Семинар для родителей будущих первоклассников
материал (1 класс) по теме

Касьянова Ирина Вячеславовна

Семинар для родителей будущих первоклассников: «Особенности построения программы обучения в начальной школе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_sobraniyu.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для родителей  будущих первоклассников

«Особенности построения программы обучения в начальной школе»

«Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Л.А.Венгер

         Ваш ребенок идет в школу. Под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это, прежде всего, мотивационная, личностная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а так же достаточный уровень развития зрительно-моторной координации («глаз-рука»).

      Личностная готовность включает в себя « внутреннюю позицию школьника» и выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно учиться в школе.

      Волевая готовность также является важнейшим компонентом психологической готовности ребенка к школе, ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов произвольного действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, оценить результат своего действия. Значительно увеличивается и степень произвольности поведения, проявляющаяся в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности побороть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого.

      Как только дети начинают удерживать цель деятельности, они начинают осознавать и способы выполнения действий, которые ведут к выполнению учебных задач. Они учатся связному пересказу содержания текста, сказки, картинки, сравнению, группировке, классификации, описанию предметов приема счета.

      Рассмотрим аспекты речевой готовности к школьному обучению и необходимые признаки готовности к школе в плане обучения грамоте.

      Речь – процесс пользования языком. По отношению к будущему первокласснику , говорят обычно и о формировании и развитии речи и об овладении языком. Причем владение речью настолько актуально, что не владение ею сразу проектирует не успешность обучения. Широко известно, что язык и речь тесно связаны с мышлением, в свою очередь развитие речи стимулирует развитие мышления. Обычно готовность к школе в плане развития речи определяют по звуковой культуре речи, по объему словарного запаса. Сейчас все более актуальным в современном обучении становятся такие предварительные речевые умения, как умение задавать вопросы и отвечать на них, способность к диалоговой речи, к выражению собственных впечатлений, мыслей, к оценке высказываний других участников речи. Будущий первоклассник должен овладевать именно речевой деятельностью.

Хочется обратить внимание еще на один аспект – формирование коммуникативных умений, неразрывно связанных с речью.Во-первых умение слушать, столь необходимое в школе, во-вторых – умение сотрудничать со взрослым, с учителем, со сверстниками, в третьих- знание элементарного речевого этикета (понимание как здороваться, прощаться, извиниться при необходимости.

Обучение грамоте при подготовке к школе становится все более важным для учебного старта ребенка-дошкольника. Как показывает школьная практика, уровень, объем подготовки «стихийно» растет. Дошкольник, не подготовленный в обучении грамоте, сразу отстает и среди читающих детей быстро обретает ощущение неуспешности.

Какие же умения и навыки необходимы для успешного школьного старта?

Литературное чтение.

1. Умение различать мягкие и твердые звуки и буквы.

2.Умение слушать различные произведения и пересказывать их.( Чтение в кругу семьи)

3.Быстро произносить скороговорки для развития речи.

4.Отгадывать загадки для развития сообразительности.

5.Разучивать небольшие стихотворения для развития памяти.

Русский язык.

1. Умение различать строку и междустрочное пространство.

2. Умение заштриховывать сверху-вниз,слева-направо,работать по трафарету со штриховкой,не выходя за границы.

3.Знать цветовую гамму и уметь различать цвета для составления слоговых схем.

Математика.

1. Прямой и обратный счет предметов в пределах 10, обозначение цифрой количества предметов.

2.Ориентировка на листе бумаги(слева,справа,перед,за,между,на,под,над,вверху,внизу)

3.Сравнение множеств предметов(больше-меньше-столько же.)

4. Состав однозначных чисел.

5. Простые арифметические задачи, умение их составлять.

6. Геометрические фигуры, знание их свойств.

7. Логические задачи.

8. Выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.

Окружающий мир.

 Ориентировка во времени:

последовательность дней недели;

устанавливать временные отношения -  вчера,сегодня,завтра, раньше,позже;

определять части суток- утро, день,вечер, ночь;

определять времена года -  осень , зима, весна,лето.

Для того, чтобы  детям легче было проявить свои способности , чтобы они смогли преодолеть возможные трудности, необходимо главное -  настроить детей на то, что их ждут интересные испытания и занимательные задачи и учитель им в этом поможет.

Закончить выступления хотелось бы словами Л.А.Венгера: «Быть готовым к школе сегодня не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

«Быть готовым

к школе сегодня

не значит уметь читать, писать

и считать.

Быть готовым

к школе – значит быть готовым всему этому научиться!»

                              Л.А.Венгер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Семинар для родителей будущих первоклассников "Ваш ребенок - ученик".

Поступление в школу в начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Поступление в школу в начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни ...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников.

Начало обучения в школе один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребёнок становится школьником далеко не сраз...

Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"

Начало обучения в школе один из ответственных и сложных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Переступив порог школы, ребенок становится школьником не сразу. Чтобы п...

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....