ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
статья по теме

Брендина Ирина Николаевна

В этой статье мы поговорим об основных вопросах, связанных с привлечением родителей к программе работы, связанной с курсом здорового образа жизни и укреплением здоровья, а также предложим некоторые практические предложения по расширению контактов между школой и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystviya_s_roditelyami.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Введение

В этой главе мы поговорим об основных вопросах, связанных с привлечением родителей к программе работы, связанной с курсом здорового образа жизни и укреплением здоровья, а также предложим некоторые практические предложения по расширению контактов между школой и родителями. Данное пособие не стремится быть всеобъемлющим. Авторы выбирают проблемы, которые, как они считают, возникают в любой школе. Одной из таких проблем является анализ школьной политики и стратегии в отношении к привлечению родителей к процессу образования. Родители в странах Европы задействованы в этот процесс в разной степени, и в каждой стране, общине и школе есть свои особенности целей и потребностей образования. Поэтому необходимо учитывать, что различные варианты стратегии приемлемы в различных странах и даже внутри одной страны. Однако есть надежда, что некоторые идеи этой главы дадут стимул для дискуссий, в результате которых появятся новые, более подходящие для решения проблем конкретной ситуации варианты, стратегии.

Почему родителей необходимо привлекать к работе по курсу здорового образа жизни?

Характер семьи и роль родителей в значительной степени изменились во многих европейских странах. В настоящий момент существует большее число видов семьи. Сюда входят традиционные расширенные семьи, состоящие из нескольких поколений, и семьи, где роль родителей выполняют два или даже один человек. В данном контексте термин "родитель" означает отца и/или мать или какое-либо иное лицо, на попечении которого находится ребенок.

Роль родителей в воспитании своего ребенка

Несмотря на изменение характера семьи, основные нужды маленьких детей такие, как хорошее питание, любовь, безопасность и стимулы, не изменились. В воспитании широко признается тот факт, что ранние годы жизни исключительно важны для физического, социального и эмоционального развития детей. Родители несут ответственность по заботе и воспитанию своего ребенка. И они не бросают эти обязанности, как только предоставляется возможность получения формального образования в школе. Интересно рассмотреть широкий возрастной ряд, варьирующийся от 4 до 7 лет, для начала формального образования, который существует в различных странах Европы. Такое разнообразие отражает широкое различие во взглядах на соотношение роли родителей и школы в образовании.

Привлечение родителей

Несомненно, то, что необходимо привлечение родителей ко всем аспектам школьного образования для перехода ребенка на систему формального образования. Как говорилось в Главе 1, дети, начинающие формальное образование, уже подвергались воздействию различных личностных и социальных факторов, которые повлияли на их поведение в отношении здоровья. Значение привычек питания, сна, личной гигиены, по всей видимости, очевидно для здоровья юного человека, начинающего ходить в школу. Вместе с тем, существуют и менее явственные факторы такие, как самоуважение ребенка и пример, который подают ему родители. Формирование отношения молодого человека к здоровью, которое начинается с процесса первичной социализации в семье, продолжается с его приходом в школу, где круг воздействующих на ребенка факторов расширяется: сама школа, большее количество друзей, группы сверстников. Если бы школа задалась целью принять во внимание различные взгляды молодых людей при планировании соответствующей учебной программы по курсу здорового образа жизни, то для этого потребовалось бы учитывать различные семейные условия, а также важнейшую роль родителей в воспитании здорового образа жизни, начиная с младших классов и до подросткового возраста.

Взгляды родителей

Многие из вопросов, рассмотренных выше, несомненно, важны для всех аспектов образования - не только для курса здорового образа жизни. Однако связь с родителями наиболее необходима в случае важных и деликатных вопросов, связанных со здоровьем. Вопросы пола, взаимоотношения с людьми и питание являются темами, изучению которых могут способствовать родители, оказывая поддержку и участвуя в мероприятиях.

Восприятие школы родителями

Многие родители могут с осторожностью относиться к участию в образовании своего ребенка, после его поступления в школу. Родители могут воспринимать школу как институт, дающий только научные знания. Поэтому школе необходимо разъяснять родителям, что курс здорового образа жизни подразумевает не только преподавание соответствующих знаний, но и исследование ценностей, взглядов и поведения в отношении здоровья. Причины, почему это важно, должны обсуждаться с родителями. Такое обсуждение повышает вероятность того, что родители смогут прояснить свою собственную роль в оказании поддержки школе.

Школьный опыт родителей

У родителей могут быть нерадостные воспоминания о своем собственном опыте учебы в школе. Школа должна работать с родителями и рассказывать им об учебной программе, о значительных изменениях в содержании и методах работы школы в сравнении с тем, что было 20 лет назад. Также совершенно необходимо, чтобы школьная атмосфера была дружелюбна по отношению к родителям.

Представления родителей о своей роли

У родителей могут быть ограниченные представления о своей роли, поскольку некоторые школы традиционно считают, что родители должны выполнять школьные инструкции относительно таких вещей, как посещаемость, примерное поведение и одежда детей. Школе необходимо изучить характер сотрудничества между домом и школой вместе с родителями, чем, возможно, расширить их ограниченные представления о школе в целом и о своей роли в частности. Также очень важно, чтобы родители подумали, действительно ли они хорошие воспитатели своих детей.

Связь: дом - школа

Хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием установления эффективного партнерства между родителями и школой. Важный шаг на этом пути - это ясно выраженная философия школы в отношении здоровой школы и вовлечение родителей в процесс разработки стратегии, при помощи которой философия будет воплощена в действия. Такие темы, как здоровое питание или секс и взаимоотношения, несомненно, потребуют поддержки родителей и их вклада в том случае, когда школьные усилия должны подкрепляться работой дома. Родителям потребуется предоставить возможность подробно познакомится с более широким кругом вопросов, связанных с курсом здорового образа жизни таких, как формирование отношения к здоровью и важность примера, если они заходят определить для себя более значимую роль в поддержке школы.

Разделение ролей и обязанностей

Очень важно, чтобы у родителей не сложилось впечатления, что школа хочет или способна взять на себя полную ответственность за здоровье молодых людей. Поэтому школа должна четко, без назидания, разъяснять родителям, чего она от них ждет, учитывая все разнообразие групп родителей. Также как и некоторым учителям, осторожно относящимся к расширению родительского участия, многим родителям будет трудно обсуждать определенные вопросы здоровья, и школа должна изучить пути преодоления этих проблем. Некоторые практические предложения для расширения диалога между семьей и школой приводятся ниже. Коротко - школа должна создавать климат, в котором распределение ролей и обязанностей рассматривается вмести с родителями с целью обеспечения действенного партнерства. Курс здорового образа жизни в этом смысле не уникален, но, возможно, сама учебная программа должна первенствовать в расширении связей между семьей и школой. Многие виды стратегии, предложенные в Главе 3, ценны для всех частей учебной программы, но курс здорового образа жизни, вероятно, должен показать пример остальным предметам.

Как мы можем расширить контакты между родителями и школой?

Признано, что в каждой стране есть свои демократичные методы обеспечения родительского права голоса в жизни школы, где учатся их дети. Ниже приводится ряд предложений, направленных на расширение значимого контакта между школой и родителями. Этот ряд не исчерпывающий и, возможно, не все предложения применимы в любой стране в связи с различиями организационной структуры систем образования. Тем не менее, он будет полезен для тех, кто хотел бы рассмотреть практические возможности партнерства между школой и родителями.

А. Поддержка родителей в заботе о детях и понимании развития ребенка

Во многих европейских странах воспитание стало меньше основываться на традициях и обучении в рамках расширенной семьи. Сейчас дети приобретают знания и навыки из более широкого круга источников. Предполагается, что родители должны играть роль более требовательных людей в постоянно усложняющемся плюралистическом обществе. Это имеет значение не только для курсов, которые преподает школа, но и для ее взаимоотношений с родителями, и для той поддержки, которую она может оказать родителями в воспитании их детей. Некоторые школы проводят с родителями неофициальные встречи для обсуждения вопросов, которые беспокоят и школу, и родителей, и относятся к здоровью и благополучию детей.

Б. Дошкольные группы родителей и детей

Такие группы можно использовать для того, чтобы дать детям и родителям представление о школе до того, как дети в нее поступят.

В. Игротеки и библиотеки для родителей

Библиотеки дают родителям доступ к качественным игрушкам и книгам, которые они могут читать вместе со своими младшими детьми дома, а также к книгам для родителей по вопросам развития и воспитания ребенка.

Г. Комната родителей

Можно отвести специальную комнату в школе как для неформальных дискуссий, так и для отдыха. Здесь также можно проводить встречи с учительским составом школы или медицинскими работниками: школьным врачом или медсестрой.

Д. Программа посещений дома

В детских садах и начальной школе такие посещения проводит специалист, работающий непосредственно с родителями с целью повышения осознания ими своей роли в качестве воспитателя.

Е. Курсы для родителей

Темами для таких курсов могут стать: "Дошкольник" или "Родители и подростки". Они могут обеспечиваться видео или аудио материалами при их наличии. Рекомендуется, чтобы родители посещали эти курсы группами, которые могут стать группами взаимопомощи или группами, которые работают при поддержке школьных учителей или медицинских работников.

Поддержка школы родителями

Традиционно с этого начинаются контакты с родителями. К этому вопросу следует подходить тактично, так как родители не должны подумать, что школа их "использует". Ниже приводятся примеры поддержки школы родителями:

  1. занятия с детьми спортом
  2. помощь в работе библиотеки
  3. помощь при проведении внешкольных мероприятий
  4. помощь школьной столовой в готовке здоровых закусок (в некоторых странах родители занимаются готовкой здоровых завтраков для учеников)
  5. содействие в работе в рамках учебной программы (для родителей имеющих особые навыки)
  6. привлечение к социальным и культурным мероприятиям
  7. помощь при овладении искусством езды на велосипеде
  8. проведение круглых столов для обсуждения с учениками опыта работы, например, навыков ведения переговоров.

