Родителям первоклассников
консультация (1 класс) на тему

Островерх Наталья Викторовна

На этой страничке вы найдете ответы на следующие вопросы: Как же помочь будущему первокласснику? Как определить уровень подготовленности ребенка к школе? На что обратить внимание, занимаясь с ним? Как правильно выбрать портфель и учебные принадлежности? Как организовать режим дня первоклассника? Как психологически подготовить ребенка к учебной деятельности? Каким должен быть внешний вид первоклассника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam_pervoklassnikov.doc332.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям первоклассников

    Семь лет – это уже возраст. Это начало биографии Личности. Каждый родитель хочет для своего ребёнка успешной и счастливой жизни. Каждый родитель знает, что основу будущих успехов надо закладывать в раннем детстве. В 7 лет наступает время ответственности, когда самое главное для ребёнка – научиться учиться. Именно в этот период активно развивается интеллектуальная, эмоциональная, мотивационная и волевая сфера личности. 

Полезная ссылка на сайт сообщества для людей от 6-и лет и старше, имеющих отношение к начальной школе - 

 

  Отдавая ребенка в школу, чаще всего вы считаете основными показателями готовности ребенка к школе знание стихов, умение читать и считать. Многие из вас пытаются научить своего ребенка писать. Однако практика показывает, что подобные знания мало влияют на успешность обучения, а иногда даже создают различные проблемы.

   На этой страничке вы найдете ответы на следующие вопросы: Как же помочь будущему первокласснику? Как определить уровень подготовленности ребенка к школе? На что обратить внимание, занимаясь с ним? Как правильно выбрать портфель и учебные принадлежности? Как организовать режим дня первоклассника? Как психологически подготовить ребенка к учебной деятельности? Каким должен быть внешний вид первоклассника?

 

 

Готов ли ребенок к школе?        

 

Конечно же, родителям дошкольника хотелось бы знать, на сколько их ребенок подготовлен к школе. Для выявления уровня такой подготовки проведите небольшую беседу, в которую включите приведенные ниже задания: беседа по вопросам, собирание разрезных картинок, исследование восприятия, рассказ по картинкам, понимание грамматической конструкции, нахождение лишнего предмета, проверка мелкой моторики рук, проверка чтения.

Во время беседы четко формулируйте вопросы, давайте время для их обдумывания, чаще хвалите ребенка, не ругайте его, если он не смог ответить или дал плохой ответ.

Первый раз такое собеседование желательно провести заранее, где-то за полгода до поступления в школу (запись детей в школу начинается с 1 апреля). В этом случае у Вас будет возможность ликвидировать пробелы в знаниях и повысить уровень готовности ребенка к обучению.

 


Беседа по вопросам

 

 В начале беседы можно задать ряд вопросов, которые помогут определить, как ребенок ориентируется в окружающем, определить его запас знаний и отношение к школе.

 

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Сколько тебе лет?
  4. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  5. Кем работают твои родители?
  6. У тебя есть сестра, брат?
  7. Как зовут твоих друзей?
  8. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
  9. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
  10. Назови дни недели, времена года.
  11. Какое сейчас время года?
  12. Чем отличается зима от лета?
  13. В какое время года на деревьях появляются листья?
  14. Каких домашних животных ты знаешь?
  15. Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
  16. Ты хочешь учиться в школе?
  17. Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
  18. Зачем надо учиться?
  19. Какие профессии ты знаешь?
  20. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?

 

Оценка результатов. Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович. Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.
Если ребенок ответил правильно на 20 – 19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18 – 11 – о среднем, на 10 и менее – о низком.

 Рекомендации. Постарайтесь фиксировать внимание ребенка на том, что он видит вокруг себя. Приучайте его рассказывать о своих впечатлениях. Добивайтесь подробных и развернутых рассказов. Чаще читайте ребенку детские книги и обсуждайте с ним прочитанное.

 

 

 Собирание разрезных картинок

Разрежьте картинку по одной из предлагаемых схем. Перемешайте полученные части и предложите ребенку собрать сломанную картинку. При этом не надо произносить название получаемого изображения.

 

Вариант высокой трудности

 

Упрощенный вариант

 

 

Оценка результатов. Высокий уровень – все картинки собраны, средней уровень – собрана вторая картинка (упрощенный вариант), низкий уровень – картинки собраны неверно.

Рекомендации. Привлекайте ребенка к занятиям рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием из различных «Конструкторов».

 

 

 

Исследование восприятия

 

Из каких геометрических фигур составлены эти рисунки?

 

 

Рекомендации. Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.

Оценка результатов.

