Положение о проектной деятельности
методическая разработка (3 класс) по теме

Калиниченко Ольга Викторовна

Положение о проектной деятельности поможет вникнуть родителям в суть вопроса, помочь ребёнку в новой для него работе. Документ ознакомит с тематикой проектов, требованиями к электронной презентации, этапами работы над проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_proektnoy_deyatelnosti.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Настоящее Положение разработано в соответствии с ФГОС.

              При разработке программы  опирались на  следующие документы:

федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования");

приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (далее – приказ № 1241).

Закон  РФ «Об образовании» ст14,15

Закон города Москвы « Об общем образовании в городе Москве»

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ в редакции от 23 декабря 2002г. № 919

 (пункт 44);

Положение разработано для организации проектной деятельности учащихся в рамках урочной деятельности и внеурочной деятельности, направленной на развития компетентности, повышения качества образования.

Общие положения

1.1. Под проектной деятельностью ученическо-педагогический коллектив школы понимает целенаправленно организованную учебно-исследовательскую работу ученика или  творческих  групп учащихся по разрешению одной из актуальных проблем (или ее аспектов) современной общественной жизни. При этом происходит самостоятельное освоение участниками проектной деятельности знаний, умений и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный продукт в современной электронной форме, предназначенный для активного применения в научно-познавательной практике, эмпирического труда, опыта.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

1.2.Проектная деятельность является одной из форм деятельности для учащихся начальной школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года.

Проекты, создаваемые в школе, имеют разнообразные формы:

мини-проекты  уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов(1 неделя );

краткосрочные проекты, включающие значительный объём учебно-исследовательской деятельности (2  недели );

долгосрочные (годовые) проекты;

проекты для тематических конкурсов( предметные недели).

1.4. Классификация проектов по творческим группам:

индивидуальные;

групповые;

-парные

- общеклассные.

1.5. Проектная деятельность для учителей является одной из форм организации учебной деятельности учащихся в рамках урочной деятельности и внеурочной деятельности, направленной на развития компетентности, повышения качества образования, демократического стиля общения с детьми.

Цели проектной деятельности:

- включение проектной деятельности в современный образовательный процесс школы;

-прививать навыки целенаправленного исследования в учебной деятельности;

- партнерство учителя и ученика, их совместный поиск новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом;

-  формирование ключевых компетенций, необходимых сегодня каждому члену современного общества;

-  воспитание активного, ответственного гражданина и творческого созидателя.

Задачи проектной деятельности в учебном процессе

        3.1.   Содействовать развитию творческой исследовательской активности детей.

3.2.Формировать у учеников представлений об исследовательском обучении, как ведущем способе учебной деятельности.

3.3.Стимулировать у учеников интерес к фундаментальным и прикладным наукам.

3.4.Развивать организационно- коммуникативные навыки.

3.5.Развивать познавательные способности.

3.6.Развивать творческое воображение.

Требования к содержанию проектной работы

– Проекты, создаваемые в школе, должны решать одну  из актуальных проблем любой сферы жизни современного мирового сообщества – научной, культурной, социальной, общественной.

– Проект должен представлять  исследовательскую, практико-ориентированную работу современного  уровня с элементами научного исследования в соответствии с возрастными особенностями ученика.

– Проектная работа включает не только сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой вполне самостоятельное  исследование ученика, демонстрирующее авторское видение проблемы, ее оригинальное  толкование и решение,   выводы – результат серьезного научного поиска и обобщения, практический результат.

– Проект должен иметь практическую направленность, востребованность (нужность), возможность применения в той или иной сфере(полезность).

- В течении года ученик должен выполнить не менее 1 проекта, выбрав любую тему, предложенную учителем, по одному из предметов. (см. приложение № 1)

- Защита проектов будет проведена в конце учебного  года на классной научной конференции.

Требования к оформлению проектной работы

  Проектная работа должна быть оформлена в электронном виде -  презентация Power Point оформленная по правилам (см. приложение № 2)

   Все этапы выполнения  проекта должны соблюдаться (см. приложение № 3)

Тематика проектной деятельности на 2012-2013 уч. г. в 3 «Б» классе.

Дата

защиты проекта

Предмет

Тип проекта

Тема проектной работы

04.10 -16.10

Математика

Информационный

проект

(сбор информации)

«Как люди научились считать»

(«Системы счисления», «Первые цифры», «Открытие нуля», «О бесконечности натуральных чисел»).

10.01 – 16.01

Предметно-ориентированный проект (поделка)

«Красота и симметрия»

18.01 – 23.01

Информационный

проект

«Из истории календаря»

06.09- 10.09

Литературное чтение

Информационный

проект

«Мы идём в музей книги»

01.11 – 06.11

Литературное чтение

Предметно-ориентированный проект (поделка)

Изготовление костюмов для инсценирования русской народной сказки «По щучьему велению»

12.12

Литературное чтение

Предметно-ориентированный проект (поделка)

Изготовление костюмов для инсценирования сказки 

М. Горького «Воробьишко»

13.03

Литературное чтение

Предметно-ориентированный проект (поделка)

Изготовление костюмов для инсценирования басни

И.А. Крылов «Квартет»

24.04

Литературное чтение

Предметно-ориентированный проект (поделка)

Изготовление костюмов для инсценирования сказки

С. Михалков «Упрямый козлёнок»

17.12 – 22.12

Технология

Предметно-ориентированный проект (поделка)

Ёлочная игрушка.

