Портфолио ученика начальной школы
презентация к уроку по теме

Мухачева  Юлия  Вячеславовна

Портфолио  ученика  начальной  школы  в  виде  презентации  и  конспекта  беседы  для  родительского  собрания.  Ответы  нв  вопросы:  зачем  нужно  портфолио  и  как  его  можно  создать,  варианты  листов  портфолио.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ученика начальной школы Портфолио

Слайд 2

"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов". (министр образования В.М.Филиппов "Комсомольская правда" 14.01.2003) Основная функция данного нововведения - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса , а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы. Для чего ученику портфолио?

Слайд 3

Цель портфолио

Слайд 4

Для чего ученику портфолио ? Нам всем необходимо привыкать к формуле:

Слайд 5

Дополнительная аттестация для поступления в профильные классы действительно необходима. Ведь существующая система экзаменов в 9 классе не дает представления ни о способностях, ни об интересах ученика! 1. Для поступления в вуз необходимо закончить специальный профильный класс. 2. Поступление в профильный класс осуществляется на конкурсной основе. 3. В конкурсном отборе участвует не только аттестат, но и (8-9 класс). портфолио

Слайд 6

В педагогической литературе портфолио характеризуется как:

Слайд 7

Основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".

Слайд 8

-поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников; -развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; - формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; -закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации. Материал портфолио собирается в течение всего периода обучения. Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:

Слайд 9

Цели и задачи портфолио ученика начальной школы

Слайд 11

Девиз работы творческий процесс ученика должен быть " Каждодневный зафиксирован."

Слайд 12

Как выглядит портфолио?

Слайд 13

Т И Т У Л Ь Н Ы Й Л И С Т

Слайд 14

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; адрес и телефон; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Очень важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

Слайд 15

РАЗДЕЛ

Слайд 16

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка . Моё имя Информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

Слайд 17

Моя семья З десь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

Слайд 18

Мои друзья Фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

Слайд 19

Мой город Рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

Слайд 21

Мои Увле - чения Н ебольшой рассказ о том, чем увлекается ре-бенок . М ожно написать о занятиях в спортив-ной секции, учебе в му-зыкальной школе или других учебных заведе-ниях дополнительного образования.

Слайд 22

Моя школа Рассказ и фотографии о школе и о педагогах .

Слайд 23

Мои школьные предметы Небольшие заметки о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя, о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...".

Слайд 29

РАЗДЕЛ

Слайд 30

В этом разделе заголовки листов посвящены конкрет-ному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными конт-рольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

Слайд 31

РАЗДЕЛ Оформлять этот раздел желательно с использова-нием фотографий и кратких сообщений на тему.

Слайд 33

Все мероприятия, которые про-водятся вне рамок учебной дея-тельности можно отнести к об-щественной работе - (поручениям). - ребенок играл роль в школь-ном спектакле, - читал стихи на торжествен-ной линейке, - оформил стенгазету к празд-нику - выступал на утреннике…

Слайд 34

РАЗДЕЛ

Слайд 35

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объ-емная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.

Слайд 36

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Дополните это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом , сделать распечатку тематической странички

Слайд 37

РАЗДЕЛ

Слайд 38

На этих страничках ре-бенок может поделиться своими впечатлениями о посещении театров, выставок и музеев, вспо-мнить содержание экс-курсий , познавательных программ, в которых он участвовал. Дополнить свои за- метки фотографиями и рисунками.

Слайд 39

РАЗДЕЛ

Слайд 40

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

Слайд 41

РАЗДЕЛ

Слайд 42

В начале нового учебного года необходимо внима-тельно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал.

Слайд 43

В этом разделе размещаются наиболее ценные творческие работы за прошедший учебный год

Слайд 44

Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто.

Слайд 45

Заполнение портфолио

Слайд 46

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Важно помнить!

Слайд 47

Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио.

