Как готовить ребёнка к школе
консультация (1 класс) по теме

Верушкина Наталья валентиновна

 Материал о физиологической и психологической готовности ребёнка к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовность ребёнка к школе.

    Готовность ребёнка к школе определяется общей, интеллектуальной  и психолого-педагогической.

    Общая готовность к школе в первую очередь включает в себя понятие нормального физического развития ребёнка.

    Школьные занятия потребуют от него большого физического напряжения, продолжительного сидения в одной позе за партой.

    Занятия ребёнка в школе сопряжены также с длительным напряжением при выполнении письменных работ, поэтому надо развивать у дошкольника мелкие мышцы кисти рук, Упражнять его в лепке, рисовании, вырезывании. Есть и специальные упражнения для подготовки руки к письму. ( «Езда по дорожке», «Штриховка» - простым карандашом, цветными, фломастерами; обводка по трафаретам геометрических фигур, фигур животных, предметов.) При этом важно научить ребёнка правильно переносить утомление, так как только при ощущении утомления радостнее переживается успешно выполненная работа.

     Утомление- естественный результат любого труда, а у дошкольников и игры. Бояться утомления не следует. А вот переутомления допускать нельзя. Переутомление может привести к заболеваниям нервной системы, сказаться на росте и развитии детского организма. Утомление можно снять, переключив ребёнка на другой вид деятельности. Через труд человек формируется как гражданин, готовый выполнять любое дело, нужное семье, классному коллективу.

     Подготовка ребёнка к школе включает также и выработку у него умений и навыков самостоятельно одеться и раздеться, зашнуровать ботинки, расстегнуть и застегнуть пуговицы, умыться, почистить зубы. Об этом приходиться говорить, так как родители нередко сами одевают и раздевают детей, и став первоклассниками, они беспомощны в самообслуживании. Неумение обслужить себя отрицательно сказывается на самочувствии ребёнка в коллективе сверстников.

     Другой важной стороной готовности ребёнка к учебному труду является его интеллектуальная готовность. Почему у учеников возникают трудности в учении?

Придя в школу недостаточно уметь читать и считать. Это и не главное. Читать и считать ребёнка можно научить легко, если он умеет учиться. Но что это значит- уметь учиться? Учитель объясняет учебный материал. Потом он ставит задачу, например такую: «Напишите букву а». Это центральный момент в обучении. Именно в процессе  решения учебных задач дети усваивают знания, умения, навыки. Дети научаются действовать всё более самостоятельно. Но это происходит только в том случае, если для этого есть необходимые предпосылки, сложившиеся раньше- в дошкольном возрасте.

   Важное условие- внимательно слушать учителя, выполнять простейшие указания. А для этого нужно, чтобы ребёнок понимал: выполнение этих указаний- необходимое условие овладения знаниями. Нужно и соответствующее отношение к самим знаниям. Бывает так: ребёнок искренне хочет чему-то научиться, уважает учителя, а вот сосредоточиться на его словах не умеет. То его отвлекает солнечное пятно на стене, то мысли об игрушке, оставшейся дома. А как быть , если слова учителя ребёнку не понятны? Совсем не редкий случай, когда способности нормальные, а развитие отстаёт. Важно, чтобы ребёнок умел слушать и слышать то, что ему говорит учитель, какого от него требует выполнить определённого задания.

      Большое место в дошкольном воспитании должен занимать деловой настрой ребёнка на школу, на серьёзный учебный труд, т.е. формирование его психологической готовности к школе. Следует постепенно внушать ребёнку, что учёба в школе- серьёзный труд, в результате которого он будет узнавать что-то новое, интересное. Не надо запугивать его предстоящими трудностями школьной учёбы. Надо готовить ребёнка так, чтобы он ждал начала обучения в школе, шёл на занятия с большой охотой, проявляя интерес к учению, к познанию нового. Ещё с дошкольного возраста следует приучать ребёнка подчиняться слову «надо», безболезненно разрешать противоречия.    

       В значительной мере готовность к школе определяется и уровнем развития словесного мышления.

       Важной стороной подготовки становится обучение ребёнка пересказу и самостоятельному сочинению разных историй. Благодаря этому у него формируется умение вычленять основное содержание услышанного, следить за последовательностью событий и последовательно излагать свои мысли.

        При чтении сказок, необходимо иметь её иллюстрации, чтобы по ним ребёнок мог пересказать эту сказку. Можно и самому ребёнку рисовать картинки к сказке- последовательность, которые создают как бы план сказки. Ребёнок может сам придумать сказку или историю на событие из собственной жизни. Таким  образом большое значение имеет подготовленность речи ребёнка. Он должен уметь правильно излагать свои мысли, вопросы, грамотно строить предложения.

          Ребёнка необходимо учить наблюдать и за окружающим, учить сравнивать предметы, делать выводы, обобщать, дифференцировать предметы и явления, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, проводить сравнение предметов, геометрических фигур, различать правую и левую сторону на рисунке, развивать умение различать и изображать линии, круги, вырабатывать точность, координацию движений руки и глаз.

        Часто взрослые недооценивают важности постоянных трудовых обязанностей дошкольника: «Какая помощь от малыша?». Может быть она и действительно невелика, но в таких постоянных домашних делах формируется качества, необходимые для учебной работы. Воспитывается культура чувств ребёнка.

      Наиболее приемлемыми мотивами учения, которые следует формировать у ребёнка, можно назвать следующие:»С первого сентября ты начинаешь трудиться, как трудятся твои мама и папа», «Теперь ты  стал у нас взрослым и у тебя появляются новые трудовые обязанности».

       Так у будущего школьника создаётся радостная, но совершенно реальная позиция.

        Но вот и наступило 1 сентября. Этот день давно ждал школьник и его родители. Ребёнок, идущий впервые в школу, переживает ни с чем не сравнимое чувство гордости: Я- школьник!

        Как же поддержать стремление и тягу детей к школе, как помочь им не потерять интерес к новому, неизвестному?

        Однозначных ответов на этот сложный вопрос нет. Но можно предусмотреть типичные ошибки, которые имеют место в семьях.

        Необходимо позаботиться о рабочем месте первоклассника. В уголке школьника обычно находится специальный стол, полка для книг. Своё рабочее место в семье помогает ему осознать своё новое положение, почувствовать новый вид обязанностей и ответственность за их выполнение.

       Также нужно правильно организовать режим дня первоклассника.

  1. сон не менее 10 часов;
  2. обязательно полноценное питание ;
  3. постоянное время учебных занятий;
  4. хорошо восстанавливает эмоциональное благополучие ребёнка длительные прогулки на воздухе( до 2 часов);
  5. сон в 20 ч.30 мин.

Контроль не должен быть назойливым, у ребёнка надо вырабатывать самостоятельность.

    Придя с ребёнком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают.

    Встречая ребёнка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых 3 часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и не ругайте- ведь пока ещё не за что, помогайте при затруднениях.

     Первый школьный год не  только самый трудный, но и самый ответственный. Задача семьи и школы воспитать в детях высокие душевные качества, нетерпимость к злу. Успехов вам в этом нелёгком  деле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест `Готов ли ребёнок к школе?`

Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики обычно используются психологами, приемной комиссией при поступлении в школу? Родители могут оценить ...

Готов ли ваш ребёнок к школе?

Выступление учителя на родительском собрании в детском саду. Одна из основных родительских забот – это подготовка ребёнка к школе. Кажется , что если упустишь время, не сделаешь всё необходимо...

Буклет. Готов ли ребёнок к школе?

Беседы психолога о возрастных особенностях детей....

Памятка "Готов ли ваш ребёнок к школе?"

Уровень развития речи– один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в школе.  Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.В памятке содержатся основные тре...

Как готовить ребёнка к школе

В каждой семье, где подрастает будущий первоклассник, часто возникают разговоры о школе, о том. Как лучше подготовить ребенка. Чтобы он хорошо учился. Чем вы можете помочь своим детям в этом пла...

Советы "Когда начинать готовить ребёнка к школе?"

Когда начинать готовить ребенка к школе?Как лучше это делать? Чему и как учить?Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ре...

Как готовить ребёнка к школе?

«Молодость – чудесная вещь. Сущее преступление – отдавать ее детям, чтобы те тратили ее попусту».Бернард Шоу...