Умственное развитие и успеваемость школьников.
статья по теме

Васильченко Марина Александровна

О качестве учебной деятельности школьников судят по их успеваемости. Успеваемость отражает уровень овладения учащимися программным материалом, умение оперировать приобретёнными знаниями, т.е. сформированность первого компонента умственного развития – фонда действенных знаний. Но при решении проблемы низкой успеваемости в школе очень важно учитывать не только то, что знает и умеет делать ученик, но и какова первопричина несформированности фонда действенных знаний, лежит ли она недостаточно развитии  регуляционных механизмов или же несоответствии требовании, предъявляемых школой уровню развитии общих умственных способностей учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umstvennoe_razvitie_i_uspevaemost_shkolnikov.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

                               Умственное развитие и успеваемость школьников.

О качестве учебной деятельности школьников судят по их успеваемости. Успеваемость отражает уровень овладения учащимися программным материалом, умение оперировать приобретёнными знаниями, т.е. сформированность первого компонента умственного развития – фонда действенных знаний. Но при решении проблемы низкой успеваемости в школе очень важно учитывать не только то, что знает и умеет делать ученик, но и какова первопричина несформированности фонда действенных знаний, лежит ли она недостаточно развитии  регуляционных механизмов или же несоответствии требовании, предъявляемых школой уровню развитии общих умственных способностей учащегося.

Есть основание полагать, что основной причиной стойкого отставания школьников в учении является несформированность именно второго компонента умственного развития- общих умственных способностей к усвоению знаний.

Для проверки этого предположения были привлечены данные экспериментов, рассчитанные на диагностику общих умственных способностей к учению. Сопоставление этих данных с успеваемостью показало, что 94 % учащихся с высокой успеваемостью (оценки «4»- «5») имеют высокие показатели и по общему умственному развитию. У них обычно есть богатый фонд знаний, сформированы положительные качества ума, о которых говорилось выше.

Наличие указанных качеств определяет высокий темп продвижения в усвоении новых знаний. У школьников сформированы познавательные интересы, положительное отношение к школе, чаще всего - адекватная самооценка (иногда завышенная). Специальные исследования физиологов и психологов показали, что для этой группы школьников типична высокая умственная работоспособность, тяга к познавательной деятельности; они гораздо меньше, чем другие, утомляются от напряженного умственного труда. Сочетание столь благоприятных факторов и определяет их высокую успеваемость.

У  части школьников ( 6% ) не очень высокие способностью учению нередко компенсировались  высокой  умственной работоспособностью, трудолюбие, усидчивость  , особым,  выработанным ими стилем умственной деятельности. Все это обеспечивало им высокие оценки.

 Гораздо сложнее взаимоотношения  между успеваемостью  и умственными способностями у школьников устойчивой низкой успеваемостью. Сюда были включены школьники, имеющие двойки и тройки почти по всем предметам, причем тройки нередко неадекватны их реальным знаниям программного материала (это «щадящие» оценки, позволяющие переводить в следующий класс и тех, кто не усвоил фактически исходный минимум знаний), т.е. дети с открытой и потенциальной, скрытой неуспеваемостью. 71% среди них - это дети с низкими показателями общих умственных способностей; причем из них 41% тех, у кого низкие показатели развития словесно-логического мышления близки к средним показателям интуивно-практического мышления; 26% тех, у кого оба вида мышления - среднего уровня развития; 4 % учащихся с относительно высокими показателями способностей. Такой разброс данных отражает многообразие причин, порождающих отставание в усвоении знаний. Дополнительное изучение детей с низкой успеваемостью показало, что первопричины неуспеваемости могут лежать и в особенностях личностных параметров умственной деятельности, оказавших тормозящее влияние на усвоение знаний, что привело к возникновению дефицита в фонде действенных знаний. Под влиянием неблагоприятных социально-педагогических условий у таких детей формировалось отрицательное отношение к школе, учителям, складывалась неадекватная самооценка, доминировали внешкольные интересы, не связанные с познавательной деятельностью, и т.д.

Однако большой процент среди хорошо успевающих школьников детей с высокими умственными способностями и отсутствие среди них детей с низкими способностями к учению, а также значительное преобладание среди отстающих в учении школьников детей с пониженными способностями свидетельствуют о решающем влиянии на уровень усвоения знаний степени сформированности тех качеств мыслительной деятельности, которые определяют ее продуктивность, т.е. второго компонента  умственного развития – общих умственных способностей к усвоению знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компоненты умственного развития школьников.

Успех в усвоении знаний зависит прежде всего от того, в какой мере требования, предъявляемые школой, соответствуют реально достигнутому тем или иным учащимся уровню умственного развития....

Развитие внимания у школьников с умеренной умственной отсталостью

Дефекты внимания детей с умеренной умственной отсталостью  обнаруживаются  сравнительно быстро при выполнении ими  любого, даже не сложного задания. Внимание их неустойчиво, объем...

"Значение игры в умственном развитии младших школьников."

В работе отражены значение дидактической игры, влияние игры на умственное развитие детей....

"Определение уровня умственного развития младшего школьника" (диагностика)

"Определение уровня умственного развития младшего школьника" (диагностика)...

Методика определения уровня умственного развития младшего школьника

Методика определения уровня умственного развития младшего школьника...

Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене.

Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене....