СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
статья по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soloshenko_n.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Солошенко Н.Н.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ

 РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Традиционно главным институтом воспитания является семья. В семье формируется отношения ребёнка к внешнему миру. В основе семейных традиций всегда лежит какая-либо идея, норма, опыт семьи, которая направлена на упрочнение взаимоотношений и взаимопонимания между родителями и детьми.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растёт ребёнок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, получая в семье уроки добра и зла. В семье формируются отношения ребёнка к внешнему миру, он получает опыт моральных норм поведения, осваивает основы материальной и духовной культуры. В общении с близкими родственниками у ребёнка формируются человеческие формы поведения: навыки, мышления и речи, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

На характер семейного воспитания важное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры. Семейные взаимоотношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общении. Они определяют эмоциональное и деловое состояние семьи, её микроклимат.

В последнее время возрос интерес к традициям семейного воспитания и к национальным традициям. Это связано не только с возрастание национального самосознания, но и с тем, что становится всё более очевидным, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Его мировоззрение, поведение, привычки, способы взаимодействия с другими и многое другое есть результат прямого влияния образа жизни, традиций, обычаев, норм и ценностей того общества, которое его окружало с первого дня рождения.

Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остаётся их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.

В основе традиций всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует беду других людей, животных, литературных героев.

В традициях обычно отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности. Если в семье, например, традиции празднования дня рождения ребёнка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, весёлыми играми, пением, танцами и радостные воспоминания о котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех присутствующих – это традиция основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества. А если день рождения ребёнка – повод для очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребёнок – причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребёнка.

Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между её членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс семейного воспитания.

В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи.

Семья – это совместное проживание, а значит все должно быть совместным: еда, вещи, гигиена… В каждой семье есть свой устав, гласный или негласный, который позволяет распределять обычные блага (покупка вещей, отдых и т.д.), свои правила, по которым планируется жизнь семьи на ближайшее и отдаленное будущее.

Существует смешливое финское определение: семья – это малая группа людей, которые объединяются у одного холодильника. В этом определении есть глубинный смысл.

В семьях с устойчивыми фамильными традициями все члены семьи стремятся по любому поводу собраться вокруг домашнего очага, поговорить о чем–то существенном и не очень, поделиться новостями, обсудить предстоящие семейные события, принять важные решения, поддержать друг друга. Ни с чем нельзя сравнить семейную поддержку, опыт прошлых поколений, беседы «за кухонным столом», это своеобразная особенность русской психотерапии. Семейные обеды роднили всех представителей рода, сближали старшее и младшее поколение. В действительности, если в семье есть стали по отдельности, то дело идет к разрушению, и не только семьи, но и здоровья человека. В обществе появилась серьезная проблема – анорексия, она возникает, когда люди теряют культуру питания, которая прививается именно в семье. Неслучайно в старинной живописи семьи любили изображать за обеденным столом, не столь важно, что на нем: вареная картошка или изыски кулинарии, главное, что семья в сборе.

Еще один важный семейный ритуал, который сейчас, к сожалению, практически забыт – совместное приготовление пищи. Раньше, когда еще не было супермаркетов, пельмени любили стряпать дома, всей семьей. Одному их делать очень сложно, а когда на кухне собираются и взрослые, и дети получается все быстро, весело и вкусно. Это очень объединяет, когда лепится «счастливый пельмень» и кто-то его находит, дети растут с осознанием того, что делать, что-то самому в семье очень приятно. Даже обычный салат, приготовленный дома при участии всех членов семьи, отличается по вкусу от купленного в магазине, не говоря уже о качестве продукта.

Еще один важный момент для психологического здоровья, который дает традиционная семейная жизнь – это ощущение безопасности и полной защищенности. Только дома, в окружении близких людей, человек может по-настоящему расслабиться, отдохнуть… Человек на протяжении длительной семейной жизни «привык» к качественному сну, во время которого он совершенно беззащитен. Спящее животное мгновенно просыпается, если что-то не так. Нам необходимо не менее восьми часов глубокого сна ежедневно, чтобы мозг «переработал» информацию за прошлые сутки отдохнул – это 50% психического здоровья, такое условие лучше всего осуществляется у «домашнего очага».

Семья, к тому же и хранитель персональной информации: письма, фотографии, вещи, дипломы, «бирки» из роддома, пряди волос… Полная достоверная информация о человеке есть только в семейных «архивах».

В наше время этой традиции на смену приходит другая, крайне опасная для семейной жизни – традиция разоблачений: сейчас модно рассказать об интимных подробностях личной жизни или даже показать – обнажиться перед другими. Нарушение конфиденциальности может приводить к очень серьезным психологическим страданиям.

Сами по себе семейные традиции могут символизировать здоровье – духовное и физическое. Традиционное значит предсказуемое, следовательно, выполняются внутренние ожидания, то есть все благополучно. И чем более традиционна наша жизнь, тем меньше в ней стрессов – основных источников болезней. Семья, в которой соблюдаются определенные традиции – фактор здоровья и долголетия. По разным статистическим данным, люди, живущие в семье, реже болеют и имеют большую продолжительность жизни.

Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребёнка идёт более успешно.

Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире. Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследуют определенные воспитательные цели. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребёнка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причём это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Одним из средств передачи традиций являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Бережно передаваемые из рода в род традиции выполняют роль исторической памяти, осуществляя связь поколений. Празднование Рождества, Масленицы, Пасхи – любимые народные и семейные праздники. Во всех праздниках очень важна совместность действий детей и взрослых. Это выражается в общем веселье, и в том, что каждый делает какой-то взнос в организацию праздника.

Главное чтобы семейные традиции способствовали упрочнению взаимоотношений родителей и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"

Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...

Технологическая карта внеурочного занятия по теме «Русские традиции».Направление: духовно - нравственное

Внеурочное занятие –фолклорный  праздник,  целью которого является - познакомить учащихся с традициями подготовки и проведения праздников «Сороки», «Пасха»; разучить народные игры «Дударь», ...

Доклад "Этнокультурные традиции в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках мокшанского языка"

В докладе говорится о том ,что на уроках мокшанскогоязыка должны воспитывать любовь к родине,культуре,традициям. Использовать в работе разнообразные доступные и интересные детям формы и методы работы...

Доклад на тему Этнокультурные традиции в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках эрзянского языка.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у детей этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этнокультурная компетентность - это не просто...

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ – ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время всем очевидно, что возникла острая необходимость вобъединении семьи, школы, учреждений дополнительного образования и созданииединого воспитательно-образовательного пространства для р...

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании личности младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности — сложная, противоречивая и важнейшая проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от того, каким в духовно-нравствен...

"Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании личности младших школьников"

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности — сложная, противоречивая и важнейшая проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от того, каким в духовно-нравствен...