Эффективные способы подготовки домашнего задания
консультация на тему

Бакшаева Анна Александровна

Так как год от года увеличивается учебная нагрузка, от учащегося требуется рационально распределить время на подготовку домашнего задания. О некоторых рациональных способах подготовки домашнего задания рассказывается в статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

« Рациональные способы подготовки домашнего задания».

Так как год от года увеличивается учебная нагрузка, от учащегося требуется рационально распределить время на подготовку домашнего задания, да и подходы к его выполнению изменяются.

  • Учить учиться? – может кто-то спросить.
  • Разве школьник не умеет учиться? – эти и подобные вопросы возникают у родителей, когда они слышат, что учеников надо научить учиться.

Действительно, ходит ребенок в школу? Ходит. Учит уроки? Учит. Учитель им доволен? В общем, доволен. Разве это не свидетельствует о том, что школьник умеет учиться? Еще нет.

Для примера рассказ одной ученицы (вы его можете сравнить с тем, как готовят задание ваши дети).

«… Мне очень трудно, хотя учусь я хорошо(учителя и родители довольны моими успехами), но как мне тяжело это достается. Я прекрасно понимаю, что ложиться спать нужно вовремя, что надо гулять. Но как все успеть?

Конечно, есть режим. Я пробовала жить по режиму, все получалось блестяще, но уроки не уложились в отведенные часы.

А теперь о том, как я учу. Я прихожу из школы, обедаю, сажусь за уроки: сначала устные, потом письменные (без перерыва до позднего вечера). Утром будит звонок будильника: я повторяю устные предметы. В школе первые 2 урока я мало понимаю, что рассказывает учитель, хотя изо всех сил стараюсь не пропустить ни одного слова. К третьему уроку все входит в свое обычное русло. Я легко понимаю учителя, спать уже не хочется. А потом иду домой. И все сначала…»

Что же делать, чтобы оставалось время? Это письмо ясно дает ответ, может ли ученик не уметь учиться? И это еще не неуспевающий ученик. Такие ученики могут не привлекать внимания учителя в школе, ведь внешне все благополучно. Но неумение учиться может привести и к неуспеваемости.

Почему это незаметно в школе? Ответ прост. Учителя располагают достаточными возможностями, чтобы довольно ясно представлять, что из пройденного материала усвоили ученики, а что нет? А вот процесс самостоятельной работы над материалом скрыт от учителя и протекает вне его наблюдения.

Учитель может посоветовать ученику, как нужно готовить уроки. Но проследить за тем, правильно ли его ученик понял, пронаблюдать, как он следует полученным советам, что ему удается, а что нет, - всего этого, как правило, учитель не может сделать: ведь готовит–то уроки школьник дома. Получается, что учителя контролируют только конечный результат, а вот процесс приготовления домашнего задания могут проконтролировать и дать необходимые советы, оказать помощь должны родители.

Напомню о некоторых обязанностях родителей.

  • Своевременно ставить учителя в известность о болезни ребенка или возможном его отсутствии.
  • Совместно со школой контролировать обучение ребенка, оказывать помощь в создании благоприятных условий для жизни ребенка в школе, в том числе и на территории закрепленной за классом.
  • Нести материальную ответственность за ущерб, причиненный школе ребенком.

Как же правильно контролировать домашнее задание и одновременно приучать ребенка работать более эффективно, постепенно затрачивая на задание меньше времени.

  1. Проверяйте, понимает ли ученик, для чего он выполняет то или иное задание. Иначе, доучившись до 4 класса, он будет просто списывать с учебника, вставляя наугад буквы, или просто что-то считать.

                    Если перед ребенком задание « Спиши, расставь попущенные знаки препинания» – это конкретное задание, а учебная задача – научиться видеть конец предложения и для себя знать какое предложение перед тобой – повествовательное, вопросительное и побудительное. «Вычислить» - конкретное задание, а учебная задача – научиться складывать, допустим, столбиком, делая все необходимые пометы. Поэтому, даже если письменное задание ребенок сделал без вас, спросите при проверке «Чему ты учился, когда выполнял задания?» И если он не понимает, задание он выполнил без пользы, он просто что-то писал, сегодня одно, завтра другое. Значит он будет на уроке отставать в запоминании нового материала и через какое-то время, возможно, ему для выполнения задания, в лучшем случае, нужно будет вернуться снова к повторению какого-то правила, отсюда работы над ошибками, которые отнимают время, в худшем случае он просто наделает ошибок и даже не заметит этого. Старое придется так или иначе все равно повторять и тратить на это время.

