Беседа для родителей "Читать или не читать?"
консультация (2 класс) на тему

Иванова Фаина Владимировна

Беседа для родителей "Читать или не читать?" на основе анкетирования детей помогает приучать ребёнка  к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_dlya_roditeley_ivanova_f.v.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Иванова Фаина Владимировна                                                                

Беседа для родителей «Читать или не читать?»

                                                                          Анкета для родителей

                                                                          «Интерес к чтению»

        1. Любит  ли ваш ребенок  читать?

         а) читает охотно   б) не очень        в) не любит

    2. Что чаще всего предпочитает  ваш ребенок?

         а) читать сам       б) слушать чтение взрослых

    3. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?

         а) хвалите    б) ругаете       в) не обращаю внимания

       4. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

        а) да       б) нет

        5. сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?

        а) да     б) нет

    6. Пересказывает ли вам ребенок прочитанную книгу?

        а) да     б) иногда      в) нет

    7. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанную книгу?

       а) очень часто     б) иногда    в) очень редко

     8. Обращается ли ваш ребенок с вопросами познавательного характера?

       а) очень часто   б) иногда    в) очень редко

   9. Необходимо ли современному ребёнку  чтение?

       а) да     б) нет     в)  не знаю  

   10. Читают ли дома родители?  

       а) очень часто    б) иногда    в) очень редко

     

              Если ваши ответы  Б и В, познакомьтесь со следующими размышлениями о чтении. Почему дети стали     меньше читать и что надо делать родителям, чтобы исправить это положение? Читать или играть: ребенок и компьютер. Что влияет на качество учебной и детской литературы? Такие вопросы все чаще задают себе и педагоги, и родители. Кто вводит ребенка в мир книги? Конечно, прежде всего это родители (а так же бабушка с дедушкой, старшие дети в семье), школа и библиотека. Что же в обществе кардинально изменилось, если любовь к книге у детей и подростков стала пропадать? «Обучать детей чтению? В наше время? Зряшное дело… – утверждает Жан Дела, директор издательства, выпускающего детские книжки. – Они этому обучаются точно так же, как мой прадедушка учился плавать. Не путайте чтение и умение читать – это далеко не одно и тоже. Ведь водительские права еще не гарантируют, что вы умеете водить машину. Права на чтение есть у всех. Но то, что детям навязывают для чтения воспитатели, почему–то не нравится воспитуемым, а ведь последнее слово за ними. Живуч стереотип, согласно которому чтению положено обучаться в школе. Проходить его как предмет… Но нынешних детей и подростков никакая палка к чтению не понудит. Если чтение не доставит им удовольствие, пиши пропало…» Познакомьтесь: десятилетний  мальчик. Не лодырь, не лгун – обычный ребенок из семьи со средним достатком. Попробуйте расспросить его, какие книжки он успел прочитать и какие ему понравились. «Мне?! Понравились книги?! Да я их терпеть не могу. Совсем. Никаких», – с гордостью заявит он, приведя в смущение родителей, если те окажутся рядом. Они в смятении: как мог их прилежный сын попасть в число расплодившихся нынче неучей и строптивцев? Когда это он отбился от рук? Кто виноват? Ну виноватых найти не так уж сложно: школа, телевидение, электронные игры, да мало ли… Важно правильно подбирать книги для детского чтения: доступность, ясность идеи; яркий динамичный сюжет; занимательное содержание, обогащающее ребенка, воздействующее на его чувства; четкая композиция,  литературный язык; учет возрастных особенностей детей. Даниэль Пеннак (популярный современный французский писатель), который сам долгие годы работал словесником в школах и лицеях, разработал модель, в которой скорее содержатся рекомендации, чего делать не надо, а вовсе не методика пробуждения интереса к чтению. Пеннак настоятельно советует своим коллегам, оставшимся на их неблагодарном посту, а заодно и родителям прислушаться к его советам, притом не к какому–либо из них, а ко всем, вместе взятым. Во всей их полноте. Лукавая мудрость модели состоит в том, что внешне она выглядит как гарантия прав ребенка, на страже которых должны непреклонно стоять в начале XXI века преподаватели литературы и чтения. Хартия прав ребенка в этой сложной воспитательной сфере, по Пеннаку, выглядит так.

