Асоциальное поведение детей
статья по теме

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_asocialnoe_povedenie.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «Асоциальное поведение детей» 

 Детство — это подготовка к взрослой жизни. От того, как оно организовано зависит дальнейшая жизнь ребёнка. Будет оно правильно организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо  - обернется нелегкой судьбой. Тяжелое детство не всегда самое плохое. Плохое детство — может обернуться большой бедой.

Асоциальное (от англ. asocial — направленный против общества) поведение — нарушение норм и правил, принятых в обществе. Название не всегда правильно отражает смысл. Например, употребление алкоголя и курение — довольно распространенная норма поведения взрослых. А поведение детей с такими привычками мы относим к асоциальному. Поэтому правильнее будет назвать асоциальным такое поведение школьника, которое не соответствует его возрастным особенностям. Существуют различия между асоциальным и антисоциальным поведением.

  1. Человек с антисоциальным поведением вступает в активный конфликт с нормами общества.
  2. Асоциальные люди открыто не нарушают нормы, они никого не грабят, не убивают, но сознательно исключают себя из нормальной жизни общества, становятся тунеядцами, бомжами, алкоголиками, наркоманам.

Еще не так давно об асоциальном поведении младших школьников и школьников среднего звена не было и  речи. Обычные шалости, школьные нарушения не представляли никакой социальной опасности. Но с тех пор, как в школы и даже детские сады стали вызывать милицию, стало понятно, что общество столкнулось с новой проблемой — асоциальным поведением детей. Детская преступность в последние годы очень помолодела. Асоциальное поведение   школьников — закономерный результат деформированной социально-экономической системы, недостатков в воспитательной системе, а также, к сожалению, бездуховности и низкого культурного уровня семьи.

Какие отклонения в поведении детей относятся к асоциальным? Их много:

  1. грубость,
  2. нечестность,
  3. лень,
  4. сквернословие,
  5. неуважение к старшим, воровство,
  6. хулиганство,
  7. бродяжничество,
  8. курение,
  9. употребление алкоголя,
  10. наркотиков и др.

Чаще всего они проявляются в комплексе, и тогда ребенка называют трудным, а потом асоциальным. Асоциальный — значит, почти граничащий с антисоциальным. Схема падения от трудного к асоциальному примерно такая: сначала появляются отдельные искажения в поведении, затем —«шатающаяся» ориентация, которая может перейти в отрицательную, и, наконец, может сформироваться устойчивая антиобщественная направленность личности. Проявляется асоциальное поведение в широких пределах — от легких, незначительных нарушений правил поведения до противоправных действий, вызванных глубокой моральной запущенностью.

Трудный ребенок тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребенок — страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины. 

Ребенок становится трудным,  когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний (аморальное поведение взрослых, дурное влияние улицы, компании правонарушителей), неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, ребенок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний.

Трудные дети, как правило,  плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, дерутся.   Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе.   Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Большую обеспокоенность вызывает тенденция роста трудных среди девочек. Хотя они менее, чем мальчики, склонны к насилию, грубым и резким проявлениям недисциплинированности, но им зачастую (так же как и мальчикам) свойственны аморальные поступки и проявления, а также лживость, истеричность, грубость и дерзость. Некоторые девочки обнаруживают склонность к хищениям мелких вещей, употреблению алкогольных напитков, курению.  

Психологи и педагоги выделяют несколько типов  трудных детей:

1) дети с нарушениями в сфере общения

 2) дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные)

 3) дети с недостатками умственного развития

 4) дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).

Вследствие этого могут сформироваться:

  1. циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушающие порядок и правила по собственному убеждению, считающие себя правыми; сознательно противопоставляющие себя обществу;
  2.  неустойчивые, не имеющие твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств люди; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; они подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять;
  3.  подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко — табаке, вине и т. д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом;
  4.  аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.  

Никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их просто  нет. Они в нашей ежедневной жизни, в тысячах больших и малых примеров поведения взрослых. Причины неудовлетворенности детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения.