Высокий уровень – ребенок правильно нашел и назвал все фигуры,

средней уровень – ребенок допустил 3-4 ошибка,

низкий уровень – ребенок допустил 5 и более ошибок.

 

Рассказ по картинкам

Положите перед ребенком в произвольном порядке 3 – 4 картинки, связанные единым сюжетом. Затем предложите ему разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.

Пример 1.

 

 Пример 2.

 

   

 

 

Оценка результатов. Высокий уровень - правильное расположение картинок и правильное описание событий, средней уровень – ребенок правильно расположил картинки, но не может составить грамотный рассказ, низкий уровень – случайная последовательность картинок.

Рекомендации. Для развития связной речи научите ребенка давать полный ответ на поставленные вопросы, просите его пересказывать прочитанные ему рассказы, сказки, просмотренные фильмы и мультфильмы.

 

 

 

Понимание грамматической конструкции


Произнесите предложение: «Девочка пошла гулять после того, как посмотрела мультфильм». Затем задайте вопрос: «Что девочка делала раньше – гуляла или смотрела мультфильм?»

 

 

 

 

Что лишнее?

 

Покажите ребенку карточку и задайте следующие вопросы: Что здесь лишнее?ит Почему? Как одним словом можно назвать остальные предметы?

Карточка № 1

 

 

 

Карточка № 2

 

 

 

 

 

Проверка мелкой моторики рук

Одной из предпосылок успешного обучения в школе является достаточно высокий уровень развития мелких движений. У многих детей шести лет это умение сформировано недостаточно. Для выявления уровня развития мелких движений ребенку можно предложить следующее задание:

- Велосипедисту нужно проехать к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию, не отрывая карандаша от бумаги.

 

 Оценка результатов. Высокий уровень - отсутствуют выходы за пределы "дорожки", карандаш не более трех раз отрывался от бумаги, отсутствуют нарушения линии. Низкий уровень – имеется три или более выхода за пределы "дорожки", а также имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая или с очень сильным нажимом, рвущим бумагу). В промежуточных случаях результат оценивается как средний.

Рекомендации. Для повышения уровня развития мелких движений полезны занятия рисованием, лепкой аппликацией. Можно рекомендовать нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

  

 

Счет в пределах 10

 

1. Что больше 7 или 4, 2 или 5.

2. Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.

3. Мама испекла пирожки. Дима взял 2 пирожка с капустой и столько же с мясом. Сколько пирожков взял Дима?

4. В гараже стояло 7 машин. Уехала 1 машина. Сколько машин осталось?

5. Дети надули 10 воздушных шариков. 2 шарика лопнули. Сколько шариков осталось?

 

 

 

Проверка чтения

 

1 вариант. Ребенок не умеет читать, но знает буквы.

1. Покажите ребенку карточку с буквой и спросите, какая это буква.

2. Положите перед ребенком несколько карточек с буквами. Назовите букву и попросите показать нужную карточку.

3. Прочитай слоги.

та, то, ны, ни, ре, ку, по, бу.

 

2 вариант. Ребенок умеет читать.

Попросите ребенка прочитать рассказ, а затем задайте ему несколько вопросов.

 Воробей и ласточки.

Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

Кто свил гнездо?
Что сделал воробей?
Кого позвала на помощь ласточка?
Что сделали ласточки?

Как правильно подобрать      портфель и учебные   принадлежности?

 

Собирая в школу своего ребенка, главное - правильно выбрать все аксессуары, сопровождающие процесс обучения наших маленьких учеников. Сегодня мы рассказываем вам о том, на что нужно обратить внимание при покупке портфеля и его наполнении.

  Итак, выбирая портфель, помните, что он должен быть не просто модным, он должен максимально подходить вашему чаду.

 Очень часто при покупке портфеля родители совершают одинаковые ошибки:

  1. Покупают ранец (портфель) , который слишком велик для ребенка.
  2. Перегружают портфель очень массивными аксессуарами школьника,
  3. Неправильно распределяют вес, посредством не совсем функциональной структуры портфеля, то есть дополнительные отделения и карманы у портфеля находятся не в правильном соотношении.

  После приобретения портфеля, родите

ли очень часто забывают следить за правильностью его ношения, позволяют носить на одной лямке, не регулируют длину лямок и т.п.

 

Все это приводит к:

  • приступам болей в плечах, шее и спине у школьников.
  • покраснению и возникновению глубоких следов от лямок на коже плеча.
  • возникновению чувства покалывания или онемения в руках.
  • неестественному положению тела, голова школьника принимает положение наклона или вытянута вперед, тело отклонено в одну сторону.
  • Возникает спотыкающаяся походка и трудности с подъемом по лестнице или по небольшому уклону.