Слайд 48

В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Слайд 49

Известное стихотворение А. Барто как нельзя лучше демонстрирует самую распространенную ошибку: сбор материалов взрослыми, а не ребенком. Вместо поддержки (на правах совещательного голоса) при сборе и оформлении портфолио, которая, разумеется, нужна, родители полностью подменяют ребенка в этом процессе. Есть над чем подумать. Мама или я - Новиков Илья?

Слайд 50

Взрослым нельзя опираться лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка. В таком случае, вместо помощи ребенку в самоопределении вы сведёте работу над портфолио к принципу "папа у Васи" и будете вынуждены провести 11 школьных лет в гонке за дипломами.

Слайд 51

Важно помнить, что главное в технологии портфолио - помочь ученику разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ. Лучше меньше, Да лучше. Есть над чем подумать.

Слайд 52

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует: повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальней-шего творческого роста. Есть над чем подумать. Главное не победа, главное - участие!

Слайд 53

Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат!

Слайд 54

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Подписи к слайдам:


Как выглядит портфолио?




Моя
семья
З
десь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
На этих страничках
ре-бенок
может поделиться своими впечатлениями
о посещении театров, выставок и музеев,
вспо-мнить
содержание
экс-курсий
, познавательных программ, в которых
он участвовал. Дополнить свои за-
метки фотографиями
и рисунками.
Все мероприятия, которые
про-водятся
вне рамок учебной
дея-тельности
можно отнести к
об-щественной
работе -
(поручениям).
- ребенок играл роль в
школь-ном
спектакле,
- читал стихи на
торжествен-ной
линейке,
- оформил стенгазету к
празд-нику

- выступал на утреннике…
РАЗДЕЛ

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись.
Но по мере того, как он взрослеет эту помощь
надо сводить к минимуму.
Важно помнить!
Известное стихотворение А.
Барто
как нельзя лучше демонстрирует самую распространенную ошибку: сбор материалов взрослыми, а не ребенком.
Вместо поддержки (на правах совещательного голоса) при сборе и оформлении портфолио, которая, разумеется, нужна, родители полностью подменяют ребенка в этом процессе.


Есть над чем подумать.
Мама или я - Новиков Илья?

СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!



В педагогической литературе портфолио
характеризуется как:
Девиз
работы
творческий

процесс ученика
должен быть
"
Каждодневный
зафиксирован."
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка
.
Моё
имя
Информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
РАЗДЕЛ

Заполнение
портфолио
ученика
начальной
школы
Портфолио
РАЗДЕЛ

Мой
город
Рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать
расположение
не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами!
Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат!

Дополнительная аттестация для поступления в профильные классы действительно необходима. Ведь существующая система экзаменов в 9 классе не дает представления ни о способностях, ни об интересах ученика!
1. Для поступления в вуз необходимо закончить специальный профильный класс.
2. Поступление в профильный класс осуществляется на конкурсной основе.
3. В конкурсном отборе участвует не только аттестат,
но и (8-9 класс).







портфолио


Мои школьные предметы
Небольшие заметки о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя, о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...".

РАЗДЕЛ

Оформлять этот раздел желательно с
использова-нием
фотографий и кратких сообщений на тему.
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Дополните это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось
Интернет-порталом
, сделать распечатку тематической странички
РАЗДЕЛ

Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует:
повышению самооценки ученика,
максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка,
развитию мотивации
дальней-шего
творческого роста.


Есть над чем подумать.
Главное не победа,
главное
- участие!
Для чего ученику портфолио
?
Нам всем необходимо привыкать к формуле:
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; адрес и телефон; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Очень важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

Моя
школа
Рассказ и фотографии о школе
и о

педагогах
.
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи.
Если выполнена
объ-емная
работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.
В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений,
формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Цели и задачи
портфолио ученика
начальной школы
Мои
друзья
Фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
В этом разделе заголовки листов посвящены
конкрет-ному
школьному предмету.
Ученик наполняет этот раздел удачно написанными
конт-рольными
работами,
интересными проектами,
отзывами о прочитанных книгах,
графиками роста скорости чтения,
творческими работами.
В этом
разделе
размещаются
наиболее ценные творческие работы за прошедший учебный год
Важно помнить, что главное в технологии портфолио - помочь ученику разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Ученик должен отдавать себе отчет в том,
с какой целью
он помещает в папку портфолио тот или иной документ.
Лучше меньше,
Да лучше.


