Что значит "учиться"?
статья (3 класс) по теме

Савельева Лариса Александровна

Статья для родителей. Нужно разобраться в том, а что же это значит- уметь учиться?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_znachit.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

                     Что значит «уметь учиться»?

         Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые затронули и образовательную сферу. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны ни были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научиться учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

            Когда ученик выполняет задание учителя, он не учится. Он учится точно выполнять предписания. А учиться, то есть «учить себя» - значит самому давать себе предписания!

            Теория развивающего обучения В.В.Давыдова позволила  построить систему и структуру учебной деятельности посредством конкретизации общих законов функционирования всех сфер деятельности.

            Данный подход  мы называем  системно-деятельностным.

Системно-деятельностный подход открывает возможность построения и теоретического обоснования структуры учебной деятельности. Следовательно, чтобы научить детей учиться, принципиально важно построить структуру учебной деятельности, адекватную всеобщим культурным средствам и способам, механизмам самоизменения и саморазвития, - ту дорогу, по которой должен систематически «ходить» учащийся в процессе обучения для того, чтобы приобрести необходимый опыт, и этим создать условия для его рефлектирования, а затем и дальнейшего практического использования в жизни и профессиональной деятельности.

            Успешность передачи культурных образцов зависит, с одной стороны, от способностей ученика, а с другой – от того, какие учебные средства использует учитель. Поэтому в процессе взаимодействия между учителем и учеником появились два вида деятельности:

  1. учение, или учебная деятельность, - это деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества;
  2. обучение – это деятельность учителя, предназначением которой является совершенствование учебных средств, необходимых для снятия затруднений ученика.

       Для того, чтобы начать изменять себя, научиться чему-либо, учащийся должен этого захотеть и дать себе соответствующую установку – поставить цель. Но это «знание о незнании» может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал сам. Он ещё не знал, получится у него это или нет, но надеялся, что получится, и пробовал, потому что для него было важно это получить. Но в его действиях возникло затруднение – иначе он всё сделал бы до конца и не надо было ставить перед собой никакую новую цель.


     Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями. Ж.-Ж. Руссо


           Весь путь учебной деятельности, то есть самоизменения человека выглядит  так:


  Наряду со способностями к самоизменению учебная деятельность создаёт условия для приобретения способностей к саморазвитию, но это более сложный процесс, так как он предполагает, что пробуждение к нему исходит изнутри, независимо от внешнего фактора.