За каждым школьником безусловно сохраняется:

  1. право вообще не читать;
  2. право читать, перескакивая со старицы на страницу;
  3. право отложить книгу, недочитав ее до конца;
  4. право прочить позже то, что читать не хотелось;
  5. право читать все, что угодно, без каких–либо ограничений;
  6. право читать где угодно;
  7. право читать втихаря;
  8. право читать вслух, а не только про себя;
  9. право заткнуть нам глотку со всеми нашим нравоучениями.

Что и говорить, модель, звучащая вполне современно. К тому же пугающе. Но, может быть, в этой парадоксальности как раз есть и выход из положения? Огромное большинство педагогов, в этом можно не сомневаться, с ней не согласится. Ее уязвимость вполне очевидна. Свобода, конечно, вещь привлекательная. Но есть ли у нее берега? Ведь сегодняшний уровень свободы завтра может оказаться уже недостаточным. Куда же дальше?..Один из универсальных ответов на эти вопросы подсказали психологи. Вот мнение ведущего специалиста Психологического института РАО Виктории Юркевич: «Мы переходим к другой цивилизации, где источников знаний много. Книга — только один из них, хотя и очень важный. Она дает возможность домыслить, дофантазировать, развивает креативность. Эти активные качества и помогут сохранить книгу. К сожалению, сегодня мало книг, отражающих интересы современных детей. Потому так популярны сегодня книжки про Гарри Поттера. Если ребенок „бродит“ в Интернете, это не значит, что он не читает. 60 % одаренных детей, с которыми я работаю, художественных книг не читают, они пользуются другими книгами, развивающими их интеллект». Никаких понуканий, никакой игры на нервах ребенка, никакой иерархии навязанных литературных ценностей – таковы лишь некоторые рекомендации, которые дают педагоги родителям перед возникшей ныне угрозой: дети и подростки решительно отказываются читать. Пустите детей в свободное плавание и склоните их к непринужденному диалогу с вами на равных, настойчиво советуют педагоги.  Классик детской литературы, писательница, лауреат Государственной премии Ирина Токмакова с грустью на лице вспоминает 70-е годы, как она считает, — расцвет книгоиздания для ребятишек: «В далеком 1967 году мы (в состав делегации, кроме меня, входили Лев Кассиль, Агния Барто, Анатолий Алексин) поехали во Францию на международную конференцию детских писателей. Видя там множество уродливо-кричащих, безликих коммерческих книжонок, мы невольно возгордились за свою, прекрасно изданную и с любовью сделанную детскую книгу. Сейчас у нас все перевернулось, везде превалирует торговля, и что-то новое, хорошее, нужное для детей приходится „выковыривать“ на прилавках, как изюм из булки». Есть ли сейчас хорошая литература для детей? По мнению И. Токмаковой, настоящая, живая проза у Сергея Георгиева, отличные стихи у Андрея Усачева, который даже умудрился написать три веселых учебника по ОБЖ. Интересно пишут Тим Собакин, Петр Синявский, Виктор Лунин, всегда успешен Эдуард Успенский. Наконец, стихи старейшин — Якова Акима, например, не теряют с годами свежести. Понимая, как важно помочь родителям выбирать для своих детей действительно достойные книги, можно предложить одно из решений проблемы использование Интернет-технологий. Веление времени! Представители профессиональных библиотечных сайтов (а в числе самых активных — сотрудники Российской государственной детской библиотеки) договорились об организации рассылки о новинках детской литературы через сайт «Родитель.ru». Эта работа будет проходить в Федерации Интернет Образования, в рамках действующего ныне Всероссийского родительского Интернет-собрания.  И, конечно, показывайте своим детям пример – читайте сами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Беседа о здоровом образе жизни.

Классный час организован и проведён в виде практикума. Ученики не только получили новые знания о правилах здорового образа жизни, но и использовали на данном занятии собственный опыт....

Беседа по ПДД для 1 класса

Данная разработка поможет провести беседу по правилпм дорожного движения в 1 классе....

Беседа с родителями на тему: "Здоровье ребенка - хорошая осанка".

В данной разработке содержатся материалы для беседы на родительском собрании о воспитании правильной осанки у первоклассников (презентация и буклет страницы 1 и 2)....

Конспект. Цикл бесед о хлебе. Беседа 1.

Внеурочное мероприятие." Беседы о хлебе"...

Беседы для родителей будущих первоклассников. Беседа первая.

Как определить, готов ли ребенок стать первоклассником....

Методическая разработка.Проект "Окружающий мир". Беседа "Беседа "Богатство мирового океана".

Методическая разработка.Проект "Окружающий мир".Беседа "Беседа "Богатство мирового океана"....