Правильный подбор портфеля для школьника заключается в:

  1. Соответствии портфеля росту и весу ребенка.
  2. П ортфель должен быть оборудован дополнительными ремнями.
  3. На портфеле должны быть катафоты (светоотражатели) для безопасности на   дороге.
  4. Обязательно условие - хорошие широкие наплечники.
  5. Портфель должен иметь множество отделов для эффективного распределения веса, кроме этого в портфель с множеством отделений проще разместить различные необходимые школьные принадлежности.

 

Полностью загруженный портфель не должен весить более 15 процентов от массы тела ребенка. Ребенок не должен носить ранец тяжелее 12,5 кг. Класть в рюкзак нужно только те вещи, которые реально нужны в этот день. Книги и прочие плоские предметы нужно класть параллельно спинке рюкзака. Самый тяжелый предмет должен располагаться внизу, ближе всего к спине.
Носить портфель следует на обеих лямках, иначе есть риск заработать боковой сколиоз. Необходимо застегивать поясные лямки — это поможет равномерно распределить вес рюкзака по телу. Подгоняйте лямки так, чтобы рюкзак плотно прилегал к спине не менее, чем в 10 см выше поясницы. Иначе центр тяжести тела сместится назад, что приведет к перенапряжению мышц и болям.

 

Требования к школьным ранцам

(из прил. к ФГОС НОО "Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования")

  1. Портфель должен быть легким – не более 700 грамм. Чем он легче, тем легче вашему ребенку. (Ребенку нельзя носить груз, превышающий 15% собственной массы)
  2. Верх ранца не должен быть выше плеч ребенка, а низ - ниже линии бедер.
  3. Конструкция ранца должна обеспечивать устойчивую его форму.
  4. Спинка ранца должна быть полужесткой и сохранять свою форму.
  5. Ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 400-450 мм должна быть не менее 35-40 мм; т.е. ширина ранца не должна быть шире плеч ребенка. Ширина лямок должна быть около 8 см. Материал, из которого изготовлены плечевые ремни должен быть эластичным; при использовании жесткого материала необходимы специальные накладки.
  6. Высота передней стенки ранца должна составлять 220-260 мм.
  7. Ширина ранца не должна превышать 60-100 мм.
  8. Длина ранца не должна превышать 300-360 мм.
  9. Задняя стенка должна иметь мягкую прокладку, чтобы острые углы книг и т.п. не давили на спину.Рекомендуется использовать ранцы, спинка которых имеет специальные массажные профили.
  10. Ранец должен быть изготовлен из прочного материала с водоотталкивающими свойствами, удобным для чистки, ярким по цвету и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее его безопасность для здоровья учащихся.
  11. Безопасность ранца должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением, выданным уполномоченным органом и утвержденным в установленном порядке.
  12. Вес ранца с ежедневными учебными комплектами не должен превышать:

          для учащихся 5-6-х классов – 3,7 кг,
         для учащихся 7-9-х классов – 4, 2 кг.


И еще обратите внимание на то, что:

Разноцветные портфели меньше пачкаются.

Совет: Проведите платком по поверхности ранца, проверьте, чтобы краска не линяла.

 

 

Что необходимо приобрести первокласснику

 

 

 

 

В пенале:

  

Ручка синяя (с тонко пишущим стрежнем) -2 шт.

• Простой карандаш ТМ-2 шт.

• Линейка (деревянная) 20 см-1 шт.

• Ластик-1 шт.

• Точилка закрытая-1 шт.

• Цветные карандаши-12-14 цветов

• Пенал (на одной молнии)

• Тетрадь в обычную клетку-5 шт.

• Тетрадь в узкую линейку-2 шт.

• Обложки для тетрадей (плотные)

• Обложки для учебников (плотные)

Для урока художественного труда:

• Цветная бумага (6-7 цветов)-2 шт. А4

• Цветной картон (7-10 цветов)-2 шт. А4

• Пластилин (6-8 цветов)-1 шт.

• Дощечка для пластилина

• Клей-карандаш-1 шт.

• Ножницы с тупыми концами-1 шт.

Для урока рисования:

Краски акварельные (12-14 цветов)

• Кисти беличьи -№1,№3

• Альбом для рисования-2 шт.

 

 

Для урока физической культуры:

• Футболка белого (жёлтого) цвета

• Спортивные брюки (тёмного цвета)

• Шорты (тёмного цвета)

• Спортивная обувь (легкая, с легко сгибаемой подошвой)

 

 

 

Основные пути решения проблемы по снижению веса ранца с ежедневными учебными комплектами по стандартам нового поколения в образовании:

1) Радикальный и дорогой способ – приобретение второго комплекта учебников для использования в классе; дополнительные издания (хрестоматии по чтению, окружающему миру), альбомы по ИЗО и папки по трудам можно хранить в школе;

2) Ежедневное внимательное отношение родителей и детей к содержимому ранца;

3) Рационально составленное расписание занятий в школе.