Регулярное присутствие родителей в школе может привести к тому, что учителя почувствуют доверие к родителям и смогут обсуждать с ними вопросы учебной программы в неформальной обстановке, и в конечном итоге к тому, что родители будут привлекаться к мероприятиям в рамках учебной программы. В некоторых школах родители и просто взрослые возвращаются в старшие классы, и это способствует улучшению атмосферы во многих классах и помогает школе установить хорошие взаимоотношения с обществом.

Привлечение к учебной программе по курсу здорового образа жизни

Меняющийся характер школьной программы в Европейских странах и сложная природа курса здорового образа жизни означает, что школе недостаточно встречаться с родителями один раз в год. В нескольких странах были собраны свидетельства того, что родители действительно хотят знать больше об учебной программе. Для школ передача такой информации является сложной и важной задачей. Для углубления знания родителями учебной программы можно рассмотреть следующие виды стратегии.

Семинары по учебной программе

Такие семинары для родителей это практическая возможность изучить новые инициативы учебной программы. Иногда школы разочаровываются реакцией родителей на такие мероприятия, поэтому тем более необходимо уделять особое внимание тому, что и как говорится родителям. Многие деликатные вопросы курса здорового образа жизни такие, как секс, представляют значительный интерес и для родителей. Если необходимая информация подается ясно и четко, а само мероприятие не носит устрашающий характер, то родители будут реагировать нормально.

Помощь в мероприятиях по учебной программе

Такой вид деятельности возможен только в тех школах, где уже установились хорошие взаимоотношения с родителями через ряд мероприятий, упомянутых в этой главе. При привлечении родителей на такую деятельность требует времени и уверенности в друг друге с обеих сторон. Такая деятельность должна быть четко спланирована учителем, а родители должны понимать свою вспомогательную роль.

Предоставление информации родителям

Письменное сообщение традиционно является основным видом передачи информации родителям при помощи брошюр или пособий, информационных писем или информации о конкретных событиях. Эти способы передачи информации должны конкурировать с массой информации, которая поступает в дома. Они должны представлять сведения ясно, без профессионального жаргона, в заинтересовывающей форме и без налета официальности.

Использование видео

Некоторые школы имеют видеокамеры. Они используются для съемки школьных мероприятий или молодыми людьми для подготовки конкретных программ. Такие видеозаписи можно выдавать родителям на прокат. В рамках одного проекта в Бельгии маленьких детей сняли на видео за игрой, а затем эта запись была использована для привлечения родителей в школу, так как им нравится смотреть на своих детей! От такого общения пошло еще большее вовлечение родителей в школьные дела и развилось понимание родителями их роли в организации игрового опыта для маленьких детей.

Родительские собрания

Это - традиционный вид личных контактов с родителями в большинстве стран. Результат такого мероприятия иногда ограничен, так как учитель может уделить только несколько минут для личной беседы с родителем (родителями). Для построения значимого сотрудничества с родителями школе необходимо предусмотреть гораздо более широкий ряд контактов с родителями, а не рассчитывать только на собрания.

Издание по курсу здорового образа жизни

Буклет для родителей, посвященный конкретным темам курса здорового образа жизни, является еще одной возможностью передачи им информации. В нем можно было бы давать разъяснения по отдельным вопросам развития ребенка и по вопросам воспитания, связанным с курсом здорового образа жизни. Такой буклет можно использовать в качестве стимула для дискуссий на родительских собраниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия с родителями учащихся

Как привлечь родителей к жизни класса, сделать их своими соратниками и помощниками....

Работа классных руководителей по формированию Портфолио младшего школьника.Взаимодействие с родителями.

Создание Портфолио младшего школьника - длительная трудоёмкая работа, основная нагрузка которой ложится на классного руководителя.В данной презентации отражена система работы по формированию Пор...

Формы взаимодействия с родителями

Материал для работы с родителями. Предлагаются интересные и необычные формы взаимодействиея с родителями....

Пять принципов взаимодействия с родителями

Забота о счастье детей составляет платформу педагога в решении самых сложных и противоречивых вопросов, в том числе, и конфликтов с родителями. Они разрешаются через призму заботы о ребенке. Концентра...

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

Доклад на тему «Роль и стратегия деятельности учителя в организации взаимодействия с родителями»

Доклад на тему «Роль и стратегия деятельности учителя в организации взаимодействия с родителями» был написан, так как работа с родителями является одним из направлений работы классного руководителя. О...

Взаимодействие с родителями

План работы с родителями в младшей группе. Консультации для родителей....