Родительское собрание «Стили семейного воспитания»
методическая разработка (2 класс) на тему

Овчинникова Любовь Владимировна

 

В.А.Сухомлинский: «Там, где нет мудрости родительского воспитания любовь матери и отца к детям уродует их».

Нужны знания, понимание возрастных особенностей и закономерностей. Помните, что школа – это союзник семьи в деле воспитания, но не химчистка. Школа может помочь родителю, но только при его активном личном участии в процессе становления и развития ребенка. Неправильное воспитание приводит к нарушению поведения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_semeynogo_vospitaniya.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Родительское собрание

                               «Стили семейного воспитания»

                              1.Вступление. Энергизатор.

            -Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня наш семинар пройдёт немного в необычной форме. Для нашего знакомства, чтобы отвлечься от всех проблем, мы предлагаем вам продолжить следующую фразу…

Меня зовут…

Мне приятно…

Только одно условие: не повторяться.

Привычно ли для вас вести беседу в кругу? А почему выбрали круг?

(Круг – самая идеальная форма: круглый стол, солнце, каравай, в кругу мы видим глаза друг друга.)

Мы считаем, что это самая идеальная форма, и поэтому, попробуем сегодня пообщаться в таком режиме.

Мы впервые встречаемся с вами, для продуктивной работы нам надо выбрать правила.

  1. Активность
  2. Право на любое мнение.

Оценок не ставим, каждый человек – это индивидуальность, значит, каждый имеет право на свое мнение.

Вы не против таких правил?

  1. Оценка знаний.

«Мозговой штурм» Семья – это…

Что вы думаете по этому поводу? (ответы по кругу)

Учитель дает определение понятия семья.

  1. Церковь – самое древнее общественное учреждение.
  2. Обществоведы – основная ячейка общества.
  3. Психологи – первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека.
  4. Социальные психологи – первая ступень социализации личности

- Как вы думаете, какая тема нашего семинара?

Тема нашего семинара «Все начинается с семьи».

Обратите внимание на афоризм, но он закрыт наполовину

«Вам ничего не поможет: нигде не спрятаться от двух вещей…»

Интересно, от каких?

А теперь развернитесь  друг к другу (работа в парах) и подумайте, о каких двух вещах здесь может идти речь.

(музыка, по сигналу работа в парах завершается)

        

- Уважаемые родители, время истекло, и мы предлагаем вам ответить, от каких же двух вещей нам не спрятаться. Послушаем друг друга.

- Я вас правильно поняла…

- Вы хотите сказать? (вопросы на понимание)

Если решение не найдено.

- Вы, конечно, все говорите правильно, но давайте подумаем, а еще от чего?

Если цветы мы забыли полить, и они засохли, то они погибли почему? (результат наших действий)

А если не стало человека, мы можем что-то изменить…

Чтение афоризма: «Вам ничего не поможет: нигде не спрятаться от двух вещей – от результата своих действий и от смерти».

 - Скажите, а воспитание детей это наш с вами результат?

Это в большей степени наш результат. Конечно, общество оказывает влияние на личность, но почему-то в одном и том, же обществе вырастают разные люди.

Следовательно, что все же первично то, что было заложено в ребенка в его семье (гены, воспитание)

Энергизатор, деление на 3 группы.

3.Сообщение новой информации.

 - Назовите причины, влияющие на отклоняющееся поведение детей (групповая дискуссия).

 - Мы правильно вас поняли…

 - Вы хотите сказать, что это…

Данные вопросы позволяют уточнить полученную от родителей информацию. (Техника перефразирования) В результате на доске появляется следующая запись (13 факторов):

  1. Завышенные требования;
  2. Враждебность семьи;
  3. Асоциальные семьи;
  4. Отстраненность отца;
  5. Эмоциональная отверженность;
  6. Жесткое обращение;
  7. Низкий культурный уровень семьи;
  8. Материальная ориентация семьи;
  9. Низкий материальный уровень семьи;
  10.  Равнодушие;
  11. Ребенок – кумир;
  12. Запреты;
  13. Неполные семьи.

 - Даже если нам знакома хотя бы одна причины из перечисленных, значит, нам стоит задуматься о том, правильно ли мы воспитываем своих детей, но, а если больше – выводы делайте сами.

Деление на группы: зима, весна, лето, осень

 Каждая группа получает «дорожные знаки»:

  1. Вперёд! Родители либералы…
  2. Внимание! Безразличные родители…
  3. Осторожно! Авторитарные родители…
  4. Ура! Авторитетные родители…

                                        (музыка)

4.Формиорвание и развитие навыка.

   - Изобразить пантомимой, как себя ведут родители предложенного вам типа в проблемной ситуации. Остальные группы должны угадать основной стиль воспитания данной группы.

Каких родителей они изображают? Попробуйте догадаться.

Показ рисунка, зачитывание информации о данном стиле воспитания.

  •  Родители либералы - (утешители. Воспринимают проблемы легко. Их позиция: не стоит особо расстраиваться и рассуждать. Всё само собой пройдёт).
  • Безразличные родители – (равнодушный, его волнуют больше другие проблемы,  нежели воспитание детей. Основная забота: одеть, накормить. Для общения с детьми нет ни душевных, ни физических сил.)
  • Авторитарные родители – (командир: приказы, команды и угрозы – это способы, которыми командир удерживает ребёнка под контролем. С его точки зрения, ребёнок должен уметь сдерживаться).
  • Авторитетные родители – (родитель – психолог. Пытается всё анализировать, выяснять детали, принимает взвешенные решения в том числе и в воспитании).

На доске появляются 4 карточки и «дорожные знаки».

 - Итак, мы познакомились с основными стилями семейного воспитания. В чистом виде они не встречаются, но один всегда преобладает, т.е. является ведущим.

 - Какой стиль  семейного воспитания самый оптимальный?

 - Опять вы на высоте. Мне очень нравится работать с такими умными и активными родителями. А теперь раз мы такие молодцы давайте попробуем продолжить такую фразу.

5.Применение навыка на практике – приобретение опыта

( Поэма Дороти Лоу Нотл)

Я надеюсь, что вы сумеете воспитать в ваших детях самое хорошее, самое светлое, самое лучшее. А как, мы только что услышали.

6.Рефлексия «Паутинка»

  1. Что вы поняли, что понравилось, что запомнилось?
  2. Пожелание.

В.А.Сухомлинский: «Там, где нет мудрости родительского воспитания любовь матери и отца к детям уродует их».

Нужны знания, понимание возрастных особенностей и закономерностей. Помните, что школа – это союзник семьи в деле воспитания, но не химчистка. Школа может помочь родителю, но только при его активном личном участии в процессе становления и развития ребенка. Неправильное воспитание приводит к нарушению поведения детей.

 7.Анкета

       

      ПРИЛОЖЕНИЕ К  СОБРАНИЮ  «Стили семейного воспитания»

1. Высказывания о воспитании:

* «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»  А. Н. Толстой.

* «Воспитание есть усвоение хороших привычек»  Платон.

* « Воспитатель сам должен быть воспитан»  Карл Маркс

*«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»  Оскар Уайльд

 

2. Памятки:   1)     6 правил счастливой семьи:

        1.Как можно меньше злиться и ворчать друг на друга по поводу и без него.

        2. Не пытаться никого переделывать на свой лад, особенно если другой человек не осознаёт необходимость собственного самосовершенствования.

        3. Не увлекаться критикой;  человеку гораздо приятнее узнавать о себе как  о хорошем человеке, чем как о плохом.

        4. Искренне восхищаться достоинствами членов своей семьи, заранее демонстрируя и предвосхищая их будущее, ещё не проявившиеся возможности.

        5. Постоянно демонстрировать внимание своим родным и близким. Только так можно рассчитывать на ответное внимание.

        6. Быть вежливым и предупредительным в общении с родными и близкими, несмотря ни на какие трудности, которые могут быть связаны с непосредственным общением с ними.

 .2)       Кодекс истинного родителя:

        - Если родители требуют от ребёнка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, не смотря на недостаток времени.

        - Если родители требуют, чтобы ребёнок не лгал, они не лгут ни себе. Ни другим, ни собственному ребёнку.

        - Если родители требуют от ребёнка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребёнка умения трудиться.

        - Если родители хотят, чтобы их ребёнок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).

        - Если родители хотят, чтобы их ребёнок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.

        - Если родители хотят, чтобы их ребёнок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам,  они начинают с себя  и сами бережно и уважительно относятся к своим родителям.

        - Если родители хотят, чтобы их ребёнок  не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребёнок встречается с ними в своём доме.

                            - Если родители хотят, чтобы ребёнок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми тёплыми чувствами.

Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!

  1. Идеальный ребёнок – это ребёнок, который:

  - слушается во всём своих родителей;

          - выполняет всё то, что ему поручают в школе и дома;

          - помогает старшим братьям и сёстрам и взрослым, не обижает младших;

          - умеет отвечать за свои поступки;

          - самостоятелен и активен;

          - имеет друзей и дорожит ими;

          - в любой ситуации всегда говорит правду;

          - дорожит своей семьёй, родными и близкими ему людьми, бережно относится к своим родителям;

          - имеет в доме свои обязанности и ответственно к ним относится;

          - знает материальные возможности семьи и старается их придерживаться;

          - умеет и хочет трудиться, с раннего детства определяет, чего он хочет добиться в жизни.

                          4)        Идеальные родители:

        - Понимают своих детей.

        - Любят своих детей.

        - Помогают решать проблемы.

        - Не кричат на своих детей.

        - Готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей.

        - Не читают нотации.

        - Не пьют.

3. Притча «Старый дед и внучек».

               Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели. Уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его сажать за стол, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она будет давать ему обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что - то слаживает. Отец и спросил:

     «Что ты делаешь, Миша?»

     А  Миша и говорит:

     Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

     Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать дедушку за стол.

Л.Н. Толстой

4. Упражнения - энергизаторы.

        Во время собрания родители периодически испытывают снижение энергии, работоспособности. Средством преодоления спада энергии может служить короткое физическое упражнение – энергизатор.

  1. «Фруктовый салат».

Ведущий по кругу называет, роль какого фрукта будет исполнять каждый родитель. Например,  апельсин;

        яблоко;

        киви;

        груша.

Затем ведущий просит поменяться местами «груш» или любой другой фрукт. И так несколько раз. При этом ведущий может занять место одного из «фруктов», и тогда «фрукт» становится ведущим. Целесообразно ведущего сменить 4-5 раз.

  1. « Скажи комплимент своему соседу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к презентации родительского собрания "Стили семейного воспитания"

Материал конспекта соответствует  слайдам презентации. Готовый материал для работы....

Конспект родительского собрания "Стили семейного воспитания"

На родительском собрании проводится тестирование, позволяющее определить стиль семейного воспитания, а , соответственно, даёт повод задуматься о правильности воспитания ребёнка в семье....

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Разработка родительского собрания.Презентация.Советы родителям.Анкета для родителей....

Тема родительского собрания "Стили семейного воспитания".

Познакомить родителей с попустительским и состязательным стилями воспитания....

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Рассмотрим связь между стилями родительского воспитания и особенностями ребенка....

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Тема «Стили семейного воспитания» горячо обсуждаема в педагогической литературе. Но зачастую, родители, не всегда задумываемся о том, как надо воспитывать и какое влияние наши действия ока...

Родительское собрание «Стили семейного воспитания»

Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями....