Практикум для родителей
методическая разработка на тему

Обучение письменной речи, один из самых сложных....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_dlya_rod._teoriya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение письменной речи – один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. К сожалению, есть дети, и их количество в последние годы растет, которые допускают множество специфических ошибок на письме. Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими правилами. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью.  Такие ошибки свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой  ДИСГРАФИИ

 (стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма).

Письменная речь формируется только на основе устной, и между ними существует тесное взаимодействие.

Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь.  

Устная речь состоит из следующих компонентов:

Звукопроизношение

Фонематическое восприятие

Лексика и грамматика

Пространственно – временные представления.

 

В отличии от устной речи процесс письма формируется осознанно в возрасте 6-7 лет.

Итак, процесс письма состоит из ряда компонентов:

Речевой анализатор (отвечает за устную речь: звукопр., фонематич. процессы,

лексика и грамматика)

Зрительный анализатор ( работа зр. ан. является необходимым условием в развитии зрит. гнозиса – это узнавание, выделение буквы из ряда других, а также ее написание)

Двигательный анализатор (отвечает за развитием мелкой моторики, а мелкая моторика в свою очередь влияет на развитие реч. анализатора, чем лучше работают пальцы тем активнее работает язык)  

Также  необход. условием для совершения акта письма необходима сформированность представлений (пространственных и временных – красная строка, обзац ..)

Внимание и память (психические процессы, которые тоже учавствуют в акте письме).

Итак, мы с вами возвращаемся к устной речи  и рассмотрим каждый компонент по подробнее.

Дефекты звукопроизношения:

  1. пропуск звука (- ыба)
  2. замены одного звука на другой (сыска – шишка, лобот – робот)

Недостаточная сформированность фонематических процессов:

  1. не дифференцирует звуки по тв. и мягк. (лук-люк, мел-мель, галка-галька, мышка-миска).
  2. не дифферен. по звонкости-глухости (п-б, д-т, к-г, ф-в, с-з, ш-ж

бочка-почка, баня-паня, тачка- дачка, дочка- точка, уточка-удочка,горка-корка

  1. не диф. фонемы разных групп (свистящ-шипящ: с-ш, з-ж, ч-ц, ч-щ

чаша-чаща, крыша-крыса, кочка-кошка.

  1. фонемат. восприятие предусматривает сформированность звуко-слогового анализа и синтеза: кол-во звуков и слогов в слове

                                     место звука в слове

                                     последовательность звуков в слове

   недостатки языкового анализа выражаются на письме в пропуске букв слогов, вставке лишней буквы,слога. 

      пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ-ДОЖДИ, ДЕКИ-ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ-    СОСТАВЛЯЮТ);

       пропуски гласных (ДЕВЧКИ-ДЕВОЧКИ, ПОШЛ-ПОШЛИ, ТЧКА-ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ-РАСКАЧИВАЕТ);

 перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ-КАПЕЛЬКИ, КУЛКА-КУКЛА);

добавление букв (ВЕСНАЯ-ВЕСНА);

пропуски, добавления, перестановки слогов (ВЕСИПЕД-ВЕЛОСИПЕД).

Более грубые нарушения письма обусловлены недостатками в развитии лексики (т.е. словарь ребенка), грамматики (управление и согласование) и связной речи.

Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений ведет к появлению оптической дисграфии, т.е.

Не дописывание элементов букв  и-ш, ш-щ, л-м, х-ж, и-у,

Добавление лишних элементов   ш-и, ш-щ

Неправильное расположение элементов букв в пространстве 

                                                    в-д, б-д, с-э 

Одно из проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо.

Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

                     

                           

  1. Быки, салаты, походы, лодка, весна, яма, резина, магазин.
  2. к – кость - 1

н – конь – 3

и – лист – 2

г – нога – 3

а – собака - 4

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей.

Семинар – практикум для родителей....

Практикум для родителей "Как научить ребёнка слушать"

Игры, памятки и конспект практикума для родителей " как научить ребёнка слушать и слышать"...

Тематика консультаций и семинаров-практикумов для родителей 2 класс

Педагогическое просвещение с целью повышения педагогической компетентности родителей, оптимизация процесса обучения....

Тематика консультаций и семинаров-практикумов для родителей 4 класс

Педагогическое просвещение с целью повышения педагогической компетентности родителей, оптимизация процесса обучения....

Семинар-практикум для родителей учащихся 2-х классов по теме: «Преодоление специфических нарушений письма, обусловленных несформированностью языкового анализа и синтеза».

    Письмо называют «базовым» навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение. От того, как усвоит ребёнок этот навык, зависят его успехи не только по русскому языку,...

Семинар-практикум для родителей

Интегрированное занятие в подготовительной группе...

Практикум для родителей «Индивидуальная образовательная программа, как условие образования, саморазвития и самоопределения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья».

Индивидуальная образовательная программа, как условие образования, саморазвития и самоопределения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья...