Развитие речевого творчества детей.
статья (1 класс) по теме

Удовыченко Людмила Николаевна

 В последнее время чрезвычайное увлечение обучению грамоте – чтению и письму привело к тому, что взрослые стали мало внимания уделять развитию собственной речи детей. В результате речь старших дошкольников отличается скудностью словарного запаса, плохой дикцией, слабой выразительностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razvitie_rechevogo_tvorchestva_detey.zip13.76 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого творчества детей.

Развитие речевого творчества должно стать ведущей задачей работы по развитию связной речи  на  занятиях. Развитие речевого творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств.

В этом помогают игры – беседы, развивающие воображение ребенка, логическое мышление, память. Помогают ребенку понять себя и других, увидеть необычное в обычном, осознать мотивы своего поведения, воспитывают бережное отношение ко всему, что их окружает.

Обязательное условие – проведения игр после наблюдений, рассматривания, сравнений, этических бесед. Ребенок должен достаточно точно представлять предмет, о котором идет речь. Не исключено использование наглядности, которая поможет ребенку быстрее войти в образ. Можно вместе с ребенком нарисовать «очеловеченные» предметы, предметы-символы.

Желательно, чтобы в играх присутствовал элемент психодрамы. Основой для игр должно быть волшебное сказочное перевоплощение

Так как то, что пропущено через чувства ребенка, обязательно оставляет        след.

Темы игр-бесед:

  1. «Представь, что ты снежинка».
  2. «Если бы я был паучком».
  3. «Представь себе, что ты носовой платочек»
  4. «Я – осенний листочек».
  5. «Знаешь ли ты себя?»
  6. «Я – принцесса-лягушка».
  7. «Бантик».

«Родной язык, - писал Я. Корчак, - это не нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребенок «дышит» воздухом творчества: он хочет рисовать петь, сочинять – и нужно лелеять эту способность его души. И тогда, даже в самых обычных сочинениях типа «Как мы ходили в лес за грибами».

Ребенку захочется сказать о чем-то своем и по-своему. Только в речевой практике он поймет, что с помощью родного языка можно творить чудеса.

А вот, чтобы разбудить творческое воображение, нужны путешествия в страну «Сочиняйку».

Для развития речевого творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой коммуникации, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка.

Игры и упражнения:

  1. «Кто больше назовет слов со звуком …?»
  2. «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук …»
  3. «Определи место звука в слове».
  4. «Определи количество согласных и гласных звуков в слове».
  5. «Сколько звуков в слове?»
  6. «Определи последовательность звуков в слове».
  7. «Придумай слово на заданный звук (слог)».
  8. «Сколько частей в слове?»
  9. «Волшебник-Ударение».
  10. Упражнения на словоизменение и словообразование.
  11. Придумай предложение по картинкам или с заданным словом.
  12. Составление схем предложений.
  13. Распространение предложений.
  14. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
  15. Составление рассказов по сюжетной картинке и заданному плану.
  16. Подбор эпитетов к героям сказок.
  17. Подбор синонимов. (Д/и. «Скажи иначе».)
  18. Подбор антонимов. (Д/и. «Скажи по-другому».)
  19. Подбор паронимов.(Д/и. «Назови новое слово, изменив один звук».)
  20. Рассказы-сравнения.
  21. Пересказ рассказов и сказок.
  22. Рассказы-сравнения.

Приемы обучения составлению творческого рассказа. 
В процессе работы по обучению рассказыванию логопед обращает внимание детей на выявление самого главного в рассказе, учит их составлению сначала короткого, сжатого рассказа, затем более распространенного. 
На этом этапе логопед использует ранее проработанный материал, а также создает большое количество новых игровых ситуаций, в которые ограниченно включает тот или иной вид работы        над        рассказом. 
1. Замена в фактическом материале одной какой-либо детали, эпизода.
2. Варьирование рассказов на одну и ту же тему дают основу для составления различных рассказов на одну и ту же тему.
3. Придумывание конца к рассказу, начатому логопедом.
4. Составление творческих рассказов по одной из серии сюжетных картинок до и после событий, показанных на картинках.
5. Творческий рассказ об игрушке – не описательный, а сюжетный.
Например, что случилось с медвежонком, который попал ночью в детский сад.
6. Составление рассказа на определенную тему, например: «Путешествие в космос», «Поездка на волшебном самокате», «Рассказ бывалого капитана» и т.д.
7. Придумывание несложных сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества младших школьников на основе моделирования.

Основная цель обучения русскому языку в начальной школе - это формирование у учащихся умения свободно и связно выражать свои мысли в устной и письменной формах.  Обращение к моделированию о...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Суть данной статьи - новая система образования, ее цели, основополагающее значение русского языка в ней, современные методы и подходы в развитии речевого творчества, реализация интерактивных форм обуч...

Речевое творчество детей как средство развития образного мышления младших школьников

Современными исследованиями доказано, что каждый человек психологически обладает одной доминантной подструктурой, которая и определяет «лицо» его интеллекта. При этом, по мере...

Развитие речевого творчества на уроке русского языка.

Русский язык- основной предмет в школе, вызывающий трудности у учеников. Многие ассоциируют изучение языка со знанием набора правил, терминов, грамматических разборов. На самом деле, задача учителя со...

Cтатья " Первые шаги в развитии речевого творчества младших школьников" ( из опыта работы и размышлений)

Эта статья - начало обобщений моего опыта работы по развитию речевого, литературного творчества учеников начальных классов. Это первая попытка рассказать о том, что, на мой взгляд, у меня получается, ...

Развитие речевого творчества младшего школьника при помощи дидактических игр и упражнений

Данный материал предназначен для логопедов, воспитателей и учителей  при работе с детьми младшего школьного возраста....

Развитие речевого творчества младших школьников

В материале содержатся игры и упражнения по развитию речевого творчества младших школьников...