Родительское собрание "Как помочь быть внимательным"
статья по теме

Федотова Наталья Васильевна

Конспект собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rod_sobr_kak_pomoch_byt_vnimatelnym.zip28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание-практикум

« Как помочь ребёнку стать внимательным? ».

Цели:

1) познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами;

2) изучить в ходе собрания  игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся.

Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.

Подготовительная работа..

1. Приглашение родителей на собрание.

2. Проведение анкетирования родителей.

            Анкета для родителей.

1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий

( подчеркните один из предложенных ответов)?

    - Да;

    - трудно сказать ( и да, и нет);

    - нет.

2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?

    - Да;

    - Трудно сказать ( и да, и нет);

    - Нет.

3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание? ____________

3. Анализ результатов анкетирования родителей, который проводится классным руководителем совместно со школьным психологом и председателем родительского комитета класса.

4. Подготовка совместно со школьным психологом, библиотекарем выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.

5. Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании, обсуждение с ним методических аспектов показа родителям игр и упражнений для развития внимания младших школьников.

Ход собрания:

1.Установление свободной и доверительной атмосферы.

2. Сообщение темы и целей родительского собрания.

- Тема нашего родительского собрания сегодня « Как помочь ребёнку стать внимательным».

Цели собрания:

1) познакомить вас уважаемые родители  с понятием внимания и его основными свойствами;

2) изучить в ходе собрания  игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию  внимания у учащихся.

Слайд 1,2

3.Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: « Внимательный ребёнок- это …» (Время для  выполнения задания- 3 минуты).

Слайд 3

4.Представитель каждой группы читает вслух коллективно предложенную фразу. 

Классный руководитель обобщает мнение участников собрания.

5.Председатель родительского комитета класса выступает с сообщением о результатах анкетирования родителей (Приложение 3) и предлагает более детально разобраться  на этом собрании в том, что такое внимание и как его развивать.

Учитель приводит результаты выполненных заданий учащимися.

(Приложение 4)

Слайд 4

6.Теоретическая часть.

 -Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависит от сформированности у него способности быть внимательным.

 Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

                         Жил человек рассеянный

                         На улице Бассейной.

                         Сел он утром на кровать,

                         Стал рубашку надевать,

                         В рукава просунул руки-

                         Оказалось это брюки…

                         Вместо шапки на ходу

                         Он надел сковороду,

                        Вместо валенок перчатки

                         Натянул себе на пятки…

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.

Концентрация внимания- умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство. Бывает рассеянным, несобранным.

Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объём внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.

Устойчивость внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т. п. легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.

Переключение внимания- это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания  можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.

 Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Младшему школьнику это сделать очень трудно. Если необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать мама и папа.

- Я догадываюсь о том, что у вас возникли вопросы, которые касаются темы нашего собрания.  Ответы на них вам поможет найти психолог школы.  (Родители задают вопросы психологу.)

К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я  предлагаю, познакомиться на нашем родительском собрании.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

7. Практическая часть.

Учитель группам родителей раздает листы с описанием  игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 10  минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. 

Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания. Для ознакомления и демонстрации предлагаются игры и игровые упражнения, описание которых предоставлено в книгах «Занимательное азбуковедение», «Игры-шутки, игры-минутки», « От игры к самовоспитанию», « От игры к знаниям».

Игра « ПОВТОРИ БЫСТРО ».

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка»:

- Ну начали! Повторите – «стол».

Играющие повторяют: « Стол».

- Повторите – «Окно».

Играющие говорят: «Окно».

- Скажите – «Улица». Быстро – «кошка» и т. д.

Игра « НЕ СОБЬЮСЬ».

1. По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнёс запрещённое число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящихся на  Вместо названия говорить слово»гоп» и т. п.

2.Игровые упражнения.

 Даны напечатанные тексты ( для упражнений дома можно взять старые газеты, журналы).

- Зачеркните первую букву каждого слова в заданном тексте (1 мин.).

- Зачеркните только букву «а» в тексте линией в одном направлении (1 мин).

Зачеркните две буквы «а», «у» в каждом слове линиями в разных направлениях (2 мин.).

Игра «ПОЛСЛОВА ЗА ВАМИ».

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон, и т. п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.

Игровое упражнение «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?».

- Я предлагаю вам, уважаемые родители,  внимательно прослушать сказку «Лисёнок и лягушонок» Г.Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «л».

В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.

Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимончики. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился.

-Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех тор, пока лисенок не вырос.

Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось.

- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

8. Заключительный этап.

- В качестве решения родительского собрания я предлагаю вам  следующие рекомендации («Памятки родителям») (Приложение 5):  

- помогите вашим детям стать внимательными;

- приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;

- играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства  внимания;

- научите играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»;

- не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления;

- учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.

9.Оценка. 

В заключении собрании я предлагаю представителям  каждой рабочей группы  продолжить фразу: « Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…»

Слайд 11

10. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку быть внимательным

Познакомить родителей с понятием внимание. Игры по развитию внимания....

Родительское собрание на тему « Как помочь ребенку быть внимательным. Игра дело серьезное.»

Что такое внимание? Свойства внимания. Игры и игровые упражнения....

Родительское собрание Как помочь ребёнку быть внимательным

Презентация содержит упражнения для развития внимания и рекомендации родителям....

Родительское собрание в 1 классе на тему:"Как помочь ребенку быть внимательным?"

родительское собрание в 1 классе на тему :"Как помочь ребенку быть внимательным?", с презентацией,анкетированием....

Родительское собрание"Как помочь ребёнку быть внимательным"

Цель: доказать, что ребёнок будет более внимательным, если:выяснить причины неадекватного поведения;проводить системные занятия по её корректировке и формированию привычки....