ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЬМИ
статья по теме

Матвеева Марина Вячеславовна

Информация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakonomernosti_osvoeniya_chteniya.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

        

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЬМИ

        Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка.         Обучаясь чтению и письму, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определенными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.

        Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи, которые сами по себе, изолированно еще ничего не означают для него в смысловом отношении. Он должен научиться делить слово на слоги и звуки, усвоить довольно сложную систему графических символов (букв), обозначающих звуки речи. Однако и это не самое сложное и не самое важное.

        Усвоив элементарные технические навыки чтения, ребенок приступает к самому трудному и главному в чтении — он должен научиться извлекать смысл из письменных текстов. Письменные тексты (письменная речь) построены по правилам, значительно отличающимся от правил организации устных высказываний. То, как ребенок привык выражать свои мысли в разговорной речи и как это делают взрослые, общаясь с ним, резко отличается от книжного языка. Кроме того, литературная речь представляет собой преимущественно речь взрослых (даже если по сюжету в произведении разговаривают дети). Редкими исключениями являются книги В. Драгунского, Н. Носова и некоторых других авторов.

        В повседневном общении используются преимущественно виды диалогической речи: вопросы, ответы, обмен репликами. В процессе понимания устной речи для детей важной опорой является событийный и предметный наглядный контекст. Конкретные моменты ситуации, в которой происходит разговор (предметы, о которых идет речь, совершаемые действия), интонация говорящего, выражение его лица, жестикуляция помогают ребенку полнее понять собеседника. Все это отсутствует в книжных текстах, носящих в большинстве случаев характер монолога. Поняв значения всех слов в прочитанной фразе, ребенок должен затем объединить их в целое, составляющее смысл фразы. Затем ему нужно заново интерпретировать значения некоторых слов с учетом речевого контекста — общего смысла прочитанной части текста и последней фразы. (Например, значение слова «упал» в словосочетаниях «упал духом» и «упал в лужу» различно.) После этого ему предстоит реконструировать значение целого текста или фрагмента текста так, чтобы в голове возник отчетливый образ того, о чем повествуется в книге.

        Следует учитывать и тот факт, что ребёнок, который учится читать, мыслит еще, преимущественно, образами, которые и несут для него основное смысловое и эмоциональное содержание. Поэтому, если в процессе чтения не происходит полноценного «перевода» с письменного языка на образный, оно не доставляет ребенку удовольствия и весьма мало способствует приобретению новых знаний и умственному развитию.

        Полноценное освоение всех вышеперечисленных навыков предполагает определенный минимально необходимый уровень зрелости мышления и речи. Иначе говоря, должно наступить состояние психологической готовности к усвоению грамоты и литературного языка.

        Иногда, несмотря на неполную готовность ребенка к овладению грамотой, удается тем или иным способом научить его техническим навыкам чтения, то есть «говорению по буквам». Как правило, в таких случаях усвоенный навык оказывается весьма непрочным и впоследствии легко утрачивается. Способность же к полноценному пониманию прочитанного может так и не развиться. В результате ребенок, демонстрирующий формально неплохие показатели скорости и техники чтения, понимает прочитанное весьма поверхностно. Чтение остается для него неработающим, чисто учебным навыком и не используется в повседневной жизни. Чтобы избежать подобной дисгармонии при освоении чтения, привить любовь к этому занятию, с самого начала обучения необходимо достаточное внимание уделять развитию навыков полноценного понимания прочитанного. Наиболее удобный способ — соотнесение прочитанного текста (или его фрагмента) с соответствующей ему по содержанию картинкой. Обсуждая вместе со взрослым смысл прочитанных самостоятельно слов и словосочетаний и соотнося их с определенным образом на картинке, ребенок   начинает   глубже   проникать   в   смысл прочитанного.Проявляя неподдельный интерес к подобному совместному обсуждению и к обсуждаемому материалу, взрослый заражает своей увлеченностью и ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Современный подход к психологическим занятиям с проблемными детьми в условиях ФГОСЛ.Е. СмуроваВ работе раскрыт инновационный подход к психолого-педагогической работе с проблемными детьми в условиях ФГ...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Инновационный подход к психологическим занятиям с проблемными детьми в условиях ФГОССтатья была написана в 2012 году специально для выступения на научно-практической конференции по теме:  «И...

Модель анализа трудностей усвоения письма и чтения детьми-дизартриками

Уровень владения операциями звукового анализа и синтеза у подавляющего большинства детей-дизартриков является недостаточным для усвоения грамоты. Они плохо различают понятия согласный и гласный звук, ...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.

Выступление на ШМО классных руководителей начальной школы о закономерностях формирования орфографической грамотности в первых классах....

Трудности при овладении чтения детьми с ОВЗ и пути их преодоления.

Данная презентация содержит материал по преодолению трудностей при  овладении чтения детьми младшего школьного возраста. Представлена методика раннего выявления дислексии (МРВД). Также предложены...

Упражнения, помогающие в освоении чтения.

Главное – помнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а преодолеть недостатки предпочтительнее в детском возрасте - всему свое время. Для развития навыков ч...