Есть над чем подумать.
Цель портфолио
-поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
-развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
-
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
-закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.
Материал портфолио собирается в течение всего периода обучения.
Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:

Т
И
Т
У
Л
Ь
Н
Ы
Й
Л
И
С
Т
Мои
Увле
-
чения

Н
ебольшой рассказ о том, чем увлекается
ре-бенок
.
М
ожно написать о занятиях в
спортив-ной
секции, учебе в
му-зыкальной
школе или других учебных
заведе-ниях
дополнительного образования.
РАЗДЕЛ

РАЗДЕЛ

В начале нового учебного года необходимо
внима-тельно
изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал.
Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио.
Основной смысл портфолио:
"Показать все, на что ты способен".
Взрослым нельзя опираться лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка.
В таком случае, вместо помощи ребенку в самоопределении вы сведёте работу над портфолио к принципу "папа у Васи" и будете вынуждены провести 11 школьных лет в гонке за дипломами.
"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов".
(министр образования В.М.Филиппов "Комсомольская правда" 14.01.2003)
Основная функция
данного нововведения -
помочь старшеклассникам в выборе профильного класса
, а также
возможность предъявлять свои достижения
при поступлении в вузы.



Для чего ученику портфолио?


Предварительный просмотр:

С

Л

А

Й

Д

Ы

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

http://www.solnet.ee/parents/

Портфолио ученика младших классов есть далеко не в каждой школе. Пока он вводится в рамках эксперимента. Но все идет к тому, что спустя всего несколько лет портфолио станет обязательным атрибутом ученика начальной школы.

1. С чего начать?
Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе.

У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов".

(министр образования В.М.Филиппов "Комсомольская правда" 14.01.2003)

Основная функция данного нововведения - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы. 


Тем, кто будет учиться в 8-9 классе.


Приказом Министерства образования № 2783 от 18.07.2002 г. утверждена "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования". Вот выдержка из главы "Предпрофильная подготовка (на второй ступени общего образования) этого документа:

п. 3. Итоговая аттестация выпускников основной школы
и организация поступления в старшую профильную школу


В существующей практике число желающих продолжить образование в старших классах определенного общеобразовательного учреждения (лицея, гимназии) больше, чем реальные возможности приема в эти классы. Возникает ситуация конкурсного приема, которая становится уже  сейчас  особенно актуальной в условиях перехода на профильное обучение. Поэтому необходимо решить вопрос об открытой, гласной процедуре проведения подобного конкурсного набора.

Следует отметить, что конкурсный набор в старшие классы отдельных общеобразовательных учреждений не входит в противоречие с законодательно закрепленным правом получения каждым ребенком общего (полного) среднего образования (ст. 16, п.1, абз. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Закон гарантирует гражданам право получения образования этого уровня, что, однако, не есть синоним права получения его в конкретном общеобразовательном учреждении.

В связи с этим представляется целесообразным, наряду с итоговой аттестацией выпускников основной школы предусмотреть определенную форму, позволяющую объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю, а также создать основу для внедрения в массовую практику механизмов рационального и прозрачного конкурсного набора в старшую профильную школу.

- выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.     


Важную роль должно сыграть введение накопительной оценки (портфолио - "портфель достижений"), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т.п. Муниципальные органы управления образованием должны обеспечить возможность получения общего среднего (полного) образования каждому школьнику, изъявившему желание в его получении.

Нам всем необходимо привыкать к формуле:

Аттестат + портфолио =  Образовательный  рейтинг выпускника школы

Выводы:

1. Для поступления в вуз необходимо закончить специальный профильный класс.

2. Поступление в профильный класс осуществляется на конкурсной основе.

3. В конкурсном отборе участвует не только аттестат, но и портфолио (8-9 класс).