         Если же озадачивать ученика дома рассказать, чему учились на уроке, он будет вдумчивее слушать урок и сопоставлять дома, для чего ему задали такое задание, что из тех действий, проделанных им в классе, он повторил дома (пример с анализом задачи).

  1.           Активность на уроке играет значительную роль в экономии времени на приготовление домашнего задания. Есть ребята, которые на уроке не занимаются посторонними делами, даже слушают учителя и в то же время это малопродуктивно. Оказывается дело не только в добросовестной умственной работе, но и в ее направленности. Нужно следить за мыслью учителя, выделять про себя главное в том, что он говорит, запоминать основные выводы. Существует несколько уровней понимания. Для отличного понимания необходимо
  • Понимать значение каждого слова,
  • Понимать текст в целом,
  • Выделять главное в услышанном.

По исследованиям ученых это могут делать только 12 процентов слушателей. Еще 17 процентов делают это удовлетворительно. Итого 29 процентов.  32 процента все понимают, но главного выделить не могут. В этом они теряют часть информации, и им для приготовления устного задания потребуется прочитать не 1-2 раза, а 5-7, чтобы запомнить механически, непродуктивно. Еще 39 процентов ничего не понимают, и им придется дома учить вообще все заново, самому разбираться. Время урока для них оказывается потеряно. Сказка о потерянном времени. Поэтому нужно настраивать детей на то, чтобы на уроке они не просто слушали, а старались понять и запомнить. Должна быть установка на запоминание. Дома попросите школьника подробно рассказать, что объяснял учитель на уроке, и вы сможете оценить, что ребенок усвоил на уроке и какая работа ему предстоит дома. Многие дети могут большую часть материала понять и запомнить уже на уроке. Дома часть времени будет сэкономлена.

  1. Бывает, получается так, что пока ученик читает устный предмет, он понимал, а в классе говорит, что не понял, что из прочитанного нужно рассказывать, потому что или вопрос был поставлен немного не так, как в книжке, или для ответа нужно было воспроизвести материал выборочно. В этом случае помощь ученику должна состоять в следующем:
  • Убедить его, что чувство понятности – это не признак усвоения. Поучите ребенка навыкам самоконтроля. Можно проверить себя по вопросам после текста, не заглядывая в текст. Вы же тоже в свою очередь выслушиваете не все подряд, а полные ответы на эти вопросы. Можно задать ему эти вопросы не по порядку, а в разбивку.
  • Нужно ответить здесь еще и на такой вопрос: « Полезно или вредно дословное заучивание?» С одной стороны часть материала требуется выучить дословно (определения, формулы, стихи),  но другую часть материала следует рассказывать именно с опорой на учебную задачу.                                                                                         Одно дословное заучивание становится нерациональным в старшей школе. Ученик все дольше просиживает над устными предметами, так как ему требуется несколько раз прочитать текст, пересказать, затем соединить пересказ отдельных отрывков в единое целое. Этот способ приемлем для пересказа небольшого отрывка, но когда текст большой
  • нужно поделить его на смысловые части (пример текста об археологии). 1 раз можно это сделать вместе, потом попросить сделать его это самостоятельно.
  • В этих смысловых частях нужно находить самую главную мысль, или ключевые слова, которые помогут вспомнить содержание всей части. Ставится вопрос « Про что говорится в этом куске?» и ответить нужно не пересказом вначале, а 1-2 предложениями.
  • К каждой смысловой части придумывается заголовок или план. С опорой на него можно пересказать текст. Присутствие плана ответа будет только приветствоваться. Постепенно ученик будет составлять такой план сразу во время первого прочтения, и перечитывая 2 раз, уже сможет пересказать текст. Ему уже не нужно будет перечитывать 3,4, 5 раз. Может быть не план, а рисунок-схема.

