Лекция для родителей:"Как воспитать у детей интерес к чтению.".
статья по теме

Чурсина Валентина Васильевна

Лекция для родителей с целью привлечения младших школьников к чтению художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Чему учат в школе? Зачастую мы слышим этот вопрос от родителей. Но не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Очень часто наши дети отказываются читать дома и дело доходит до слёз. Как этого избежать? Этот вопрос волнует родителей и нас, учителей. И именно сейчас, когда дети постигают эту трудную науку- чтение, необходимо помочь им научиться читать бегло, грамотно, выразительно, т. к. неумение читать сказывается не только на успеваемости, но и на общем развитии детей.

    Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Некоторые родители ошибочно считают, что любое чтение полезно. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно надо обращать внимание на развитие у  

детей интереса к научно- популярной литературе.  

     В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют, незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает подлинный интерес к книге.

     Мальчик не любил читать, ленился. А из- за того, что мало читал, не мог научиться быстрому чтению. Что делать? Тогда мама стала выбирать интересные книги и читать ему на ночь. Мальчик с нетерпением ждал, когда придёт мама. Читали и оба увлекались, что будет дальше? Конечно, следующий вечер ребёнок будет ждать с нетерпением. И если уж очень интересная книга, не станет он ждать, он всё же возьмёт книгу и дочитает её сам.

    Работая с детьми на уроках чтения, я нашла метод, когда детям действительно нравилось читать. Например: мы читаем на уроке рассказ, но рассказ не из интересных, он грустный. Дети читали без всякого интереса. Тогда я стала читать вместе сними (читали цепочкой), я задавала им тон в чтении. Кто читал после меня, старались читать грамотно и выразительно, чётко произносить все слова.

    А ведь и дома можно так читать: сначала мама, а потом ребёнок, и наоборот. Сначала мама больше, а ребёнок меньше и постепенно надо менять свои позиции. Ведь все дети любят слушать, и не надо развивать у них ненависть к чтению, к книгам. Надо помочь детям перебороть, переступить эту трудную для них ступеньку.

    Давно замечено: пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книжку. Но вот ребёнок пошёл в школу, и родители вздыхают с облегчением: теперь сам будет читать. А спустя несколько лет часто становятся участниками диалога: «Ну, как книга?» «Ничего, нормально» - безразлично отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания.

    Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время его мать и отец открываются для ребёнка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг замечают, что дети стали немного взрослее.

    Но пока дети маленькие, они только начинают читать. И мы должны помочь им в этом трудном начинании. Бывает и так: ребёнок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила, разве так читают? Смотри как надо!» А ребёнок? Один втягивает голову в плечи, дугой - обижается, вообще отказывается читать, третий – становится равнодушным к чтению.

     Это сейчас нам кажется всё просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребёнку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберёмся терпения, чтобы не отбить у него желания читать. Пусть радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

      Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух. На самом интересном месте  с героями, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые  должны обязательно спросить его, о чём он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет читать сам.

       Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого- либо рассказа. Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше? Что было потом?». В ответ надо дать книгу: « Вот прочти. Здесь столько интересных историй». Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запомнил фамилию автора и художника – оформителя и название книги. Взрослые перед чтением должны спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал.

        Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие иллюстрации дают возможность представить себе те явления природы и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно.

       Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если возникают затруднения, надо помочь с помощью вопросов.

       Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И, конечно, нельзя воспитывать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучить детей беречь книгу.

      То, что книга сыграла огромную роль для развития человечества, общеизвестно. Только почему- то в последнее время мы стали забывать об этом. Наша современность открыла большие возможности для более лёгкого процесса издания книг: появилось много новых издательств, есть возможность печатать книги за границей. Но, кажется, мы стали забывать о решающем и главном факторе в книге – её содержании.

      В печатном слове заключены неисчерпаемые запасы энергии, и, как все другие её виды она может быть направлена на созидание или разрушение, служение добру или злу. Сознание этого должно повышать ответственность перед обществом не только автора, художника, но и издателя, потому что слово приобретает огромную власть над человеческими мыслями и чувствами. К сожалению, сегодня на наших прилавках приходится видеть немало печатной продукции, проповедующей жестокость и насилие, растлевающей души. Таким образом, можно убедиться, что подобная продукция, далеко расходится с понятием « хорошая детская книга».

      Учителю начальных классов стоит внимательно просматривать детские издания и, по возможности, стараться предостерегать родителей от покупки подобных изданий. Так давайте будем разборчивее и разумнее в наших книжных пристрастиях и убережём наших детей от той страшной морали, которая насильственным образом насаждается в нашей жизни.

      Пусть книга будет нам, взрослым – учителям, родителям, - доброй опорой, с помощью которой  мы поведём малышей в светлый мир честных людей.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Как воспитать у детей интерес к чтению»

В последнее время формирование читательского интереса - одна из насущных проблем современной школы. Данная памятка  поможет родителям воспитать читательский интерес у младших школьников, будет по...

Как воспитать у детей интерес к чтению.

Как читать вместе?  Как полюбить чтение? Совместное чтение вслух сближает родителей и детей....

Как воспитать у детей интерес к чтению.

Лекция для родителей. С целью привлечь внимание младших школьников к чтению художественной литературы....

Родительское собрание по теме «Как воспитать у детей интерес к чтению».

Работа с родителями.Тема родительского собрания: «Как воспитать у детей интерес к чтению»....

Как воспитать у детей интерес к чтению?

Для родителей.Как воспитать у детей интерес к чтению?...

Лекторий для родителей «Как воспитать у детей интерес к чтению».

Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Некоторые родители ошибочно считают, что любое чтение полезно. Д...