Родительское собрание. «Чтение – окно в мир познания».
консультация (1 класс) на тему

Самостоятельное чтение ребенком книг доставляет ему много впечатлений, открывает глаза на мир, заставляет задумываться над вопросами жизни, отношениями людей.     Умная книга может гораздо сильнее воздействовать на ребенка, чем беседа или рассказ взрослого. Во время чтения ребенок остается наедине с самим собой. То, о чем он читает, глубоко переживается им, он может вернуться к понравившемуся ему эпизоду, к полюбившемуся герою.

  В практике же воспитания детей в семьях довольно часто применяются рассказ родителей, беседа, а осознанное отношение к чтению книг встречается реже, в то время как чтение ребенка должно занимать существенное место в воспитании.

  Мы рассмотрим методы и приемы, которые помогают приобщать ребенка к чтению, к книге.

  Ребенок в семье должен видеть любовь отца, матери и других членов семьи к чтению. Если ребенок видит, что в семье любят книги, много читают, то и для него встреча с книгой будет радостной.

  Приобщение ребенка к чтению будет более успешным, если в семье сложится замечательная традиция коллективного чтения книг вслух, обсуждения прочитанных книг.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynoe_chtenie.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

                    Тема собрания.  

 «Чтение – окно в мир познания».

                                                           

 ЗАДАЧИ:      

- выявить причины снижения читательской активности в семье и пути решения данной проблемы;

- содействовать воспитанию любви к чтению у  школьников, приобщению их к семейному чтению;

- способствовать сплочению родительского коллектива и коллектива детей и родителей, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогов школы;

- развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать;

- доказать важность умения правильно и быстро читать.

ВВЕДЕНИЕ.

  Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребенка – она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, является одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном.     Когда мы читаем детям, а затем вместе с ними обсуждаем прочитанное, мы тем самым преподносим им уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания.

   Самостоятельное чтение ребенком книг доставляет ему много впечатлений, открывает глаза на мир, заставляет задумываться над вопросами жизни, отношениями людей.     Умная книга может гораздо сильнее воздействовать на ребенка, чем беседа или рассказ взрослого. Во время чтения ребенок остается наедине с самим собой. То, о чем он читает, глубоко переживается им, он может вернуться к понравившемуся ему эпизоду, к полюбившемуся герою.

  В практике же воспитания детей в семьях довольно часто применяются рассказ родителей, беседа, а осознанное отношение к чтению книг встречается реже, в то время как чтение ребенка должно занимать существенное место в воспитании.

  Мы рассмотрим методы и приемы, которые помогают приобщать ребенка к чтению, к книге.

  Ребенок в семье должен видеть любовь отца, матери и других членов семьи к чтению. Если ребенок видит, что в семье любят книги, много читают, то и для него встреча с книгой будет радостной.

  Приобщение ребенка к чтению будет более успешным, если в семье сложится замечательная традиция коллективного чтения книг вслух, обсуждения прочитанных книг.

I.  “ЧТЕНИЕ – ОКНО В МИР ПОЗНАНИЯ”

    Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни ребёнка огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

   Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Некоторые родители ошибочно полагают, что любое чтение полезно. Другие считают, что за чтением должны следить учителя и библиотекари, а роль родителей в этом деле невелика. Но и учитель, и библиотекарь не всегда могут оградить ребёнка от книг, предназначенных не для него. Напрасно иные родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят, главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразные по тематике. Нужно обращать особое внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе.

     В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это стимулы к возникновению интереса к чтению.

    Для того, чтобы приучить детей читать самостоятельно, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлечённый событиями в книге и охваченный желанием узнать, что произойдёт с героями дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые обязательно должны спросить его, о чём он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.

     Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. Младший школьник обязательно спросит: “А что дальше? Расскажи”. В ответ надо дать книгу: “Вот, прочти сам. Здесь столько интересных историй!”.

     Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запоминал фамилию автора, названия книги и даже художника-оформителя. Перед чтением бывает полезно спросить, какие книги этого писателя он уже читал или что-то слышал о нём, что он о нём знает, встречались ли ему где-нибудь рисунки художника, иллюстратора книги.

    Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5–6 страниц, заглядывают на последнюю страницу: чем же всё закончилось? Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропуская целые абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют её. Родители должны внимательно следить за тем, чтобы у детей не появилась эта вредная привычка. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события, чем заканчивается сюжет.

      Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций к книге. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие иллюстрации дают возможность представить себе те явления природы и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать и на севере, и в тропических странах, узнать, как живут дети в разных местах земного шара. Важно научить ребенка рассматривать рисунки, подмечать интересные детали. Большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребёнок внимательно рассмотрел изображаемое: “Что здесь нарисовано? Как зовут этих людей? Что они делают? Что выражают их лица и позы?”.

  Надо стараться, чтобы дети пересказывали прочитанное. Если на первых порах ребёнок затрудняется рассказать о прочитанном, ему надо задать несколько вопросов:

“Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?”. Объясните значение трудных слов. Спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное. Чем? Что нового узнал? Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Попросите рассказать о главном герое, главном событии. Предложите нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть, если это стихотворение.

  Давно замечено, пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книжки. Но вот ребёнок пошёл в школу, и родители вздыхают с облегчением: “Теперь сам будет читать”. А спустя 8–10 лет мы становимся участниками диалога:

– Ну, как дела, как книга?

– Ничего, нормально, – безразлично отвечает сын или дочь.    И родители с недоумением и удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания.

  Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. В нем мать и отец открываются ребенку с новой стороны. Родители открывают, что дети стали намного взрослее, чем казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.

  Очень хорошо, если в семье практикуются совместное чтение вслух, это сближает родителей и детей, помогает первым лучше узнать вторых, понять детские интересы и увлечения.

Как читать вместе?

    Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра – сын и т. д. Чтение вслух – полезная тренировка для детей. Они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность домашнего чтения – не больше 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.

     Для преодоления утомляемости во время чтения используются игровые приёмы, физкультминутки. В обращении с ребёнком надо помнить народную мудрость: “Кто не возьмёт лаской – не возьмёт и строгостью”. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И, конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей бережному отношению к книге.

     Как же следует собирать семейную библиотеку, каково должно быть участие в ней детей?

     С самых ранних лет важно научить их ценить и любить книгу. В доме всегда найдутся старые книги, и родителям не надо жалеть времени на то, чтобы вместе с ребенком отремонтировать их: подклеить оторвавшиеся страницы, обернуть книгу в бумажную обложку, красиво написать название и имя автора.

    Начальная школа – время детской открытости, и в эту пору детям надо помочь продолжить их отношения с книгой и домашней библиотекой, которая может оказаться похожей на школьную или районную, куда ваш ребенок записался вместе со всем своим классом.

   Личные книги ребенка можно как-то выделить в домашней библиотеке, отвести для них определенное место, но их нельзя отделять нравственно от взрослых книг. Напротив, следует всячески подчеркивать, что детские книги – составная часть семейной библиотеки.

   Родителям следует почаще вспоминать любимые книги своего детства, участвовать в формировании круга чтения своего ребенка, как бы разжигать аппетит к важным для каждого человека книгам. И когда аппетит этот появился, смелее подводите ребенка к книжным шкафам, помогайте снять с полки нужную книгу. Есть такое прекрасное занятие – рыться в книгах. Рыться в книгах собственной библиотеки желательно с участием собственных детей. О книгах любимых рассказывать с восхищением, подвигая ребенка к мысли, что его ожидает величайшее из наслаждений – прочитать эту или вот эту книгу.

     

II. СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

      Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

      Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

   Как непростительно мало молодое поколение знает о жизни своих отцов и дедов. И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи.

   Семейное чтение способствует установлению более внутрисемейных контактов, в частности, чтении дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений:

- совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;

- совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и пр.;

- семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное;

- после чтения предлагаемых сказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода;

- чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в школе, ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении, например, что такое целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование.

   После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшем место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом.

    Если учитель намерен возродить утерянные в последние десятилетия традиции семейного чтения, он может познакомить родителей своих воспитанников с основными рекомендациями:

- при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребенка (например, болезнь члена семьи, появление второго ребенка, семейный разлад);

- сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведенное для этого время; читайте регулярно, и тогда ребенок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь; и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечет» в семью ваших повзрослевших детей;

- читать сказку может сам ребенок или кто-то из взрослых; кто именно это будет – определите сами, исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обращаться ребенок за советом в случае появления житейских затруднений;

- если у ребенка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребенка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;

- если у ребенка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться: что на самом деле озадачило ребенка и каких именно объяснений он от вас ждал; по-видимому, его что-то беспокоит, он нуждается в помощи;

- порой в вопросах ребенка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор; если ребенок «застрял» на чем-то – это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять;

 - если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка или бабушка), окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребенком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским, мнением;

- если ребенок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это неслучайно, выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребенка еще и еще раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло?

   Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.

   Роль педагога в организации работы в семье может заключаться в следующем:

- фиксировании того, что рассказывают родители о своих детях, и их высказываниях по существу содержания сказки;

- записи впечатлений детей о сказке, их бесед с куклами, разыгрывании сценок с помощью предметов-заместителей в игровых ситуациях;

- фиксировании ситуаций, связанных с содержанием сказок (возникающих спонтанно или созданных специально), в которых ребенку необходимо проявить нравственные качества, описанные в сказке;

- проведении с учениками занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить интересные моменты сказки.

    Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, средство духовно-нравственного воспитания личности.

III. ЧТО ДЕЛАТЬ?  ЧИТАТЬ!

     Библиотечные фонды весьма скупо оснащаются новыми изданиями произведений, стимулирующих духовное, нравственное развитие, гражданское становление. Отсутствует отвечающая задачам времени, научно обоснованная, методически оснащенная концепция домашнего и внеклассного чтения, ориентирующая на всеобщность участия в ней учителей, библиотекарей и СМИ; концепция, вытекающая из идеи «сберечь колыбель русского духа» и одновременно направленная на максимальный расцвет национальных культур других народов, живущих в Российской Федерации. Было бы большим преувеличением сказать, что подготовка учителя обеспечивает его общекультурный и профессиональный кругозор, вполне достаточный для успешного решения практических задач развития у детей эстетической культуры чтения и оказания помощи родителям в этом деле. В современной педагогической библиотеке кризисно мало работ, посвященных литературе для детей, актуализации чтения как творческой индивидуальной деятельности, обогащающих учителя знаниями о круге детского чтения и живым продуктивным опытом. Даже профилированные издательства «хладнокровны» по отношению к таким работам, как к неприбыльной продукции. Этим не исчерпываются все жизненно значимые проблемы научной, социальной и педагогической теории и практики, прямо обращенные ко всем аспектам жизнедеятельности общества, непосредственно связанным с его самосознанием.

    Наши учителя, библиотекари искренне преданы делу. В условиях очевидных объективных и субъективных трудностей ими проявлено немало актуальных инициатив, которые надо изучать, обобщать, накапливать и как сегодняшнюю эффективную работу, и с установкой на перспективное осмысление программных пунктов будущей системы. Однако сегодня это могут делать отдельные активисты, что, конечно, отлично, но недостаточно для накопления реальных основ государственной системной работы, которая представляет собой явление не индивидуального масштаба.

     По проблеме семейного чтения было проведено анкетирование учащихся 3-8 классов и их родителей.

Детям были заданы следующие вопросы:

1.        Любите ли вы читать?

Ответы:- да 62%;

          - нет 36%;

          - иногда 2%;

2. Что вы любите читать?

Ответы:- романы 23%;

             - фантастику 2%;

             - повести 2%;

             - стихи 15%;

             - приключения 16%;

             - детективы 3%;

             - рассказы 3%;

             - сказки 36%;

3.Какую последнюю книгу вы прочитали?