               

Если вместе с ребенком пробовать составлять подобные схемы, это может стать своеобразной игрой, соревнованием между вами и ребенком, чья схема окажется лучше.

Как уже говорилось, при пересказе помогает составление плана. Его или логическую схему удерживать в голове легче, чем весь текст. Если просто подробно пересказать весь текст, какое-либо предложение может выскочить из рассказа. Если же в голове логическая цепочка или план – ученик не боится забыть какое-либо предложение, он может заменить его другим. Главное он помнит, о чем он должен рассказывать.

        На первых порах составление плана будет занимать время, но потом это будет происходить само собой уже при первом  прочтении и, время на приготовление пересказа будет сокращаться. Во время такой подготовки ученик учится видеть главное, основные усилия затрачиваются не на механическое запоминание, а на активную мыслительную обработку материала. Это очень пригодится в старшей школе.

        Не нужно бояться сейчас потратить на это время. Когда эти способы подготовки будут освоены, они окупятся сокращением времени на подготовку.

        Кроме этого опираться:

  • На установку на долговременное запоминание;
  • Установка на активную работу на уроке (чем лучше усвоит в классе, тем меньше времени затратит дома, а значит, посвятит это время другому).
  • Повторение а) по учебнику, б) не заглядывая в учебник, в) повторять не несколько раз подряд, а через промежутки времени, так как 3 повторения разделенные временем дадут тот же эффект, что повторение 7-8 раз подряд.

          Простое перечитывание – самый неэкономный вид работы, а если еще и техника чтения невелика…

         И последнее. Нужна систематичность в приготовлении уроков, а не время от времени.

          Планировать свои возможности, сколько времени требуется на усвоение. Определить, какие дни недели относительно свободны, а какие загружены. Исходя из этого, определить, что из устных уроков можно будет сделать заранее.

           Садиться за уроки в одно и тоже время, стараться не выходить за рамки времени, отведенного на 1 предмет. Лучше, если не укладывается ребенок, переключиться, а потом доделать (это касается устных предметов). Если ребенок будет следить за временем, будет ценить время, значит поймет,  что кое-что лучше сразу оформлять чисто, а что-то лучше попробовать на черновике.

Контроль и самоконтроль.

Важная вещь – умение самому оценить выучены уроки или нет. Прочитав 5-6 раз, говорит, что выучил и на этом считает работу выполненной. Но даже не было попыток проговорить материал. Само по себе понимание еще не гарантирует запоминания. Ученик не знает, выучил он или нет, он может сказать, сколько раз он прочитал.

Нужно довести до ребенка простую истину: только повторяя урок самому себе, товарищу, родителям, можно убедиться, выучил его или нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию повторения (пример с директором).

Нужно во время повторения сравнивать свою работу с каким-то образцом: стихотворение с текстом, упражнение – с текстом учебника, в математике известны способы проверки сложения и других действий, в задаче нужно подставить полученное число в задачу и проверить, насколько теперь текст соответствует истине.

Если сам ученик свою работу никогда не контролирует, да еще родители  не проверяют его работу, а верят на слово, то ответственности никакой ученик не чувствует. Мама ничего не сказала, все было хорошо.

Нужно приучать строго оценивать свои действия и не отождествлять понимание материала с усвоением. Некоторые из-за этого не учат дома, так как в классе было все понятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки по подготовке домашних заданий для родителей и учащихся

Памятки помогут родителям организовать подготовку домашних заданий с детьми, а детям - готовиться к урокам ....

Рекомендации родителей по подготовке домашних заданий

Родители могут использовать эту памятку при подготовке домашних заданий со своими детьми....

Эффективные формы проверки домашнего задания

В данной работе перечислены виды домашнего задания и формы его проверки. А также УУД, которые развиваются при выполнении домашнего задания...

Эффективные формы проверки домашних заданий

Виды д/з, приёмы подачи, формы проверки....

Обобщение опыта по теме: Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной ...

Оригинальные способы проверки домашнего задания

Интересная проверка домашнего задания в начальной школеДля многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьни...

Способы проверки домашнего задания

Способы проверки домашнего задания...