Влияние телевидения на агрессивность учащихся. Беседа для родителей
консультация (1 класс) по теме

Салчак Саяна Сюрюн-оловна

Влияние телевидения на агрессивное поведение младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция для родителей начальных классов на тему:

«Влияние телевидения на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста»

Проблема влияния телевидения на агрессивное поведение детей

Телевидение все более активно и даже агрессивно проникает не только в нашу жизнь, но и в воспитание детей. Телевизор заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музыцирование и т.п. Перед этим наступлением наиболее беззащитными и зависимыми являются совсем маленькие дети и дети младшего школьного возраста. Если взрослые или подростки способны критически оценить то, что показывают, могут переключиться на другой канал или просто выключить телевизор, то младшие школьники смотрят все, что показывают. Причем они не, просто смотрят телепродукцию, они впитывают и усваивают ее. Телевоздействия (как и всякие другие воздействия, адресованные ребенку) формируют душу ребенка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир детей еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи, которые смотрят дети. Они не только способ времяпрепровождения, но и средство воспитания.

Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движения, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся все более очевидными .

Как замечает Тарасов К.А., на протяжении последних 10 лет подрастающее поколение является объектом массового воздействия произведений экранных искусств, в которых действия предпочитаются чувствам и мыслям, трюки - историям, реальные человеческие типы - вымышленным героям, а насилие, жестокость и эротика, приправленная тем же насилием, стали едва ли не основным содержанием популярных сюжетов.

Здесь важно заметить, что число преступлений, совершенных детьми и подростками, в последнее время резко возросло.

. Как отмечает   Смирнова Е.О., поражают не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских «шалостей»

 Отсюда ясно, что повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения факторов, психологических условий, вызывающих эти опасные явления, на что и указывает Смирнова Е.О.                

Особенно важным изучение агрессивности является в младшем школьном возрасте, когда эта черта находится на стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Результаты и особенности влияния такого мощного средства массовой коммуникации, как телевидение, на жизненную среду человека в настоящее время практически не изучаются, или изучаются чрезвычайно мало.            Американская академия педиатрии не так давно выпустила предупреждение: не демонстрируйте телепередачи детям до 2-х лет. Многие зададутся вопросом: что может быть опасного в просмотре, например, мультипликационных фильмов? Понятно, что для старших детей некоторые телепередачи могут быть нежелательными с точки зрения воспитания и морали. Обследования показали, что американские дети, сидя перед телевизором в среднем 3 часа в день, за год успевают увидеть около 14 тысяч сцен, связанных с сексом, а к окончанию восьмилетней школы – около 8 тысяч убийств (у нас, пожалуй, и больше).

Для детей моложе 2-х лет, утверждают американские педиатры, опасность просмотра телевизора может быть чисто физической. В коре головного мозга младенца число связей между нейронами вдвое выше, чем у взрослого: мозгу надо справляться с осознанием окружающего мира, в котором для маленького человека все новое, непознанное, неожиданное. Это самый критический период для развития навыков зрения и языка. Кроме того, в возрасте 18 месяцев у ребенка бурно развиваются лобные доли мозга, отвечающие за контакты с другими людьми. Поэтому с такими маленькими детьми надо разговаривать, играть, общаться, но не посредством телевизора.

«Телевизор нельзя использовать даже для кратковременного отдыха ребенка, - таково мнение Сьюзен Джонсон, исследовательницы из Калифорнии, изучающей взаимодействия мозга и телевидения. – Детские глаза от рождения предназначены для того, чтобы смотреть на человеческие лица. Поэтому лучший отдых для маленького ребенка – тихое общение с матерью или отцом» .

Как отмечает, Кизилова К.: «некоторые родители надеются, что телевидение научит ребенка чему-то полезному – новым словам, цифрам или алфавиту, но большинство специалистов говорят, что это не так. В одном эксперименте врачи регулярно демонстрировали детям с нормальным слухом, рожденным от глухонемых родителей, известную детскую образовательную передачу «Улица Сезам». Целью было проверить, не научатся ли они говорить. Этого не произошло. Дети учатся говорить, только общаясь с живыми людьми. Исследования показали, что маленьких детей привлекают звуки из телевизора, но их мозг не обрабатывает телевизионную речь с такой, же интенсивностью, как разговор общающегося с ребенком человека. Кроме того, указывает доктор Джонсон, телевизор – точечный источник звука, тогда как в реальном мире звуки объемны, идут с разных сторон. Поэтому дети, привыкшие к телевизору, хуже других умеют определять направление на источник звука. Сегодня и в нашей стране телевизор, видеомагнитофон, компьютер прочно вошли в жизнь детей. Во многих семьях, как только ребенок научиться сидеть, его устраивают перед экраном, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребенка».

Отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Не прилагают усилий для изобретения игр, сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие внутреннего мира отражается и на отношениях между детьми. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: им не о чем разговаривать, спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку телевизора и ждать новых – готовых – развлечений.

Однако, самое явное свидетельство вредного влияния телепередач – рост уровня детской жестокости и агрессивности.