 

Режим дня первоклашки

    

  Первоклассник, ещё не в состоянии сам распланировать свой день так, чтобы успеть сделать все необходимое, отсеять второстепенные, или вовсе ненужные дела и ещё оставить время на отдых. Задача родителей помочь малышу, и научить его рационально выстраивать график на каждый день.

 Сразу следует отметить, что работоспособность у детей, не одинакова на протяжении дня. Специалисты говорят о двух, так называемых пиках трудоспособности: с 8 до 11 часов утра, и с 16 до 18 часов вечера. Затем, наступает резкий спад. Основываясь на этих данных и необходимо выстраивать оптимальный режим маленького школьника.

  Просыпаться ребёнок должен приблизительно за час до выхода из дома. Сразу зарядка, затем горячий завтрак. Не стоит рассчитывать на то, что ребёнок покушает в школе - завтрак должен быть обязательно.

С 8 и приблизительно до 12 часов – занятия в школе.

Затем, самым идеальным вариантом была бы прогулка с играми на свежем воздухе. Если выйти на улицу нет возможности, позвольте малышу порезвиться дома.

  Когда ребёнок приходит из школы, не стоит сразу усаживать его за уроки. Во-первых, как мы уже знаем, работоспособность ребёнка в это время сильно понижается. Во-вторых, малышу просто необходимо отдохнуть после занятий в школе.

 Если ребёнок сильно устаёт, нужно сохранить дневной сон, к которому ребёнок привык в детском саду.

 Лучшее время для подготовки домашнего задания приблизительно с 15:30 до 18 часов. Начинать нужно с более простых, затем переходить к более сложным. Каждые 25-30 минут нужно давать возможность ребёнку отдохнуть. Лучше всего сделать с ним пальчиковую зарядку, или несколько упражнений. Если ребёнок, занимается в какой – либо секции, занятия там тоже должны заканчиваться не позднее 18 -19 часов, чтобы малыш успел вернуться домой, поужинать и вовремя лечь спасть.

 Спать желательно ложиться не позже 21 часа, так как первоклассник должен спать около 11,5 часов в сутки (включая 1,5 часовый дневной сон).

  Конечно, начинать приучать малыша к новому режиму дня нужно постепенно, на это может уйти от двух недель до двух месяцев. Все зависит от характера и темперамента ребёнка, а также от родителей, но поверьте – эти нововведения пойдут ребёнку только во благо.

 

 

Как вести с ребёнком  в период школьной адаптации?   

 

1. Избегать публичных порицаний и замечаний!

 2. Избегать сравнения с другими детьми (особенно если кто-то лучше).

3. Обязательно отмечать успехи ребёнка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи. 

  4. Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребёнку. 

5. Ласковые прикосновения родителей помогут ребёнку обрести чувство уверенности и доверия к миру. 

 6. Подбадривать во всех начинаниях и хвалить даже за незначительный самостоятельный поступок.

  7. Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребёнка.

  8. Будьте последовательны в своих требованиях.

 9. Ваше участие и Ваш интерес положительно повлияет на эмоциональное состояние ребёнка.

  10. Принимайте ребёнка таким, какой он есть.

 

 

   Уважаемые родители! От того, как ребёнок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации вхождения в режим школы и его психологическое самочувствие. Это серьёзное испытание для малыша и для родителей – испытание доброты и чуткости.

 

 

Желаем Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей первоклассника "Ваш ребенок-первоклассник".

Рекомендации которые помогут справиться с переменами в жизни ребенка....

Рекомендация для родителей первоклассника "Эмоциональная поддержка первоклассника"

Рекомендация- совет подготовлена для родителей учащихся 1 класса с целью помочь им оказать эмоциональную поддержку детям в период адаптации к школе....

"ЛИКБЕЗ"для родителей первоклассников или что должен знать родитель первоклассника.

В материале говорится о том, что должен знать родитель первоклассника, а именно: как выбрать школу,во сколько лет привести ребёнка в школу,существуют ли особенности в организации режима дня первокласс...

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Консультация родителям первоклассников. «Ваш ребенок первоклассник»

Скоро в школу. Этой осенью  ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих д...

Советы родителям первоклассника «Помощь первокласснику в период адаптации к школе»

Советы родителям первоклассника по теме "Помощь первокласснику в период адаптации к школе" рекомендавана учителям начальных классов и их родителям для оказания психологической поддержки учащимся перво...