    а) кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх);
    б) длительнодействующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, неровное воспитание, императивное воспитание, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуациях;
    в) неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей;
    г) перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
    д) подражание заикающимся (различают две формы такой речевой индукции: пассивная - ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная - он копирует речь заикающегося),
    е) переучивание леворукости.

Типы течения заикания


Выделяют следующие типы течения заикания:
-
постоянный тип (заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях);
-
волнообразный (заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает);
-
рецидивирующий (исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи).

Методы преодоления заикания


Логопедические занятия - только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. Необходим комплекс мер: медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия, нормализация микросоциального окружения. При этом имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики.

Подбор методики должен быть строго индивидуальным. Родителям следует осознать, что проводить лечение заикания нужно в определенной системе, форма одноразовой кампании в данном случае неприемлема! 

Правила и упражнения в плавной речи


Некоторые исследователи и логопеды-практики считают целесообразным сообщить заикающимся, а затем регулярно повторять с ними правила для упражнения в плавной речи. Предполагается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи будут выполняться заикающимися автоматически и способствовать нормализации их речи. Впервые 12 правил для упражнения в плавной речи были разработаны А. Гуцманом и Г. Гуцманом в 1924 году. Но их применение актуально и в наши дни, широко применяется на практике и дает результаты.

1. Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением.

2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.

3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.

4. При разговоре стой или сиди прямо.

5. Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохни ртом.

6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.

7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.

8. Направляй выдох не на гласный, а на согласный звук.

9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.

10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.

11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет собой одно многосложное слово.

12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.

Первые признаки заикания


Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

  1. если ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь) - если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить;
  2. употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
  3. повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
  4. вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  5. затруднения перед началом речи.

Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:


1.
Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.

2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.

5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.

6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.

9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.

10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.

11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Куда обратиться за помощью

  1. В г. Набережные Челны: ПНД (медгородок)-детский психиатр, логопед. Физиолечение МРТ даёт хорошие результаты(назначает физиотерапевт или психиатр)-детская пол.№2, №4, электрофорез, электросон и др.(по назначению врача). РеаМед центр 40/13-а.

  1. В Москве:

Центр патологии речи и нейрореабилитации под руководством академика В. М. Шкловского.
Там функционирует отделение логоневрозов, где и осуществляется реализация комплексного подхода в лечении заикания. Центр патологии речи и нейрореабилитации является государственным медицинским учреждением; лечение лиц, имеющих страховой полис обязательного медицинского страхования Московского городского фонда проводится бесплатно.
Адрес: г. Москва, улица Яузская, дом 11, корпус 7А.
Контактные телефоны:
диагностическое отделение: (495) 915-05-85
отделение логоневрозов: (495) 915-22-72
детское отделение: (495) 915-37-67, 915-37-70
e-mail: admin(@)mpgu.ru

  1. В Санкт-Петербурге: Лечебно-диагностический центр "Прогноз" в Санкт-Петербурге.
    Адрес: ул. Варшавская, 100, ул. Некрасова, 31 (филиал)
    Контактные телефоны: (812) 373-30-27, 273-89-83

4.Клиники в Германии

- Клиника нейролингвистики университетской клиники г. Аахен, Prof. Dr. med. Noth,

- Институт интенсивного лечения заикания, г. Кёльн, Dr. Zueckner, Dr. Natke, Dr. Heil, Нейрологопедия, г. Золинген, Dr. Kuckenber,

- Институт лечения заикания, г. Ройтлинген, Dr. Rolf Hahn.
Офис в Германии (г. Дюссельдорф)
40212 Duesseldorf
BRD
Телефон: +49 (0) 211-468-91-447
Факс: +49 (0) 211-468-91-448
E-Mail: info@preventicum-inter.com
- Офис в Германии (г. Эссэн)
Preventicum International Group
Bueropark Bredeney
Theodor-Althoff-Str. 47
45133 Essen
BRD
Телефон: +49 (0) 201-847-17-45
Факс: +49 (0) 201-847-17-22
E-Mail: info@preventicum-inter.com

- Партнер в Санкт-Петербурге - VitaLine
199178, Россия, г. Санкт-Петербург,
18-я Линия В.О., д. 31, лит. Б
Телефон: (812) 931-94-68
Факс: (812) 275-82-43

- Партнер в Москве - Международный Отдел American Clinic
121002, Россия, Москва,
Сивцев Вражек переулок, д 26/28
Телефон: (495) 933-37-26
Факс: (495) 241-46-62
Телефон для круглосуточной связи: (495) 937-57-57

Если возникли вопросы, свяжитесь офисами в Германии по телефонам:
- офис в г. Дюссельдорф: +49 (0) 211 468 91 447
- офис в г. Эссен: +49 (0) 201 847 17 45

5. В США
Центр для детей от рождения до 3-х лет "Ранний старт", Нью- Йорк.
Адрес:
550 Dongan Hills Ave.
Staten Island, New York 10305
E-mail: MYBelilov@earthlink.net
Телефон: 718-667-3349


Организации поддержки заикающихся в мире 

1. Международная ассоциация заикающихся (ISA)
http://www.stutterisa.org/

2. Израильская ассоциация заикающихся (AMBI)
http://www.ambi.org.il


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание. Рекомендации педагогам и родителям

В работе перечислены причины и поводы возникновения заикания, а так же рекомендации для родителей и для педагогов, работающих с ребёнком с логоневрозом....

Современные подходы к преодолению заикания

Данная работа посвящена одной из важных проблем в логопедии – преодолению заикания у детей современными подходами.В последнее время становится все более важным вопрос коррекции заикания у детей дошкол...

Проблемы в обучении у детей с заиканием

У заикающихся детей появляются значительные затруднения в использовании речи как средств общения. Поэтому заикание рассматривается как одна из общепедагогических проблем....

Выступление на тему: «Дыхательная гимнастика при коррекции заикания. Методика выработки диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью БОС»

Биологическая обратная связь (БОС) - это учебный процесс, в котором люди обучаются улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Этот метод научно ...

Устранение заикания у младших школьников в игре.

Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия обеспечивается общим мышечным расслаблением.Вывод: чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общ...

Мастер-класс "Преодоление заикания у школьников"

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений и требует продолжительной работы.            В ходе  м...

Заикание: как помочь ребёнку

Рекомендации родителям и педагогам...