Чем больше и бесконтрольнее ребенок проводит время у телевизора, тем активнее он усваивает нормы агрессивности. Воспитатели и родители детей, активно просматривающих телепередачи, говорят о том, что для этих детей характерны: тенденция к непослушанию, проявление агрессивных форм поведения, выражающихся в:

- отрицательных отзывах о своих сверстниках;

- выражении отрицательных эмоции (недовольство, недоверие, брань);

- высказывании мыслей и желаний агрессивного характера, проклятий, оскорблений, обидных шуток;

- простом крике, реве (без речевого выражения).

Также эти дети вспыльчивы, резки, грубы, драчливы, конфликтны. Свою правоту предпочитают доказывать дракой.

Для таких детей характерны: долгое засыпание, беспокойный тревожный сон, вскрикивания, плач во сне. Все это свидетельствует о нарушениях психики. Таким образом, налицо тот факт, что телевизор оказывает мощное деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

Разрешая младшему школьнику постоянно смотреть телевизор, родители полагают, что он понимает происходящие на экране события. Но это далеко не так. Восприятие экранного мира ребенком своеобразно: он не вникает в содержание и сюжет, не понимает действий и отношений героев – он видит яркие движущиеся пятна, которые притягивают его внимание. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, ребенок начинает испытывать потребность в ней, ищет ее повсюду. Примитивная потребность в сенсорных ощущениях может закрывать ребенку все богатство мира. Ему уже все равно, куда смотреть, - только бы мелькало, двигалось, шумело. Примерно так же он начинает воспринимать и окружающую действительность.

Сажая младшего школьника перед экраном и освобождая себя от утомительных занятий с ним, взрослые лишают его этого права и нарушают основной закон развития психики ребенка, открытый еще Л.С. Выготским. Суть его в том, что становление внутреннего мира ребенка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым. Все высшие психические функции ребенка – интересы, переживания, представления, образы - первоначально существуют не внутри него самого, а в пространстве между ним и взрослым, то есть имеют совместную форму.

При этом взрослый не навязывает ребенку свои представления или ценности, а вместе с ним строит свой внутренний мир, открывая ему новые грани действительности, которые сами по себе не видны и могут остаться незамеченными. Окружающие ребенка предметы не воздействуют на него непосредственно. Можно видеть множество кошек и собак, но не знать они живые, что им бывает больно или холодно. Можно видеть деревья и цветы, но не замечать, что они красивые, можно натыкаться на кубики, но не испытывать никакого интереса к постройкам башен и дворцов.

Полноценное человеческое развитие ребёнка младшего школьного возраста возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства, никакие, даже самые совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Если же ребенок в младшем школьном возрасте лишен полноценного общения со взрослыми, этот смысл, а вместе с ним и вся человеческая культура остаются закрытыми, чужими, невостребованными, а внутренний мир ребенка – пустым.

Итак, сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это будет бессмысленно и невозможно. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы к ее использованию по назначению, когда она станет для них именно средством получения нужной информации, а не воспитателем, властным хозяином над их душами.

Вывод: Коррекционная программа по снижению уровня агрессивности детей младшего школьного возраста

 Что можно посоветовать, чтобы уменьшить отрицательное воздействие телевидения на детей младшего школьного возраста. Прежде всего, ограничить время для просмотра телепередач - не более одного часа в день. Кроме ограничения времени, родители должны ограничивать количество передач, где демонстрируются сцены жестокости и насилия.

Хочется подчеркнуть, что особенно вреден телевизор для детей младшего школьного возраста. Конечно, нельзя запрещать детям вообще смотреть телевизионные передачи. Но можно все-таки снизить уровень отрицательного влияния телевидения.

Намного полезнее, если вместо семейного просмотра бесконечных телесериалов, родители организуют вечера чтения какой-либо интересной сказки или истории, при этом положительных эмоций и пользы будет намного больше.

Конечно, нельзя выключить сразу все телевизоры или запретить детям смотреть телепередачи. Но надо следить, чтобы телевизор не являлся единственным источником развлечений, а тем более способом отдыха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа для родителей учащихся 1 класса.

Начало обучения ребенка в школе – это, в первую очередь, экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребенка, со вре...

Беседа с родителями учащихся 3 класса о введении курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Беседа с родителями учащихся 3 классов о значении курса ОРКСЭ в нравственном воспитании учащихся...

Беседа с родителями на тему "Телевидение и ученик"

Цель мероприятия: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором. Показать влияние телевизионных просмотров на физическое и психическое состояние ученика....

Беседа для родителей АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ

Беседа для родителей   на родительском собрании АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ...

"Если ребенок пишет с ошибками..." (Беседа для родителей учащихся начальных классов)

quot;Если ребенок пишет с ошибками"- отличный материал для родительского собрания в начальной школе. Текст прост и понятен, содержит конкретные методические рекомендации для педагогов и родителе...

консультация для родителей "Влияние телевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников"

Консультация рассказывает о вреде чрезмерного увлечения детей компьютерными играми, дает советы родителям, как правильно подобрать компьютерную программу для дошкольника, как оценить содержаниие этой ...