Ответы:- «Герой нашего времени» Лермонтов М.Ю. 12%;

             - стихи А.С.Пушкина 33%;

             - сказки 45%;

            - Библия 2%;

            - различные варианты 8%;

4. Читаете ли вы книги с родителями?

Ответ: - да 7%;

           - нет 56%;

           - иногда 37%;

5. Посещаете ли вы библиотеки?

Ответ: - да 92%;

           - нет 8%;

6. Выписываете ли вы детские журналы и газеты?

Ответы: - да 27%;

              - нет 73%;

7. Есть ли у вас своя библиотека?

Ответы: - да 47%;

              - нет 53%;

Вывод: дети читают в основном художественную литературу  в рамках школьной программы, и родители мало уделяют внимание семейному чтению.

Родители отвечали на следующие вопросы.

1.        Считаете ли вы себя читающей семьей?

Ответы: - да 43%;

               - нет 57%;

2. Любите ли вы читать?

Ответы: - да 87%;

               - нет 13%;

3. Что вы любите читать?

Ответы: - разное 14%;

               - романы 10%;

               - детективы 28%;

               -  классику 21%;

                - худ. литературу 17%;

               - фантастику 7%;

               - газеты и журналы 1%;

               - «все что интересно» 2%;

4.  Какую последнюю книгу вы прочитали?

Ответы: - не помню 12%;

              - классика 64%;

             - исторические романы 23%;

              -«Энциклопедия здоровья женщины» 1%;

5. читаете ли вы вместе с детьми?

Ответы: - да 37%;

               - иногда 32%;

               - нет 31%;

6. Обсуждаете ли вы вместе с детьми прочитанные книги?

Ответы: - да 48%;

               - иногда 36%;

               - нет 16%;

7. Посещают ли ваши дети библиотеки?

Ответы: - да 67%;

              - иногда 33%;

8. Посещаете ли вы библиотеки?

Ответы: - да 10%;

              - нет 73%;

              - нет, но покупаю 3%;

              - иногда 14%;

9. Выписываете ли вы детскую периодику?

  Ответы: - да 30%;

                 - нет 70%;

10. Как вы считаете Россия, читающая страна?

Ответы: - частично 12%;

              - да 43%;

              - не знаю 3%;

              - нет 42%;

11. Если нет, почему? Что вы можете предложить, чтобы изменить данную ситуацию?

Ответы: - ничего 37%;

               - «нужно чтобы книги были доступнее (очень дорого)» 2%;

              - «заинтересовать людей» 3%;

  В результате анализа анкет можно сделать вывод, что родители уделяют внимание семейному чтению, но не в должной мере. И нам, учителям, нужно обращать внимание на это при работе с ними и оказывать родителям педагогическую помощь.

IV. Заключение.

    С книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь. Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг. Книга может быть другом, наставником и мудрым учителем. Дети должны стремиться к уединению с книгой, к раздумьям и размышлениям. Уединение – не одиночество. Это начало самовоспитания мыслей, чувств, убеждений, взглядов. Оно возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность. Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало духовной потребностью на всю жизнь, – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое.

  Пусть наши старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы, и чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Чтение как одна из форм формирования личности"

В  современное время высоких технологий и компьютеризации человек не может обойтись без такого источника информации как книга.Поэтому надо прежде всего проводить работу с родителями.  Целью ...

Родительское собрание "Чтение - вот лучшее учение"

Материал можно использовать для проведения родительских собраний, круглого стола, классного часа....

Презентация к родительскому собранию "Чтение - лучшее учение"

Пословицы,анкета,норма чтения в 3 классе,памятка для родителей"Как ребёнка приобщить к чтению"....

Родительское собрание «Чтение без принуждения»

Что же теряют наши дети и мы вместе с ними от того, что из нашей жизни уходит чтение? Во многом утрачивается духовность, воображение и умение вдумываться в факты. А как результат – может быть по...