“Трудности будущих первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции”.
консультация (1 класс) по теме

Задонская Екатерина Анатольевна

В этой статье вы узнаете о трудностях в школе в первые месяцы, которые поджидают будущих первоклассников. Причины их возникновения. Способы профилактики и коррекции. Тест для родителей на определение "Психологической готовности ребёнка к школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobr_._-_budushch._1_kl.docx288.68 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ТО «С (К) н ш –д с III-IV видов»

Консультация на

тему: “Трудности будущих первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции”.

(для родителей                                                      будущих первоклассников)

                                                               

                                                                 Педагог-психолог:

                                                                       Задонская Е.А.

г. Ефремов

апрель 2013 года

Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит,  как будет  учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - это серьёзное испытание, как  для ребёнка, так и для родителей. Чем станет для ребёнка школа – волшебным миром знаний или местом одиннадцатилетнего заключения – во многом зависит от близких ему людей.

Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе - значит научить его читать, считать и писать. Конечно, научить ребёнка этому можно, но главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.

В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях первоклассников и способах их коррекции. Может быть, у кого-то возник вопрос, зачем сегодня говорить о школьных трудностях? Отвечаю: “Чтобы избежать их завтра. И если что-то вдруг окажется упущенным, то еще не поздно наверстать, впереди ещё несколько  месяцев”.

Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную жизнь. Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если ребёнок посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:

  • к новому взрослому, к коллективу;
  • к новым требованиям;
  • к режиму;
  • к повседневным обязанностям.

И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей оказываются школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим.

Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе. Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

Психологическая готовность ребенка к школе

Предлагаем тест, который поможет вам определить, готов ли ваш ребенок к школе. Оценивайте каждый вопрос по пятибалльной системе таким образом:
5 баллов - так бывает всегда;
4 балла - иногда бывает иначе;
3 балла - данные умения и способности развиты слабо;
2 балла - данные умения и способности проявляются очень редко;
1 балл - задание выполняется только с помощью взрослого.

Психологическая готовность к школе:

  • ребенок легко вступает в контакт с одногодками и взрослыми;
  • ребенок знает, какие поступки допустимы, какие нет, он не драчлив, не проявляет агрессию;
  • не стесняется обратиться с вопросом к незнакомому человеку, взрослому или сверстнику;
  • ориентируется в том, как к нему относятся окружающие, умеет оценить их настроение, эмоции;
  • легко переносит смену обстановки.

Организованность и дисциплинированность:

  • ребенок хорошо понимает задание и умеет доводить работу до конца без напоминаний и контроля со стороны взрослого;
  • умеет завершить работу и оценить качество;
  • умеет находить ошибки и исправлять их самостоятельно;
  • при неудачах не раздражается и не замыкается в себе, доброжелательно принимает помощь взрослых;
  • работает над заданием без перерыва не менее 15 минут, не отвлекаясь.

Интеллект:

  • ребенок умеет выделить сходные и различные черты явлений, предметов, процессов;
  • с интересом воспринимает новую информацию и задает вопросы;
  • хорошо запоминает и воспроизводит последовательность событий в реальной жизни, в рассказах, рисунках;
  • у ребенка есть элементарный запас информации о себе и окружающем мире;
  • ребенок умеет использовать информацию о себе и окружающем мире.

Теперь посчитайте количество баллов за каждый блок вопросов в отдельности.

Если ребенок набрал по 20-25 баллов за блок, то он полностью готов к школе.

При количестве от 10 до 19 баллов за блок - с ребенком нужно серьезно позаниматься перед школой.

Если оценка каждого блока вопросов ниже 10 баллов - ребенку необходима консультация с детским психологом и педагогом. Такому ребенку лучше не спешить отправляться в первый класс.

Детям, которые  не умеют и не знают выше перечисленное, еще рано идти в школу. А если такой ребенок попадает  в школу, то он не усваивает программу, успеваемость его низкая, нарушается психика ребенка. Поэтому вы должны быть уверены, что ваш ребенок готов идти в школу.

"Портрет" первоклассника, неготового к школе:

 - чрезмерная игривость;

 - недостаточная самостоятельность;

           - импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

 - неумение общаться со сверстниками;

 - неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

 - низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

- плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

 - недостаточное развитие произвольной памяти;

           - задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Возможно, у некоторых из вас уже внутри назрел вопрос: “А что я могу делать? Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда трудностей?”. Специально для вас я подготовила рекомендации и оформили их в виде буклета, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.

Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на его пути, были преодолимыми.   Вместе с вами мы будем помогать вашим детям учиться преодолевать трудности, радоваться своим успехам.

Раздаются родителям буклеты «Скоро в школу»


 «Скоро в школу»

Советы родителям, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.

  • Старайтесь поддерживать интерес ребёнка к школе: поощряйте его потребности задавать вопросы. Ваши ответы и рассказы необходимы ему для ощущения уверенности и безопасности.
  • Показывайте ребёнку фотографии из вашей школьной жизни, свои старые школьные тетради и дневники (если они у вас сохранились), рассказывайте о своих школьных товарищах.
  • Постарайтесь узнать мнение ребёнка о том, что в школе похоже на детский сад, а что отличается. При необходимости помогите ему найти общее и различное. Такой разговор поможет ему адаптироваться к новым условиям гораздо быстрее.
  • Спросите ребёнка, как он поступит в обычных на первый взгляд ситуациях, но которые в действительности могут принести много переживаний. Например, что он будет делать, если не сможет найти в раздевалке свою шапку.
  • Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка.
  • Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой …  и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.
  • Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
  • Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже крошечный успех.
  • Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
  • Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
  • Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Удачи Вам и Вашему ребёнку!

Счастливого пути по дорогам       знаний!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании на тему: «Профилактика школьных трудностей у будущих первоклассников».

Родительские собрания проходили 16.09.2015 в первых классах, выступление педагога - психолога было посвящено профилактике школьных трудностей у будущих первоклассников, а также родителям были даны инф...

Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции

Синдром гиперактивности у детей - очень распространенное поведенческое и эмоциональное нарушение у детей. Симптомы наблюдаются у 3-5% детского населения. Часто детей с симптомами этого заболевания наз...

Способы профилактики и коррекции трудностей детей в усвоении учебного материала

В этой статье автор рассказывает о содержании и видах занятий построения предмета, о способах профилактики и коррекции трудностей детей в усвоении учебного материала «Русский язык» по учеб...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.  Каждый родитель с н...

Логопедическая работа по профилактике и коррекции учебных трудностей детей-билингвистов из семей мигрантов

Логопедическая работа по профилактике и коррекции учебных трудностей детей-билингвистов из семей мигрантов...