о значении домашнего задания в учебной деятельности школьника
консультация (4 класс) на тему

Колесникова Ирина Валентиновна

родительское собрание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема собрания: О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника.

«Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд» философ Иммануил Кант

Задачи собрания:

1. Показать родителям значение учебной домашней работы школьника.                                                       2. Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.

Вопросы для обсуждения:                                                                                                                                                 l. Домашнее задание и его значение в умственном труде школьника.                                                                  2. Назначение домашнего задания в самостоятельной работе школьника.                                                                                         3. Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.  

Ход собрания

 Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена его величеству — домашнему заданию.  Специальные исследования показывают, что проблема эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Почему уже в 4 классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?

                                                                                                                 1.  В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он столкнется с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.                                                                                                           2.  домашнее задание направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.                                                                          Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке — неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления — этому должен учить хорошо организованный домашний труд.                                                                                                                                                                                     Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.                                                                             Домашнее задание должно учить ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.                                                                                                                                       Самое элементарное в домашнем задании — это буквальное повторение пройденного учебного материала.

В учебе  возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы:  Во- первых, это слабая учебная подготовка в первых классах; во-вторых, неумение анализировать, плохая речь, слабая память и внимание; в-третьих, нежелание заставить себя заниматься, нежелание учиться, познавать новое, неразвитая воля.                                                                                                                                             Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.                                                                                    1. Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.                                                                                                                   2. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.                                                                                                                   3. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.                                                                   4. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание.                                                                                                                                                                    

 

Главное назначение домашнего задания:

~ воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;                                                ~ овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;                                                                                                                                                            ~ формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;                                                                                                                                                                                                            ~ формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

ВЫВОД: Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:

• Ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;                                                                    

 На заметку родителям

  • Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток;
  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу;
  • Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой;
  • Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;
  • Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы;
  • Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий;
  • Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
  • Контроль

Итог собрания

Родители по очереди говорят о том, что положительное они узнали в ходе собрания по данной теме, определяют для себя сроки собственного участия в тематической консультации по этой проблеме.                                                                                                                         В ходе рефлексии может быть определено участие отдельных детей в стимулирующих и дополнительных занятиях по отдельным предметам.

«Как готовить домашние задания».

1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.                                                   2. Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.                                                                                                                   3. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.                                                                                                                     4. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.                                                                                                                                                                                      5. Научиться находить интересующую нужную информацию c помощью компьютера.                                                                  6. Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.                                                                                                                                              7. Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.                                                                                                               8. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.                                                         9. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.                                                                                                                                                     10. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.                                                                                                                                      11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.                                                                                                   12. В процессе приготовления домашнего задания необходимо делать перерывы.                                                    13. Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.                                                     14. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут пригодиться.                                                                                                                                                               15. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.                                                                                                               16. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.                                                                                                                                                                     17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.                                                                                                                                              18. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.                                                                                                    19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.                                                                                                                                                                          20. Надо составлять план устного ответа и проверять себя.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

       На основании СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" домашнее задание регламентируется следующим образом.

1.    В 1 классе домашние задания не задаются.

2.    Во 2 – 6 классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы, в 7 – 11 классах домашние задания задаются на выходные, праздничные дни и каникулы в облегченном варианте.

3.    Перегрузку  учащихся могут вызывать:

·       чрезмерно большое домашнее задание;

·       чрезмерно трудное домашнее задание;

·       несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;

·  неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Основная причина перегрузки – объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.

Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта, а также задания, о приемах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.

            Суммарное время выполнения учащимся домашнего задания не должно превышать во 2 классе – 1,5 ч., в 3 - 4 классах -  2 ч., в 5 – 6 классах - 2,5 ч., в 7 – 8 классах - 3 ч., в 9 – 11 классах -  4 ч.

Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут, в 5-6 классах – 1 часа, в 7-8 классах – 1,5 часов,в 9-11 классах – 2 часа.

4.      Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.

Задания, помеченные звездочкой, на дом могут задаться только как дополнительные. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему.

5.    Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию

Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.

Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.

Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.

Школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.

 Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

6.    Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем.

Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

7.    При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования.

Для учащихся 2-х классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5 – 10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз.

В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30 – 35 минут, а в четвертом – до 40 – 45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2 – 3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва учащиеся 3 – 4-х классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль). 

Методика проверки домашней работы учащихся должна быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.

Возможные формы проверки:

·       фронтальный контроль;

·       выборочный контроль;

·       взаимоконтроль учащихся при работе в парах;

·       самоконтроль учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание в учебной деятельности школьника. Совет родителям

Как помочь ребёнку, а не навредить в выполнение домошних заданий.  Совет  родителям:·      Не  превращайте  выполнение  ребёнком  домашних...

Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника

о важности выполнения домашнего задания, материал для родителей...

"Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника".Родительское собрание.

Задача собрания показать родителям значение учебной домашней работы школьника в умственном труде, выявить особенности   выполнения домашних заданий   по отдельным предметам....

Роль домашнего задания в учебной деятельности ребенка.

Презентация к родительскому собранию....

Статья для родителей "Значение домашних заданий в учебной деятельности школьника"

В данной статье для родителей раскрывается значение домашних заданий в учебной деятельности школьника, даются советы....

Домашнее задание в учебной деятельности школьника

laquo;Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний ...