Как помочь ребенку в приготовлении домашнего задания
методическая разработка (1 класс) на тему

Гулевич Галина Ивановна

В данной работе даны советы родителям первоклассников в организации процесса выполнения домашнего задания. Указаны возможные ошибки родителей в оказании помощи ребенку в приготовлении уроков дома. Материал может использовать учитель начальных классов для проведения родительского собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_rebenku_v_prigotovlenii_domashnego_zadaniya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 37 имени Новикова Гаврила Гавриловича»

Г. Кемерово

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ В ПРИГОТОВЛЕНИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

                                                                 Составила:

                                                                 Гулевич Галина Ивановна,

                                                                 учитель начальных классов

2014 год

       Долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс выполнения домашних заданий ребенком. Сюда входит и организация рабочего места, и уточнение распорядка дня с тем, чтобы выделить на приготовление уроков необходимое время, и определение последовательности выполнения домашних заданий. В первое время дети делают много ошибок и помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения, быстрого утомления. Родители первоклассника, присутствуя при выполнении им домашних заданий, подбадривают его, объясняют, если ребенок что-то не понял или забыл, но не подменяют его деятельность своей. Требовать, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво, надо, но требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка. Нельзя заставлять переписывать домашнее задание по десять раз.

       Постепенно ребенку будет требоваться все меньше времени для организации занятий, и участие родителей в выполнении уроков можно будет заменить только присутствием. Но интерес и внимание родителей к жизни первоклассника, умение радоваться его успехам должны оставаться неизменными.

       Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой.  Источник света должен быть  расположен спереди и слева, чтобы тень от руки или головы не падала на тетрадь. Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть выделено, освобождено место для занятий.

      Очень важно твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному времени появляется психологическая готовность к умственной работе. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего часа через полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть. Если ребенок спит после обеда или посещает какой-либо кружок, то можно, конечно, садиться за уроки и попозже. Но нельзя это откладывать на вечер.

      Необходимо наличие перерывов в работе. Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15 – 20 минут, к концу начальной школы оно может доходить до 30 – 40 минут. Нельзя забывать, что ребенок уже в школе отсидел 4 урока. Именно  из-за этого его работоспособность уже снижена.

      Надо следить, чтобы ребенок не оттягивал начало работы, не отвлекался во время занятий, не начинал рисовать что-то на подвернувшейся бумажке. Вернуть внимание ребенка можно жестом, кивком головы, негромким напоминанием. Раздраженные выкрики, нотации, длительные рассуждения недопустимы: они только дополнительно отвлекают ребенка от занятий.

      Существуют специальные приемы, направленные на формирование у ребенка самоконтроля, внимания. Один из них – это обучение проверке решения. Взрослый пишет столбики примеров, в которых ребенок должен найти ошибки. Ошибочные ответы чередуются с правильными. Например:

3 + 1 = 4; 5 – 2 = 3; 7 + 2 = 8; 4 + 2 = 6; 5 – 3 = 3. ребенок красным карандашом напротив верных примеров ставит  плюс, а неверные зачеркивает, подписывает сверху правильное число. На втором этапе можно побудить его применить выработанный навык по отношению к школьным заданиям: «Ты хорошо умеешь все проверять, а в домашнем задании допустил ошибку и не исправил. Ну-ка, скорее все проверь!» говорить надо весело, без раздражения и недовольства. Ребенок должен знать: его ошибки вас не разозлили, а удивили. Ведь действительно странно – уметь проводить проверку, но не пользоваться этим умением!

       И еще одно предупреждение. Никогда не ругайте ребенка за исправления, даже если от них в тетради получается «грязь». Самоисправления – это первая форма самоконтроля. Они должны всячески поощряться.

       Иногда случается, что ребенок может принести плохие отметки. К этому нужно относится спокойно. Разобраться, в чем дело. Может быть, ребенок забыл выполнить домашнее задание? Тогда нужно доброжелательно посоветовать, чтоб он внимательнее следил за тем, что задано. Но полагаться полностью на сознательность начинающего ученика не стоит. Лучше в течение нескольких дней, а возможно и дальше, самим родителям последить  за тем, все ли уроки сделаны. Может, ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что было непонятно.

      «Двойки» и «тройки», поставленные за неряшливость, «грязь» в тетрадях – это уже серьезное наказание для ребенка. Родителям достаточно выразить огорчение и надежду на то, что в дальнейшем ребенок будет писать аккуратнее. Никаких дополнительных наказаний применять не надо. Бывает, что ребенок получает низкие отметки за устные ответы (иногда и за контрольные работы), хотя материал знает. Возможно, что хорошо ответить ему мешает волнение, которое возникает, когда учительница вызывает его к доске. Такого ребенка надо ободрит, внушать ему веру в свои силы. О плохих  отметках не надо говорить совсем, иначе это может спровоцировать невроз.

       Не надо слишком восторгаться и пятерками. Ребенок ходит в школу за знаниями, а не за «пятерками». Отметки – это не плата за выполненную работу. Это сигналы, указывающие, какой участок пути пройден благополучно, а где остались недоработки. Чрезмерное увлечение родителей отметками приводит к тому, что и у детей появляется так называемая отметочная психология: «Пятерка – любой ценой!» начинается зубрежка, списывание, подгонка под ответ, в ход идет выпрашивание: «Не ставьте мне, пожалуйста, «тройку»! я завтра выучу и расскажу». Бывают и подделки отметок в дневнике. Последствия саамы печальные.

       Школа – это не только уроки, в ней есть спортивные секции, кружки. Но, когда ребенок учится неважно, родители решают: «Нечего время тратить на глупости. Пусть лучше побольше сидит за домашними заданиями». Жизнь ребенка обедняется, не используется один из важных рычагов воспитания положительного отношения к школе. Напротив, смена видов деятельности, новые впечатления, общение со сверстниками являются мощными стимуляторами положительного отношения детей к школе.

      Нельзя, чтобы у ребенка не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.

      Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с родительской  самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку в приготовлении домашнего задания?

Данная презентация поможет родителям понять как правильно готовить домашние задания с детьми....

«Как помочь ребенку в приготовлении домашних заданий»

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное вре...

"Как помочь ребенку в приготовлении домашнего задания"

Здесь вы найдете необходимую информацию для родительского собрания по теме "Как помочь ребенку приготовить домашнее задание"...

Как помочь ребенку в приготовлении домашнего задания?

Памятка для родителей учащихся начальной школы....

"Как помочь ребенку в приготовлении домашних заданий"

В памятке для родителей "Как помочь ребенку в приготовлении домашних заданий" даны рекомендации и советы, как правильно организовать рабочее время ребенка при выполнении домашних заданий. Ма...

Как помочь ребенку в приготовлении домашних заданий

Памятка для родителей  «Как помочь ребенку в приготовлении домашних заданий»...

«Как помочь ребенку в приготовлении домашних заданий»

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для...