Исследовательская работа«ВОЗМОЖНО, ЛИ ОБМАНУТЬ ПРИРОДУ?»
материал (2 класс) по теме

Лариса Васильевна Зобнина

       В исследовательской работе  «Возможно, ли обмануть природу»  затронута большая проблема об отношении детей к братьям наши меньшим – животным.    Родители учили и учат детей наблюдать за поведением животных, ухаживать за ними и оказывать необходимую помощь. ть природу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Возможно ли обмануть природу28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие экологической культуры младших школьников

                                                                                     Дерево, трава и птица
                                                                             Не всегда умеют защититься.
                                                                             Если будут уничтожены они,
                                                                             На планете мы останемся одни.
                                                                                                              В. Берестов                                      

       О, современный мир! Мир техники и открытий. Скорость, скорость во всём. Остановитесь, прислушайтесь, присмотритесь, что окружает вас. Радует ли вас окружающая природа? Многие тысячелетия человек покорял и уничтожал природу и не заметил,  как истощил богатства, созданные до его появления. В наши дни необходимо говорить о развитии экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.

      Актуальность в развитии экологической культуры младших школьников научить сохранять и приумножать природу, формировать  экологически воспитанных личностей, обладающих необходимыми знаниями о процессах взаимодействия общества и окружающей среды, способных предвидеть ближайшие и отдалённые последствия производимых в природе изменений, умеющих ценить и хранить природные богатства, любить природу.

      Основы экологической культуры человека, по -  моему мнению, начинается с рождением ребёнка, что в дальнейшем формирует отношения младших школьников к природе.

      Большое значение в развитии экологической культуры младших школьников играет семья. Именно в семье складываются первые представления ребёнка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге по отношению к природе.
       В школу поступают дети с багажом семейной  экологической культуры. И задача учителя создать такую  атмосферу вокруг ученика, чтобы он невольно впитал правильную, экологическую культуру  поведения, отношения к окружающей среде.

      Младший школьный возраст это  наиболее благоприятный период для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся доминированием  эмоционально-чувственного способа постижения  окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые предопределяют ее сущность в будущем. Начальная школа – один из ступеней формирования личности человека. Чем выше уровень знаний, умений, навыков, нравственной воспитанности, обеспеченный в начальной школе, тем с большей уверенностью мы можем говорить о формировании основ ее общей культуры личности (и культуры экологической). Развитие познавательной деятельности детей зависит от уровня подготовленности учителей начальных классов, разнообразной внеклассной работы, приобщения к самостоятельному добыванию дополнительных знаний из различных научных источников.  

      В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся.

        Общение  с природой,  вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все органы чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Ребята радуются  щебетанию птиц, зеленой травке,  полету бабочек и стрекоз, ароматам  и ярким цветкам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдается любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.

        С внедрением в школы Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предоставляются большие возможности в создании разнообразной  и  разно уровневой работы во внеклассной деятельности младших школьников. Разработка экологически грамотных проектов устройства школьного участка,  маршрутов экологических экспедиций по родному краю, участие в организации и осуществлении школьных тематических вечеров, выставок, дня окружающей среды - вся эта деятельность может быть успешно организованы в кружках, секциях.

      В начальной  школе, большое внимание стало, уделяться не только наблюдению за сезонными изменениями.  Все шире используются общенаучные эмпирические и теоретические познания мира, (абстрагирование,  аналогия, классификация, анализ, синтез, обобщение, и т.д.). Специфические методы познания (экспериментирование, наблюдение,   опыты и т.д.). Осваиваются и различные виды учебной деятельности: работа с учебными и научно - популярным текстом, дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, схемами и таблицами, лабораторным оборудованием. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в том числе, в процессе непосредственных наблюдений явлений и объектов природы, учащимся во время экскурсии, походов.

       Печко Лейла Петровна, доктор  философских  наук,  профессор, ведущий научный сотрудник ФГНУ считает, что экологическая культура включает:
-  культуру     познавательной     деятельности     учащихся    по     освоению  

 опыта     человечества     в     отношении      к     природе    как   к   источнику

материальных     ценностей,    основе     экологических     условий      жизни,

объекту эмоциональных, в том числе и эстетических переживаний. Успешность    этой     деятельности     обусловлена  развитием нравственных

черт     личности     по      отношению     к      природной     среде,    на  основе

формирования умений принимать альтернативные решения;
-  культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом  учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
- культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.