4. Управления образования администрации области (края) своим приказом вводит в действие "Положение (индивидуальной накопительной оценке обучающихся основной школы общеобразовательных учреждений области)".

В  педагогической     литературе   портфолио   характеризуется   как:

Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;

·  Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

Основной  смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".

Материал портфолио собирается  в течение всего периода обучения.

Портфолио помогает решать  следующие важные  педагогические задачи:

-поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

-развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

-формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

-закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.

2. Цели и задачи.

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе  как по  действующим,  так  и  по  новым образовательным  стандартам,  является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.   В  связи  с  этим  можно  определить  цели  и  задачи  портфолио  учащегося  1  ступени  образования:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии
2, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным.


Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

3. Как выглядит портфолио ученика начальной школы? 

Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует.  И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

5.1. Примерная структура портфолио 

Вариант 1. ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ЛИСТЫ
(для самостоятельного раскрашивания)

РАЗДЕЛ

РАЗДЕЛИТЕЛЬ

ВКЛАДЫШ

ВКЛАДЫШ

ВКЛАДЫШ

ВКЛАДЫШ

ВКЛАДЫШ

Титульный
лист


 

 

 

 

 

Мой мир



 




Моя учеба

 

 

Моя общественная
работа

 

 

 

 

 

Моё творчество

 

 

 

 

 

Мои впечатления

 

 

 

 

 

Мои достижения

 

 

 

 

 

Работы, которыми
я горжусь

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

Отзывы и
пожелания

 

 

 

 

 



Вариант 2. ЦВЕТНЫЕ ЛИСТЫ

РАЗДЕЛ

РАЗДЕЛИТЕЛЬ

ВКЛАДЫШ

ВКЛАДЫШ

ВКЛАДЫШ

ВКЛАДЫШ

ВКЛАДЫШ

Титульный
лист

 

 

 

 

 

Мой мир




 


 


 


 

Моя учеба

 

 

Моя общественная
работа

 

 

 

 

 

Моё творчество

 

 

 

 

 

Мои впечатления

 

 

 

 

 

Мои достижения

 

 

 

 

 

Работы, которыми
я горжусь

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

Отзывы и
пожелания

 

 

 

 

 

№13

№14

№15

№16

№17

№18

№19

№20

№21

№22

№23

-

№28

№29

№30

№31

-

№33

№34

№35

№36

№37

№38

№39

№40

№41

-№43

№44

№45

№46

№47

№48

№49

№50

№51

№52

№53

№54

Возможный вариант составления портфолио

 ученика начальной школы.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

РАЗДЕЛ "МОЙ МИР":

1"Мое имя"                   2 "Моя семья"         3"Мои друзья"      4"Мой город"

    5"Мои увлечения"         6"Моя школа"         7"Мои  школьные предметы

РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"

РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"

РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"

РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"

РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"

РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"

РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество;  адрес,  телефон;  учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. 
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

  "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

  "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

  "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

  "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы.   Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

  "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

  "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.

  "Мои  школьные предметы" - небольшие заметки  о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя ,  о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...".

РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал
стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы:
рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку
тематической странички 

РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
На  этих  страничках  ребенок  может  поделиться  своими  впечатлениями  о  посещении  театров,  выставок  и  музеев, вспомнить  содержание экскурсий, познавательных программ,  в  которых он  участвовал.  Дополнить свои  заметки  фотографиями   и  рисунками.


РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. В  этом  разделе  размещаются   наиболее  ценные  творческие  работы  за  прошедший учебный  год.  При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.
Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку).

ПОСЛЕДНИЙ РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"
Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто.

Последовательность действий 

Распечатываем листы-разделители и листы-вкладыши.

Черно-белые листы раскрашиваем.

Заполняем титульный лист

Вкладываем титульный лист, разделители и вкладыши в папку, дополняем подходящими материалами.

Заполняем последний лист "Содержание".

6. Важно помнить.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму.

Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио.

