Программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для учащихся начальной школы
рабочая программа по теме

Ирина Борисовна Петрова

 

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам», в соответствии с  основной образовательной программой начального общего образования и учебным планом  МБОУ Щёлковской гимназии.

Программа обеспечивается учебно-методическим комп­лектом, который включает учебники, рабочие тетради и ме­тодические рекомендации для учителя:

- О.А. Холодова.  Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных     

     способностей    (7-8 лет). 2 класс. Рабочие тетради №1, №2. -  М.: Росткнига, 2012.

-  О.А. Холодова.  Методическое  пособие, 2 класс, М.: Росткнига, 2012. – 270 с.

- А. З. Зак. Тетрадь с игровыми заданиями для развития мыслительных способностей «Интеллектика», 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_sayta.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса  «Умники и умницы»          

2 класс

                                                                                              Составитель:

                                                             Петрова И. Б.    

                                                                                             учитель начальных   классов  

                                                                    высшей категории

2011 - 2012 учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам», в соответствии с  основной образовательной программой начального общего образования и учебным планом  МБОУ Щёлковской гимназии.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя:

- О.А. Холодова.  Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных    

     способностей    (7-8 лет). 2 класс. Рабочие тетради №1, №2. -  М.: Росткнига, 2012.

-  О.А. Холодова.  Методическое  пособие, 2 класс, М.: Росткнига, 2012. – 270 с.

- А. З. Зак. Тетрадь с игровыми заданиями для развития мыслительных способностей «Интеллектика», 2 класс.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий и решений поисковых задач для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.

 Во втором классе запланировано 34 часа (1 час в неделю). Программа второго класса  будет реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с  учебным  планом Щёлковской гимназии.

          Актуальность выбора определена следующими факторами:

Курс «Умники и умницы» создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах; позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного мышления.

         Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

         Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые  решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.  

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Содержание занятий

Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке,  объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.

На занятие по РПС во втором классе отводится 45 минут.

Рекомендуемая модель занятия:

1.«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты).   

 Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

2. Разминка (3-5 минут).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10-15 минут).

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

4. Весёлая переменка (5 минут).

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

5. Логически-поисковые и творческие задания (10—15 минут).

Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших  школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения,  умения делать обобщения, устанавливать закономерности.

Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание,  память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный  интерес к родному языку.

6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).

       Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение оставляет желать лучшего путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

7. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать - (5 минут).

В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении  выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.

Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы 3, данные в которую заносятся после выполнения заданий на занятиях № 1 и № 68. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных  способностей ребят за год. А сравнивая с показателями таблицы 1 и 2 (за 1 класс), отмечаем изменения в развитии познавательных способностей ребёнка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   во 2-м классе является формирование следующих умений:

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса   во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в рабочей тетради.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   во 2-м классе являются формирование следующих умений:

- делать умозаключения из двух суждений, сравнивать,  устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;

- делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы,  по значениям разных признаков;

- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков,  решать задачи на логику;

- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи,  решать задачи на смекалку;

- точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;

- уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

- решать ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

- заполнять магические квадраты размером 3×3;

- находить число перестановок не более чем из трёх элементов;

Учебно – методическое обеспечение:

  1. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 – 8  лет). Методическое пособие,  2 класс. Программа  курса «РПС». 3 –е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 276 с.
  2. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 - 8 лет). Рабочие  тетради:  В 2- х  частях. – М.:, РОСТ, 2011 .
  3. А. З. Зак. Тетрадь для развития мыслительных способностей «Интеллектика» 2 класс

Календарно - тематическое планирование   2 класс (68 часов)

 

Дата

№ занятий

Кол-во часов

Развиваемые способности

(тема занятия)

Характеристика деятельности ученика

1

Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года.


Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.


Выделять закономерности, завершать схемы.


Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.


Называть предметы по описанию.


Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.



 1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

1

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания

1

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

1

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Поиск закономерностей.

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

1

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.



Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.


Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.


Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.


Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.


Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.


Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.


Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.


1

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

Совершенствование воображения. Рисуем по образцу.

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

1

Тренировка внимания.

 Развитие мышления

1

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления

1

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

1

Тренировка внимания.

 Развитие мышления.

1

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления.

1

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  (на конец учебного года)