Во внеурочное время, наблюдая за детьми во время  прогулки , замечала, что дети могут сорвать, сломать  и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить на поляне   упаковку от выпитого сока или обвёртку  от шоколадки . Задаю вопрос «А в своём дворе ты так же делаешь?».  “Дома нельзя. Родители ругают – отвечают они.  Да, конечно, дома нельзя. А природа всё стерпит и ругать некому.  И от одного брошенной упаковки  или сломанной ветки не случится экологическая катастрофа, но если так будет вести себя каждый ребенок и вырастающий из такого ребенка взрослый, то тогда и будет терять плодородие земля, будут исчезать звери и птицы.  Произойдут огромные  потери  главных богатств  планеты – воздуха, воды,  плодородной земли.  А тогда уже встанет вопрос и о выживании самого человека. Поэтому в своей деятельности  приоритетным направлением ставлю воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим поколениям  родной земли, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.

Во внеурочной деятельности экологического развития можно выделить следующие направления работы:

- познавательное: беседы,  дидактические игры,  виртуальные  путешествия, викторины, конкурсы, проекты;

- познавательно-развлекательное:  экологические игры, КВН,  праздники, утренники, выпуски газет,  игры-путешествия.

- практическое:  посадка цветов и деревьев, озеленение класса, подкормка птиц)

- исследовательское: наблюдения,  экскурсии, опыты, ведение дневника.

На занятиях я использую следующие формы работы:

- наблюдение объектов живой и неживой природы, которая является основной формой работы с учащимися начальных классов;  

- экскурсии в природу;

- экологические мероприятия,  беседы, доклады;

- проекты, исследовательские работы;        

     Моя главная  задача, как  учителя заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. На мой взгляд, большие возможности в решении поставленных задач имеют практические мероприятия (экскурсии «Моя станица», «Профессия моих родителей»,  «Растения и животные реки Кирпили»), т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения. Учащиеся посетили «Сафари парк» в городе Краснодаре, районный музей «Живые цветы -коллекция бабочек» Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.

      Ученики моего класса участвуют в экологических акциях: «Покорми зимой птиц»,  «Чистый двор», «Экологический десант». Ежегодно проводится традиционный  праздник «День Птиц», «Золотая осень».

 С удовольствием принимают участие в проектной деятельности школы, класса.

С помощью родителей ребята изготовили и повесили 17 кормушек и 4 скворечника. Суть проекта  в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории, изучении взаимоотношений между различными видами зимующих птиц. В процессе дети наблюдали за взаимоотношениями разных видов, делали выводы.    

     С учащимися класса была проведена исследовательская деятельность по теме «Использование вторичного сырья». В данной работе дети рассказали, что можно сделать из  пластиковых бутылок, фантиков от  конфет и т.д.

На основании проделанной работы, хочу сделать вывод, что развитие экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.

Зобнина Лариса Васильевна

МБОУ СОШ №11, учитель начальных классов

Муниципальное образование Усть-Лабинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

Заявка на публикацию статьи

Название статьи

Актуальность в развитии экологической культуры

Ф.И.О

Зобнина Лариса Васильевна

Место работы, должность

МБОУ СОШ №11 ст.Кирпильская Усть – Лабинский район

учитель начальных классов

Муниципальное образование

Муниципальное образование Усть-Лабинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

Е-mail

Телефон

8-918-256-84-46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательский проект "Обман зрения"

Цель исследования: Выяснить, что лежит в основе оптической иллюзии - чудеса или наука? Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие...

Исследовательская работа "Возможна ли дружба между кошкой и собакой?"

В исследовательской работе выясняются причины вражды между кошками и собакВ исследовании ставилась цель: выяснить,  почему люди считают, что кошка и собака враги и могут ли они подружит...

Курсовая работа "ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ И ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ"

Курсовая работа "ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В  УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ И ИНТЕГРАЦИИ  ОБРАЗОВАНИЯ"...

Проектная работа "Возможности современных компьютеров"

Материал может быть использован для подготовки к НПК...

Исследовательская работа «Возможно ли сыр приготовить дома?»

Исследовательская работа «Возможно ли сыр приготовить дома?»...

Исследовательская работа "Возможна ли жизнь на других планетах" 4 класс

В данной работе ученик 4 класса выдвигает гипотезу о возможности терраформирования Марса....