В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

7. Есть над чем подумать

Сама идея - научить ребенка обобщать свой опыт, подытоживать знания, уметь "презентовать себя" - неплоха. Но, к сожалению, очень часто ученик получает указание, что делать, но не получает рекомендаций, как это делать. И что в итоге? "Хотели как лучше, а получилось как всегда"...

1. Мама или я - Новиков Илья?
Известное стихотворение Агнии Барто как нельзя лучше демонстрирует самую распространенную ошибку: сбор материалов взрослыми, а не ребенком. Вместо поддержки (на правах совещательного голоса) при сборе и оформлении портфолио, которая, разумеется, нужна, родители полностью подменяют ребенка в этом процессе.

В таком случае, вместо помощи ребенку в самоопределении вы сведёте работу над портфолио к принципу "папа у Васи" и будете вынуждены провести 11 школьных лет в гонке за дипломами. Взрослым нельзя опираться лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка. К сожалению мы, взрослые, имеем нехорошую привычку считать, что мы лучше нашего ребенка знаем, что ему нужно.

2. Лучше меньше, да лучше.
Многие  родители  стремятся собрать максимальное количество документов и материалов, помещаемых в портфолио. Важно помнить, что главное в технологии портфолио - помочь ученику разобраться в том, каковы истинные
интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ.

3.Главное не победа, главное - участие!
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Заключительный  слайд





Пример схемы маршрута от дома до школы.

Вставить фото Первый звонок

Вставить фото  2 класс

Вставить фото 3 класс

Вставить фото 4 класс

                           

Фамилия Имя Отчество

Образование

Место работы

Специаль-ность

Мама

Папа

Брат

Сестра

Бабушка

Дедушка

               Техника чтения по учебным годам

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

4

Январь

 Февраль

 Март

Апрель

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

4

Май

1

2

3

4

                                               

                                                               Лучше всего я умею:

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

5._________________________________________________________________

                                                             

Я не очень хорошо умею:

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

5._________________________________________________________________

Больше всего я хочу научиться лучше....

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

5._________________________________________________________________

Вот, что мне для этого нужно:

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

                      5._________________________________________________________________

Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах

Учебный год

Название кружка, секции, клуба

Название учреждения,

в котором он организован

200_- 20__

Моя учеба

п/п

Предмет

наименование

Учебный год  200…/200…

Учебный год    200…/200…

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

п/п

Предмет

наименование

Учебный год      200…/200…

Учебный год    200…/200…

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сведения об участии в олимпиадах

п/п

Класс

Дата участия

Предмет

Уровень

Занятое место, участие

Баллы

Подпись кл. руководителя

Сведения об участии в конкурсах

Класс

Дата участия

Название

Уровень

Занятое место, участие

Баллы

Подпись кл. руководителя

Возможный вариант составления портфолио

 ученика начальной школы.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

РАЗДЕЛ "МОЙ МИР":

1"Мое имя"                   2 "Моя семья"         3"Мои друзья"      4"Мой город"

    5"Мои увлечения"         6"Моя школа"         7"Мои  школьные предметы

РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"

РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"

РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"

РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"

РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"

РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"

РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество;  адрес,  телефон;  учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. 

РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

  "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

  "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

  "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

  "Мой город" - рассказ о родном городе (деревне), о его интересных местах. Можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы.   Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

  "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

  "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.

  "Мои  школьные предметы" - небольшие заметки  о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя ,  о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...".

РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал
стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы:
рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку
тематической странички 

РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
На  этих  страничках  ребенок  может  поделиться  своими  впечатлениями  о  посещении  театров,  выставок  и  музеев, вспомнить  содержание экскурсий, познавательных программ,  в  которых он  участвовал.  Дополнить свои  заметки  фотографиями   и  рисунками.


РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. В  этом  разделе  размещаются   наиболее  ценные  творческие  работы  за  прошедший учебный  год.  При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.
Менее значимые работы и документы   можно поместить в отдельную папку.

ПОСЛЕДНИЙ РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"
Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто.