методические рекомендации для родительских собраний
методическая разработка (2 класс) по теме

Петровичева Александра Николаевна

Как помочь ребёнку стать успешным. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках ИЗО в начальной школе.

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Перегрузка однообразным учебным материалом; несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса; ограниченные возможности для творческого самоуправления.

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.

Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.

Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. 

Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение.

На собственном педагогическом опыте я убедилась, что использование на уроках художественно-эстетического цикла интерактивных методик, способствует формированию универсальных учебных действий и художественно-творческой активности учащихся.

Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения искусства в жизни человека и общества; сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона. При этом осуществляются различные умственные операции: анализ,сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения.

Формирование регулятивных универсальные учебные действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку.

Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем. Уникальным достижением ученика является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов.

При изучении предмета "Изобразительное искусство" в школе, я использую различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД. Например, метод проектов, игра, метод "мозгового штурма", коллективно-творческие дела, информационно-компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии и др.

Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую.

Игра как средство интерактивного обучения способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ изобразительного искусства. Использование разных типов игр, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие ребят в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных. 

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра: помогает снять чувство усталости; раскрывает способности детей, их индивидуальность; усиливает непроизвольное запоминание

В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

"Мозговой штурм" является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.

Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Такое взаимодействие позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др.

Коллективно-творческие дела на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением партнёра, ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий.

Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации.

Учебный предмет "Изобразительное искусствовносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.

Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках изобразительного искусства, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения, поэтому необходимо формировать универсальные учебные действия уже в начальной школе.



Предварительный просмотр:

10 советов для проведения успешного родительского собрания.

1. Основными требованиями к проведению собрания являются открытость, заинтересованность, доверительность, возможность получения всей интересующей информации. Продолжительность собрания мы рекомендуем делать не более 1,5 часов.

2. Начало разговора должно быть кратким, ярким и чётким по содержанию. Начните разговор с изложения самой логики встречи, её основных этапов: «Основная цель нашей встречи…», «Сначала мы с вами…», «Затем мы рассмотрим …», «В конце разговора …». Информация должна подаваться дозировано и чётко.

3. Определяющую роль в сотрудничестве с родителями играют педагоги. Взаимопонимание школы и родителей строится на том, чтобы педагоги школы не поучали, а советовали, размышляли вместе с родителями, договаривались о совместных действиях. При общении называйте родителей по имени и отчеству, чаще старайтесь использовать фразы: «А как Вы думаете?», «Давайте подумаем вместе ...». Старайтесь показать, что Вы нуждаетесь в объединении ваших совместных усилий, что родители – Ваши союзники, и Вы не можете обойтись без их совета и помощи.

4. Используйте различные формы проведения собрания: лекция (в роли лектора – педагог, психолог, врач), дискуссия, мастер-класс, работы по группам для обсуждения важнейших вопросов работы и т.д.

5. Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку. Посоветуйте родителям завести тетрадь для родительских собраний, которую можно вести все годы учебы ребенка в школе. Эта тетрадь будет своеобразной школьной летописью семьи ребенка.

6. Готовьте необходимый раздаточный материал для родителей (рекомендации, советы, памятки, алгоритмы действий, списки литературы и т.д.) Хорошей традицией родительского собрания могут стать письма учащихся, которые они пишут своим родителям к каждому родительскому собранию. В письмах ребята рассказывают о том, что их волнует, о своих проблемах, радостях.

7. Организуйте чай. Общение на собрании станет в этом случае более непринужденным.

8. Подводите итоги собрания, в конце разговора возвращайтесь к его началу. На все ли вопросы получены ответы? Поблагодарите родителей за активную работу на собрании и пожелайте успехов в воспитании детей. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определённым результатом.

9. Заканчивайте собрание позитивно. Процитируйте мудрое высказывание о воспитании, относящееся к теме родительского собрания. Не забывайте слова и чаще говорите родителям своих учеников: «Ваш ребенок один единственный, про него не написано ни в одной книге – о нем знаете только Вы. Читайте литературу, слушайте учителей, а поступайте так, как подсказывает Вам Ваше сердце и глаза Вашего ребенка».

10. Проводите собрание в технологии деятельностного метода - это позволит включить родителей в активное обсуждение проблем и найти варианты их решений.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Как помочь ребёнку, стать успешным»

 

Родители делятся на группы, по выбранным конфетам. (4 гр.)

Родительское собрание начинается со стихотворения «Что такое счастье?»                                

                                   ***

    Что такое счастье?  Таким простым вопросом

Пожалуй, задавался ни один философ.

А на самом деле Счастье  - это просто.

Начинается оно с полуметра роста.

Это распашонки, пинетки и слюнявчик,

Новенький описанный мамин сарафанчик.

Рваные колготки,  сбитые коленки,

Это разрисованные в коридоре стенки.

Счастье -  это мягкие теплые ладошки,

За диваном фантики, на диване крошки.

Это целый ворох сломанных игрушек,

Это постоянный грохот погремушек.

Счастье  - это пяточки босиком по полу.

Градусник под мышкой, слезы и уколы.

Ссадины и раны, синяки на лбу,

Это постоянное «Что? да почему?»

Счастье  - это санки, снеговик и горка.

Маленькая свечка на огромном торте.

Это бесконечное «Почитай мне сказку»,

Это ежедневные  Хрюша со Степашкой

Это теплый носик  из-под одеяла,

Заяц на подушке, синяя пижама.

Брызги по всей ванной пена на полу.

Кукольный театр, утренник в саду.

Что такое счастье? Проще нет ответа.

Оно есть у каждого – Это наши дети.


2

2. Именно о них, наших детях, собрались мы сегодня поговорить.

3. Позади пелёнки и погремушки. Наши дети – школьники.

- скажите, зачем мальчишки и девчонки ходят в школу?

…(получить знания, научится уму-разуму, стать культурными людьми, получить в дальнейшем хорошую профессию)

- какими бы вы хотели видеть ваших школьников?

- всегда ли дети оправдывают ваши ожидания?

Тема нашей сегодняшней беседы

«Как помочь ребёнку стать успешным?» .(1 слайд)

Каждого родителя интересует вопрос: как воспитать успешного ребёнка. Но давайте уточним, что, по-вашему, успешный?

Принято считать, что успешный ребёнок хорошо учится в школе. Но только ли это делает его успешным?

Заглянем в толковый словарь и посмотрим, что включает в себя понятие успешный, успех.

(2 слайд)

Обратите внимание, что наряду с хорошими результатами в учёбе успех предполагает и общественное признание. Как же это совместить? Чтобы завоевать авторитет у одноклассников, недостаточно только хорошо учиться, нужно обладать ещё многими качествами. Это становится проблемой.

Обозначилась проблема: успех ребёнка в школе (3слайд)

3

Ребенок может быть отличником, получать наивысшие баллы, учитель будет ставить его в пример другим детям,  а он будет  чувствовать себя «серой мышью», «ботаником», почему?

… (не сложились отношения с одноклассниками, не с кем играть на улице, мало друзей или их нет вообще, чувство собственной незначительности, неумение решать проблемы, выходящие за пределы школьной программы, делают его несчастным).

Но бывает и наоборот: душа класса, без него не проходит ни один День рождения, он участвует во всех делах, самый, самый, а в дневнике уныло выстроились тройки и двойки. Разве он успешный?  

- КТО МОЖЕТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ?

…(родители, учителя, тренеры, руководители кружков и т.п.)

Думаю, что ведущая роль всё-таки принадлежит родителям.

Ещё Аристотель сказал: «Привычки, вырабатываемые с детства, определяют всю нашу жизнь». (4 слайд)

- КАК же родители могут помочь своим детям?

 СИТУАЦИЯ 1

Ваш ребёнок получил  три 2 по литературе, оказывается,  у него нет книги,  которую  они изучают на уроке.  Ваши действия?

…(послать в библиотеку, обратиться к соседям, знакомым – чтобы ребёнок смог справиться с подобной проблемой сам в следующий раз).

СИТУАЦИЯ 2

Вы решили проверить у ребёнка уроки. Он не выполнил задание по физике, потому что не знает, как решать задачу. Ваши действия?

4

Для того, чтобы понять, почему ребёнок плохо учится, надо учесть ряд самых разнообразных обстоятельств. Естественно, придётся затратить время и силы, чтобы разобраться, что происходит там, где вас нет. Может, у ребёнка есть пробел в ранее полученных знаниях. Сходить к учителю и поговорить, постараться выяснить причину неудач и вместе с ребёнком взяться за дело. Конечно, придётся отложить интересный детектив и пропустить любимый сериал, но только тогда ребёнок поймёт, что родители не только ругают, а могут помочь, что на первом месте для них именно он, их ребёнок, что его успех – это и их успех тоже.

Если позволите, расскажу недавний случай из своей жизни.

Случай из жизни.

Но помогать ребёнку в школьных делах – это значит не только проверять уроки, но, что гораздо труднее, помогать в самом тяжёлом для него деле – в общении. Социологические опросы показали, ребёнок охотно или неохотно ходит в школу в зависимости от того, как принят классным коллективом. И если его дразнят, бьют или просто игнорируют, то школа становится для него домом мучений.

Чуткие родители всегда заметят перемены в поведении школьника.

       СИТУАЦИЯ 3.

Ваша дочь отказывается ужинать уже несколько дней. Мама выясняет, что она решила худеть, потому что в школе мальчик назвал её толстой коровой. Как бы вы поступили? За несколько мгновений вы должны

5

придумать совет. Не считайте её неприятности мелочью, не заслуживающей внимания, Никакого «подумаешь, ничего страшного», и  уж, конечно, «отстань!»

       СИТУАЦИЯ 4

 Одного восьмиклассника обвинили в том, что он украл книгу. Рассерженный папа пришёл в класс и сказал, что в прошлом веке за такие вещи вызывали на дуэль. Дети в восторге закричали: «Дуэль!» Папа повёл их на пустырь драться один на один: мальчик-обидчик с мальчиком-обиженным. Так ли надо помогать детям? Ваше мнение.

И всё-таки, чем же мы можем помочь? Подсказкой. Если ребёнок рассказывает вам о конфликтах, не подливайте масла в огонь, не возмущайтесь чрезмерно, но и не принимайте сторону врагов вашего ребёнка. Главное, чтобы он почувствовал, что вы его понимаете.

Не стоит начинать советы со слова «А я бы на твоём месте…», «А я в твои годы…» Ничего, что может привести к спору: «Ну ты так, а я так!» Не огорчайтесь, если сын или дочь никак не отреагирует на ваш совет. Ведь в конце концов воспользоваться или не воспользоваться советом – это их дело. Важно, что  появилась альтернатива, другая возможность поведения.

ИТОГИ БЕСЕДЫ. (5 слайд)

Успешный ребенок имеет положительную самооценку и, наряду с хорошей успеваемостью, умеет преодолевать жизненные трудности, находить друзей и сохранять здоровье, избавляться от негативных мыслей.

6

ИТАК, как же родители могу помочь своему ребёнку стать успешным?

Ваши советы:…………..

На слайде советы практикующего психолога Ольги Чуриковой,

магистр социальной педагогики,(6-7 слайд)

Чтобы помочь ребенку стать успешным:

 1. Помните, что будущее наших детей начинается сегодня.

 2.Применяйте позитивные утверждения, визуализацию, признание успехов, устранение негатива, в первую очередь, в своей жизни.

  3.Выбирайте соответствующие слова, чтобы воздействовать на мысли и поведение ребенка. Говорите ему, что нужно делать, вместо того, какое поведение нужно прекратить.

  4.Научите ребенка составлять короткие и простые позитивные утверждения и использовать их.

   5.Используйте активное воображение ребенка для визуализации желаемого результата.

   6. Признавайте успехи ребенка.

   7.Помогите ребенку негативные мысли заменять позитивными.

Хотите помочь ребёнку стать культурным человеком, овладеть суммой знаний, добиться успеха в школе и получить хорошую профессию? Попытайтесь прожить вместе с ребёнком его школьную жизнь.(8слайд)

                                                     

7

 ***

Я свяжу тебе жизнь...

Из пушистых мохеровых ниток.

Я свяжу тебе жизнь...

Не солгу ни единой петли.

Я свяжу тебе жизнь...

Где узором по полю молитвы

Пожелания счастья

В лучах настоящей любви...

Я свяжу тебе жизнь...

Из веселой меланжевой пряжи.

Я свяжу тебе жизнь...

И потом от души подарю.

Где я нитки беру?

Никому никогда не признаюсь.

Чтоб связать тебе жизнь...

     Я тайком распускаю - свою.

                                                        Спасибо за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к родительскому собранию.

Родительское собрание по теме "Почему дети воруют"...

Методические разработки для родительских собраний

Методические разработки для родительских собраний...

Методические разработки для родительских собраний

Методические разработки для родительских собраний...

Методический материал для родительского собрания с родителями будущих первоклассников

Материал для родительского собрания с родителями будущих первоклассников по п"рограмме " Преемственность между детским садом и начальной школой...

Методическая разработка " Первое родительское собрание. Памятка для родителей.

Методическая разработка: « Родительское собрание в нетрадиционной форме. Первый раз – в первый класс».            Автор : Виноградова Ольга Евген...

Рекомендации к родительскому собранию

Статья посвящена подготовке учителя к родительскому собранию. Описаны этапы подготовки, которые надо учесть для подготовки родительского собрания в начальной школе....

Рекомендации для родительского собрания 1 класса первой четверти

Данный материал разработан в помощь учителю начальных классов для проведения собрания в 1 классах по окончании 1 четверти УМК Перспектива....