" Как привить детям любовь к чтению"
консультация (1 класс) по теме

Кочнова Светлана Александровна

Материал из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_privit_detyam_lyubov_k_chteniyu.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Как привить детям любовь к чтению.

Обучение грамоте в школе длится 3- 4 месяца. В декабре первоклассники торжественно прощаются с Букварём – первой учебной книгой. В расписании у них появляется новый учебный предмет «Литературное чтение». В портфеле новый учебник – книга для  чтения.

Появятся новые задачи: совершенствование навыков чтения,обучение работы с текстом, привитие интереса к чтению, любовь к книге. Это работа не на один год. И чем раньше она будет завершена, тем надёжнее гарантия, что вырастит в семье всесторонне развитый, образованный человек.

Чтение – единственный предмет в школе, с изучением которого школа без помощи семьи успешно не справится. От того как ребёнок научится читать, зависит весь его дальнейший учебный процесс. Для ребёнка в начале обучения грамоте чтение – это очень трудная работа.

Понаблюдайте, как читают  многие  первоклассники?

- Один трёт пальцами глаза;

- Другой даже сидя, переступает с ноги на ногу;

- Унекоторых ребят от трудной работы выступают капельки  пота.

Сразу видно, что человек работает, старается. Единственный путь преодоления этих трудностей – чтение. Чем больше ребёнок читает, тем скорее научится читать бегло. А взрослым надо набраться терпения, чтобы помочь ребёнку преодолеть барьер, который отделяет первоклассника от правильного, свободного чтения. Ребёнку надо напоминать, что ни один человек не начал читать «сразу», что каждый прошёл через те трудности, которые сейчас встретились ему.

Какие ошибки допускают на первых порах дети при чтении?

а) – это замена и перестановка букв, слогов в  словах. Больше всего таких ошибок у тех, кого начали учить читать дома. Как быть, если при чтении допущены такие ошибки? Предложите ребёнку перечитать предложение ещё раз. Пусть медленно, но правильно и понятно.

б) – часто первоклассники, боясь ошибиться, перечитывают отдельные слоги, слова и даже предложения дважды: сначала про себя, потом вслух, Двойное чтение. Привыкнув к нему, ребёнок перечитывает одно и то же несколько раз, но не может понять прочитанное. Как проверить. Нет ли у вашего ребёнка такого недочёта. Очень просто. Понаблюдайте за ним во время чтения. Читая про себя, он шевелит губами.

Как бороться? Только с помощью самого маленького читателя: объясните ребёнку бессмысленность повторного выполнения одной и той же работы.

Попробуйте такой приём контроля техники чтения. Подберите детскую книгу. Отсчитайте в ней около 100 слов и предложите ребёнку прочитать их. Заметьте, сколько времени ушло на эту работу. Задайте ребёнку несколько вопросов по содержанию. Запишите, сколько дал правильных ответов. Через 10 – 15 дней повторите замер. Ребёнок почувствует успех, которого он добился за короткий срок.В дальнейшем замеры скорости чтения достаточно проводить один раз в месяц.

Заинтересовано ведут себя дети в такой работе, которым доверяют организацию контроля:

 - подготовить книгу;

 - часы;

 - тетрадь, где будут отмечаться итоги.

Первоклассники охотно переносят школьные дела в семью. Вот что придумал один папа слабо читающего ученика. Один раз в две недели у них дома собиралась группа детей из одного класса. Сначала они читали на «скорость», потом слушали  диски со сказками.Но скорость – не единственный критерий грамотного чтения.

Как только слова начинают звучать плавно, возникает новая задача - работа над выразительностью чтения.Необходимо научить ребёнка выделять знаки препинания. И не простоихвидеть, а правильно на них реагировать. В школе эта работа идёт по специальной методике.А как помочь ребёнку дома?

Расскажите ему, что на точке надо делать более длительную остановку, (сказать про себя «раз- два). На запятой более короткая остановка (сказать про себя слово «раз»). Предложите почитать, считая вслух. Поначалу это будет звучать так. В Берендеевом царстве (раз), лесном государстве (раз), на болотах моховых и топких (раз), живёт птица (раз-два). Постепенно можно перейти  к счёту про себя. За это время у ребёнка выработается твёрдый навык делать паузы на знаках препинания. Такое умение резко повышает понимание прочитанного текста. Может показаться, что счёт отвлекает ребёнка, мешает пониманию того, что читает. На первых порах так оно и есть. Но достаточно ребёнку прочитать под счёт два предложения, потом ещё 3 – 4 под счёт про себя и потребность в счёте отпадёт. Длительность упражнений индивидуальна, но практика показала, что редко можно встретить ребёнка, с которым такую работу приходится вести больше недели.

И так, нужно читать! А это трудно. Поэтому не всегда хочется.

- Чем же помочь первокласснику?

- Как всегда терпением.

Не сердитесь на него за то, что он просит почитать, он ещё не скоро научится читать как вы. А послушать хочется! Читать ребёнку вслух нужно обязательно! Ведь, когда он делал первые шаги, вы ходили следом. И плавать учили, поддерживая снизу. И ложку помогали держать. Почему же сейчас, когда он едва научился узнавать буквы в «лицо», он спотыкается не только на длинных словах, но и перед стечением согласных, мы считаем возможным и даже необходимым оставлять «без присмотра».

Обязательно взрослым нужно читать ребёнку вслух. Какие книги надо читать? Конечно хорошие.  Особенно дети любятсказки. Во всякой сказке есть элемент действительности. Она помогает разобраться в характерах людей, лучше познать жизнь. Их сюжет состоит из аналогичных сюжетов. Много повторяющихся диалогов. Это облегчает чтение: слова все знакомы - работа идёт быстрее. Вто же время ребёнок приучается читать внимательно. Ведь каждая часть похожая, но и отличается от неё. Неправильно прочтёшь - смысл сказки меняется. Сказки интересно пересказывать. По ним легко ставить вопросы и легко на них отвечать. Необходимо ставить вопросы.

- Чем понравилась сказка?

-Кто из героев понравился?  Почему?

- Кто не понравился? Почему?

Нередко в семьях можно встретиться с таким явлением: ребёнок научился читать, а читать сам не хочет. Как быть?

Часто здесь применяется приём прерванного чтения. Взрослый дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, ссылаясь на занятость, предложил ребёнку самому дочитать рассказ. С этой целью можно  обратиться к ребёнку с просьбой  почитать, когда взрослые заняты или  болеют и почитать сами не могут. Почитать брату или сестре.

Работа по обучению самостоятельному чтению в семье должна продолжаться до тех пор, пока ребёнок не преодолеет трудности, связанные со слабой техникой чтения. Порой этим приходится заниматься до самого конца обучения ребёнка в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как привить детям любовь к чтению (буклет)

Чтение помогает нам во всех сферах нашей жизни. К тому же оно делает наш досуг более приятным и увлекательным. Именно поэтому воспитание любви к книгам – это один из лучших подарков, котор...

Статья "Как привить детям любовь к чтению"

Способствует привитию ребёнку любовь к чтению с раннего детства....

Как привить детям любовь к чтению

Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием. Этот...

"Как привить детям любовь к чтению" (беседа с родителями).

Данную статью можно использовать для беседы на родительском собрании....

Как привить детям любовь к чтению.

Как привить детям любовь к чтению....