Анкетирование по вопросам профилактики вредных привычек

№ п\п

Вопрос

Я:

  1. девочка
  2. мальчик


В моей семье:

  1. не курят
  2. курят все взрослые
  3. курит только отец
  4. курит только мать


Первый раз я попробовал сигарету:

  1. д/с
  2. 1
  3. 2
  4. 3
  5. 4
  6. 5
  7. 6
  8. 7
  9. 8
  10. 9
  11. ещё не пробовал, но планирую
  12. не пробовал и не буду












В первый раз я закурил:

  1. из интереса
  2. не мог отказаться перед друзьями
  3. сам хотел научиться



Сейчас я курю:

  1. время от времени в компании
  2. не реже раза в неделю
  3. не реже раза в день
  4. выкуриваю в день несколько сигарет


Я курю:

  1. только за пределами школы
  2. даже в школе, несмотря на запреты, т. к. не могу обходиться без сигареты

Я скрываю свою привычку курить от родителей:

  1. да
  2. нет



Мои родители:

  1. крайне негативно относятся к моему курению
  2. им всё равно
  3. они уже смирились и не вмешиваются
  4. не считают  курение вредной привычкой


Я:

  1. курил, курю и буду курить
  2. хотел бы бросить, но не знаю как
  3. пытался бросить, но не получается
  4. уже бросил

В моей семье:

  1. не употребляют алкогольные напитки
  2. регулярно употребляют пиво
  3. по праздникам вино, редко пьют крепкие напитки
  4. предпочитают крепкие напитки по праздникам, в будни пьют редко
  5. пьют пиво и крепкие напитки довольно часто


В моей семье:

  1. нет проблем с алкоголем
  2. у одно их членов семьи есть проблемы с алкоголем и это мешает семье жить нормально
  3. большинство членов семьи имеют проблемы с алкоголем


В первый раз я попробовал алкогольный напиток:

  1. 3-4 года
  2. д/с
  3. 1
  4. 2
  5. 3
  1. 4
  2. 5
  3. 6
  4. 7
  5. 8
  6. 9








Мой первый алкогольный напиток был:

  1. пиво
  2. вино
  3. крепкий напиток
  4. энергетик, джинтоник


Я уже пробовал:

  1. пиво
  2. вино
  3. крепкий напиток


В первый раз я попробовал алкоголь:

  1.  в компании друзей
  2. сам в одиночестве
  3. дома с родственниками


Я попробовал, потому что:

  1. не мог отказаться
  2. сам попросил, было интересно


Сейчас я употребляю алкоголь:

  1. иногда с друзьями лёгкие напитки
  2. иногда с родственниками лёгкие напитки
  3. пью пиво не реже раза в неделю
  4. пью пиво почти каждый день
  5. иногда водку


Мои родители:

  1. Негативно относятся к употреблению алкоголя подростками
  2. Смирились и не вмешиваются в моё поведение


Мои родители знают, где, сколько, что и с кем я пью:

  1. Да
  2. Нет, потому что не интересуются этим
  3. Нет, так как я всё скрываю



Какие виды наркотических веществ знаете?

Пробовали ли вы наркотики или наркотикосодержащие вещества?

  1. Да
  2. Нет

Почему да?

Почему нет?

Хотелось бы вам попробовать наркотическое вещество?

  1. Да
  2. Нет

Есть ли у вас знакомые, друзья, которые употребляют наркотические вещества?

  1. Да
  2. Нет

Изменилось ли поведение ваших друзей или знакомых после употребления наркотических веществ?

  1. Да
  2. Нет

Есть ли среди ваших родственников те, кто употребляет наркотические вещества?

  1. Да
  2. Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление: « Коррекционная работа с обучающимися начальных классов как основа профилактики асоциального поведения»

Выступление по теме « Коррекционная работа с обучающимися начальных классов как основа профилактики асоциального поведения»...

Психопрофилактика асоциального поведения у несовершеннолетних ГКУСО РМ "СРЦН "Радуга"

В статье анализируются  и подробно раскрываются виды и формы психопрофилактической работы, используемые педагогом-психологом в своей деятельности.Автор останавливается на участии воспитанников РЦ...

Доклад" Профилактика асоциального поведения"

В докладе идет речь о профилактике асоциального поведения у детей с ОВЗ....

Профилактика асоциального поведения детей

Главным направлением моей воспитательной работы  является предупреждение асоциального поведения учащихся в школе и дома....

Профилактика асоциального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Причины, приемы и методы.

Асоциальное поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или н...

Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников.

Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников....