Воспитание ненасилием в семье
консультация (1 класс) по теме

Тарасенко Татьяна Николаевна

Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_nenasiliem.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание – продуктивная педагогическая игра   «Воспитание ненасилием в семье».

 

Цели: 1) актуализировать проблему ненасилия в семейном воспитании, пробудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми;

            2) убедить родителей во вреде насилия над детьми и преимуществах ненасильственных методов семейного воспитания;

            3) договориться о путях, средствах и приемах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.

Участники: родители учащихся, классный руководитель, социальный педагог, педагог-организатор и школьный психолог.

                                                  Подготовка.

1.        Беседа классного руководителя с учащимися «Кто для нас наши родители?»

2.        Анкетирование учащихся с целью выявления уровня гуманности взаимоотношений родителей с детьми (проводят психолог и классный руководитель).

Процедура анкетирования учащихся может быть следующей:

а) каждому школьнику вручается бланк анкеты:

 

Начало предложения

Окончания предложения

1.     Мама со мной ласкова…

2.     Папа со мной ласков…

3.     Мама на меня кричит…

4.     Папа на меня кричит…

5.     Мама может  меня шлепнуть, ударить…

6.     Папа может меня шлепнуть, ударить…

 Часто   иногда редко никогда

Часто   иногда редко  никогда

Часто   иногда редко  никогда

Часто   иногда редко  никогда

Часто   иногда редко  никогда

 

Часто   иногда редко  никогда

 

 

 

 

 

 

б) педагог, который проводит анкетирование в классе, разъяснит школьникам инструкцию: «В конце каждого незаконченного предложения даны четыре слова, которыми эти предложения могут закончиться. Из этих слов выбери только одно слово, которое соответствует твоему мнению, и подчеркни это слово. Для окончания каждого нового предложения нужно каждый раз заново выбирать одно слово из четырех предложенных»;

в) школьникам вслух  зачитывают предложения из анкеты, а они выбирают свои варианты продолжения этих предложений и отмечают на бланках свой выбор.

3. Анкетирование родителей для определения их представлений о допустимости насилия во взаимоотношениях с детьми (проводят психолог и классный руководитель)

 

             Анкета для родителей №1.

Считаете ли вы, что можно:

1)           делать замечания чужому ребенку?

2)           Делать замечания своему ребенку?

3)           Кричать на чужого ребёнка?

4)           Кричать на своего ребёнка?

5)           Ударить чужого ребенка?

6)           Ударить своего ребенка7

 

Варианты ответов:

а) да;

б) затрудняюсь ответить;

в) нет.

 

                   Анкета для родителей №2.

Согласны ли вы со следующим утверждениями?

1.           Ребенка можно шлепнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна.

2.           Меня в детстве порой тоже поколачивали, но это мне не повредило.

3.           Ребенка можно ударить только тогда, когда уже нет других способов воздействия.

4.           Порой так рассердишься – разъяришься, что нет сил вытерпеть детскую наглость, и рука сама поднимается.

5.           Чтобы наставить дитя «на путь истинный», применять средства физического наказания можно и нужно.

6.           Как бы я не был(а) рассержен(а) и возбужден(а), я всегда могу удержаться, чтобы не ударить ребенка.

7.           Бить ребенка, конечно, нельзя. Но высказать без оглядки все, что о нем думаешь, можно.

8.           В любой ситуации я могу не унизить человеческое достоинство ребенка.

9.           Если я не прав(а), то я могу искренне попросить прощения у ребенка.

10.       В своей жизни я никогда не ударил(а) ребенка.

 

                   Варианты ответов:

а) полностью согласен (согласна);

б) трудно сказать;

в) совершенно согласен (не согласна).

4. Подготовка приглашений родителям на собрание (готовят учащиеся    под руководством классного руководителя и педагога-организатора).

5. Разработка памяток родителям (разрабатывает творческая группа в составе психолога, социального педагога, активных родителей класса и классного руководителя).

 

   Оформление, оборудование и инвентарь:

1.           На доске пишется тема собрания.

2.           Для каждой игровой группы оборудуется рабочее место (стол, 5-7 стульев, листы-протоколы результатов групповой работы, ручки, карандаши, бумага для записей).

3.           Готовится рабочее место экспертов (стол, стулья, сценарный план собрания-игры, подробные результаты анкетирования, рабочие материалы по обсуждаемой проблеме, памятки родителям, ручки, карандаши, бумага для записей).

4.           На доске или листах ватмана оформляются диаграммы результатов анкетирования учащихся и их родителей.

5.           В оформлении собрания используются агитплакаты и детские рисунки.

                                      Ход проведения.

1.           Родители по желанию занимают места за рабочим столом той или иной игровой группы.

2.           Социальный педагог, педагог-организатор, психолог, 2-3 родителя образуют группу экспертов.

3.           Классный руководитель в своем кратком вступительном слове говорит об актуальности проблемы жестокости и необходимости поиска альтернативных методов воспитания, о целях и процедуре проведения родительского собрания. Он представляет членов экспертной группы.

4.            Коллективное обсуждение в группах родителей следующих вопросов:

 - За что и почему родители оскорбляют и бьют детей?

 - Каковы последствия физического и психического насилия над детьми?

 - Как обойтись без унижающих  наказаний?

 - Если наказывать, то как?

  Совместная деятельность участников игры при обсуждении каждого вопроса осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом6

а) проблемная постановка вопроса;

б) выявление мнений в группах;

в) презентация  групповых мнений (выступления от групп);

г) комментарий экспертов, в котором используются результаты предварительного анкетирования детей и родителей и (при необходимости) корректируются коллективные и индивидуальные суждения участников собрания, предлагаются рекомендации специалистов. Результаты игры протоколируются «секретами групп» или записываются на аудио- и видиопленку.

5.           Обсуждается и принимается решение родительского собрания в форме рекомендации родителям.

 

                      Рекомендации родительского собрания

                     «Воспитание ненасилием в  семье».

                               (памятка родителям)

   Ребенок – человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается нашим самым любимым людям.

     Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если это мы демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем грубое и жестокое обращение с ребенком.

        Наши необдуманные агрессивные действия по отношению ребенка порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

        Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши.  Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.

        Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

       - страх;

       - возмущение, протест;

       -  обиду, чувство оскорбленности, жажду мести и компенсации;

       - разрушение «нравственных тормозов»;

       - стремление к обману, изворотливость;

       - потерю способности к здравому рассуждению;

       - ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;

       - агрессивное поведение;

       - снижение самооценки;

       - ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

    Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребенка и его родителей, когда ребенок перестает понимать «за что», «эмоционально «тупеет» и перестает различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.

   Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят родителей, нужно искать выход из унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

     Выйти из ситуации, когда покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации:

1.           Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.

2.           Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельно решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.

3.           Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.

4.            Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

5.           Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.

6.            Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.

7.           Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.

8.           Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.

9.           Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?

Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад " Воспитание ненасилием в семье "

Об отношениях  детей и родителей в семье ....

Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье"

Данное собрание проводится с целью выяснить какие отношения между детьми и родителями в семьях. Какие методы поощрения и наказания используют родители, по отношению к детям....

Воспитание ненасилием в семье

Беседа для родителей....

Доклад к родительскому собранию - Воспитание ненасилием в семье .

Познакомить с отношениями  между детьми и родителями в семье ученика ......

Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье"

Актуализировать проблему ненасилия в семейном воспитании, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле воспитания...

Воспитание ненасилием в семье.

Родительское собрание...

Воспитание ненасилием в семье

Данная презентация содержит набор слайдов к родительскому собранию на тему "Воспитание ненасилием в семье"....