16.05 – 20.05

Математика, русский язык, литература, технология

Информационно-творческий

проект

(презентация + сочинение)

«Дела и мысли великих людей».

Тематика проектной деятельности на 2012-2013 уч. г. в 3 «Б» классе.

        

Дата

защиты проекта

Предмет

Тип проекта

Тема проектной работы

конец сентября

Окружающий мир

Информационно-творческий

проект

«Богатства, отданные людям».

конец ноября

Окружающий мир

Информационно-творческий

проект

«Книга природы родного края»

конец декабря

Окружающий мир

Предметно-ориентированный проект (приготовление блюда)

«Школа кулинаров.

… (название блюда)»

конец января

Окружающий мир

Информационно-творческий

проект

«Кто нас защищает».

конец февраля

Окружающий мир

Информационно-творческий

проект

«Экономика родного края»

март - май

Окружающий мир

Информационно-творческий

проект

«Музей путешествий»

Приложение № 2                          Требования к презентации

Параметры оценивания презентации ученика

Критерии оценивания

Структура презентации

1 слайд- Титульный слайд

МАОУ лицей № 15

Тема: «……»  (тема проекта)

Выполнил: Ф.И учащегося

Класс

Руководитель проекта: Ф.И.О. учителя

г. Люберцы

(На слайде иллюстрация темы проекта)

слайд -  Целеполагание

Цель:   - Освоение ….

              - Изучение……

             -  Изготовление…….

Задачи:  - Отбор информации по теме:  теория и наглядный материал

               - Структурирование материала

              - Создание продукта: презентация  (или поделка + презентация)

               - Подготовка к защите проекта

3   слайд – Постановка проблемного вопроса (Почему я выбрал эту тему? На какие вопросы я ищу ответы и зачем?)

                - Выдвижение гипотезы (предположения, как я бы ответил на вопросы темы, ещё  не изучив нужной информации; как я буду решать проблему)

4   слайд – Историческая справка, теория вопроса

2-3 предложения

(На слайде иллюстрация по исторической  справке проекта)

5    слайд – Терминология

Введение и определение терминов, объяснение смысла понятий.

… слайд – Инструменты и материалы.

(этот слайд может быть добавлен при изготовлении поделки для предметно-ориентированного проекта)

6    слайд - Этапы работы

2-3 предложения

(На слайде иллюстрация, фото  этапов работы  по изготовлению продукта проекта – презентации или поделки)

 7    слайд – Информация об авторе проекта

Ф.И. ученика

Хобби

Особенности личности

Личное фото ученика

8     слайд – Список использованных источников

- Книги (Название книги. Автор. Издательство, год. – кол-во страниц)

- Электронные ресурсы:

     Электронные диски (Название . Издательство, год)

     Интернет  (адреса, ссылки)

слайд – спасибо за внимание

Композиция, ее монтаж

- Постановка проблемы или  выдвижение гипотезы 

- Полный калейдоскоп событий.

Содержание

- Содержание раскрывает цель и задачи исследования.

Информация

- Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации), ссылки на авторов.

- Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о происхождении информации).

- Разностороннее рассмотрение исследуемого вопроса

- Разумная достаточность

Текст

- Последовательность и логичность

Доступность и однозначность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено).

 - Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально кратким)

Завершенность (содержание каждой части текстовой информации
логически завершено).

- Грамотность  письменной речи

Оформление

- Заголовки привлекают внимание.

- Текст легко читается на фоне презентации :

           Шрифт для названия темы проекта –   размер 44 Тimes New Roman                            Шрифт для заголовков –   размер 40 Тimes New Roman

               Шрифт для основного текста – размер 24 Тimes New Roman

           Фон слайда постельных светлых тонов

           Шрифт темного цвет

- Используются анимационные эффекты (не более 2 анимации)  Анимационные эффекты не отвлекают внимание от содержания слайда.

- Использование единого стиля оформления.

- Использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста).

- На слайде  горизонтальное расположение информации

- В каждом слайде иллюстрация сопровождается 2-3 предложениями и выполнена в форме прямоугольника, круга с ровными обрамлением.

- Объем презентации (презентация в среднем должна содержать около 10-12 слайдов).

 

Приложение № 3

Этапы работы над проектом.


1. Подготовительный.

1) определение темы;

2) уточнение   цели, задач.


2. Планирование (составление плана работы над проектом) .

1) выбор проблемы ( Почему я выбрал эту тему? Зачем? На какие вопросы я ищу ответы?);

2) выдвижение гипотез ( предположений) : как, каким путём решить проблему;

3) определение средств реализации проекта (выбор инструментов, материалов);

4) определение возможных источников информации ( спрошу у родителей, учителя, прочитаю в энциклопедии, найду в Интернете);

5) определяю вид создаваемого продукта.




3. Выполнение проекта.

1)  сбор и уточнение информации;
2) изготовление продукта (поделки, презентации и др.);

3) выбор формы презентации ;

4) подготовка презентации.


4 . Защита проекта

демонстрация результата продукта деятельности;

представление презентации, доклада;

самооценка и самоанализ (Выполнена ли поставленная цель? Почему были недостатки, что-то не получилось?)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Положение о проектной деятельности в начальной школе

Проектная  деятельность  является  одним  из  методов  развивающего  обучения,  она направлена  на  выработку  исследовательских  навыков,...

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...

Методическое пособие по проектной деятельности ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Пособие используется для выполнения проектов как индивидуальных, так и коллективных. Данное методическое пособие служит дополнительным материалом при оформлении проектных работ. Позволит систематизиро...