Тематическое родительское собрание "Роль оценки в процессе обучения школьника. Надо ли ругать за двойку?"
консультация на тему

Дергунова Тамара Владимировна

Беседа с родителями о роли оценки в процессе обучения школьника, о том, что успехи в школе сосредотачивают в себе собственные устремления детей и притязания родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_pro_dvoyku.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое родительское собрание

«Роль оценки в процессе обучения школьника.

Надо ли ругать за двойку?»,

проведенное в 4 «Б» классе МОУ «СОШ № 101» учителем 1 квалификационной категории Дергуновой Тамарой Владимировной

23 сентября 2008 года

Саратов

2008 г.

«Надо ли ругать за двойку?»

        Первое сентября. День радостного волнения и детей, и родителей. И среди всевозможных пожеланий обязательное: «Учись хорошо!», «Учись на пятерки!». И лишь кто-то из родителей, не слишком притязательный, скажет: «Учись без троек».

        Дети улыбаются, да, конечно, они будут учиться только так, они постараются, они приложат все силы. Спросите в этот день любого первоклашку: «Как ты будешь учиться?». Ответит: «На пятерки!». И самый скромный ответ: «На четверки и пятерки».

        Вот с такими намерениями дети поступают порог школы. Пройдет немного времени, и они познают радость и горечь, связанные с оценкой.

        В психике ребенка заложено стремление оценивать, сопоставлять свои действия с действиями сверстников. И это проявляется в любой деятельности. Ребенку хочется, чтобы, с одной стороны, он был как все, а с другой стороны, лучше, чем все остальные.

        Дети всегда соревнуются и в любой работе, и в любой игре: кто сильнее, кто выше, кто быстрее… Стремление проявить себя не хуже других сказывается в любых обстоятельствах. Стандартный ответ взрослых «У тебя все хорошо» детей, как правило, не устраивает. Им хочется знать «А у кого лучше всех? А у меня лучше или хуже, чем у Пети и Юры…?».

        Любое обучение несет дух соревнования, поэтому нет школьников, равнодушных к оценке. Учителю хорошо известно, какие эмоции вызывает та или другая отметка: радостное счастливое состояние «заработавшего» пятерку и подавленное, тоскливое настроение получившего двойку.

        Но это только внешние проявления воздействия оценки. Подчас отметка оказывает могучее влияние на формирование всей личности школьника. Для какого-то ученика трудная пятерка – это окрыленность, взлет, вера в себя, а низкая оценка – падение, крушение надежд.

        Успехи в школе сосредоточивают в себе и собственные устремления детей и притязания родителей. Каждая отличная оценка усилена вдвойне: радостью ученика и гордостью папы и мамы, ну а плохая отметка переживается также дважды: в школе и дома. Двойка в дневнике оттягивает руку, портфель кажется непосильно тяжелым, а путь домой  долгий и трудный – так переживают свои неудачи некоторые дети.

        Коль отметка может вызывать у ребят такие волнения, может быть, стоит как-то обходиться без нее?

        Известен опыт экспериментального обучения в Грузии, под руководством профессора Ш.А. Амонашвили, где в младших классах учителя не выставляли оценок. В процессе обучения они использовали коллективные оценочные суждения, учили детей умению находить и исправлять ошибки у себя в работе и в работе соучеников. Между учителем и детьми культивировалось доверие, исключались действия, которые могли бы ущемить самолюбие ребенка. Грузинские психологи установили, что «важнейшим фактором, способствующим понижению тревожности в экспериментальном классе, нужно считать обучение без оценок баллами».

        Однако следует заметить, что никакое обучение без той или другой оценки невозможно. Известно, что дошкольники хотят быть первоклассниками потому, что вместе с гордым словом «ученик», портфелем и школьной формой, они будут получать в школе отметки.

        Предвкушение иметь оценки за свою работу представляется детям одной из привлекательных сторон школы. И хотя довольно скоро они убеждаются, что отметки приносят не только радость, но и огорчение, все-таки оценка школьнику совершенно необходима.

        В первые месяцы школьной жизни отметок первоклассникам не ставят, и лишь потом переходят на оценки баллами. Для многих родителей это беззаботная пора. «Как дела в школе, Юра?» – спрашивает мама. «Хорошо!» – отвечает Юра. А в тетрадях у него грязь, исправления, задания выполняются плохо и небрежно. Учительница проверяет, подчеркивает ошибки, а отметки не ставит – ведь это первые месяцы учебы.

        Вот бы сейчас матери и взяться помогать сыну, поправлять его. За старание, хорошую работу – похвалить, по поводу небрежности выразить неудовольствие и добиться улучшения. Именно тогда, с первых дней первоклассник должен иметь помощь и контроль родителей, а не после, когда будут выставлять отнюдь не радующие оценки.

        Родители в таких случаях поступают однотипно. Мать хватается за голову: «Как же так, все было хорошо, а сейчас двойки, тройки!». Отец более строг и краток. «Двоечник», – негодует он на сына.

        Лишь бабушка успокаивает: «Ничего, научится, исправится». Со временем Юра, способный мальчик, действительно, выправился. Но страх получить низкую отметку, страх перед школой остался.

        В семьях, где родители с пристрастием обсуждают отметки, чувствительные и восприимчивые дети особенно страдают от своих неудач. Страх получить плохую отметку держит таких ребят в постоянном напряжении. Низкая оценка их может совершенно расстроить и вызвать слезы. Но к детским слезам взрослые часто относятся спокойно: «Ну и что, рассуждают они, – поплачет и перестанет. Лучше будет заниматься».

        Но если это повторяется часто, то – тревожный симптом, и на него надо обратить внимание. Постоянные переживания, подавленное настроение, апатия в течение длительного времени приводят к истощению нервной системы и могут вызвать патологические изменения в деятельности внутренних органов, особенно в сердечно-сосудистой системе. Страх быть вызванным учителем на уроке и боязнь получить при этом плохую отметку настолько нарушают душевное здоровье некоторых детей, что это приводит к заболеваниям, так называемым школьным неврозам. В медицинской практике известно, что такие дети утром, перед школой начинают жаловаться на плохое самочувствие, и оно действительно может быть: это боли в желудке, рвота, даже повышение температуры. И стоит такого ребенка оставить дома – болезнь как рукой снимет.

        Конечно, в силу характера ученика или сложившихся невысоких требований родителей не все дети склонны так переживать неудовлетворительную оценку. У них может быть своеобразная адаптация к своему положению. У таких учеников большее потрясение может вызвать пятерка, нежели двойка. И этот психологический момент надо обязательно учитывать и использовать. Казалось бы, что стоит простое одобрение: «Вот видишь, ты же можешь получать и хорошие отметки, я верю в тебя». Но как оно может поднять дух и заставить стараться детей!

        Нередка такая ситуация. Дочка получила низкую отметку по чтению. Мама раздосадована. При разговоре с соседкой, обсуждая этот факт, добавляет: «А ведь способная, может хорошо учиться, если захочет. А все тройки, не старается!» Тут же сидит маленькая ученица и, как говорится, «наматывает эти слова на ус». «Вот, – думает она с гордостью, – я способная, только не хочу, а вот, если захочу…». Это «если захочу» так и может остаться нереализованным из-за родительского промаха, из-за недостаточной твердости в один момент и недостаточной мягкости в другой.

        Особую напряженность вызывает оценка, если у родителей повышенный уровень притязаний к своим детям, которые не имеют достаточных способностей к обучению. Несмотря на это, родители, чаще тщеславные отцы, добиваются, чтобы их сын или дочь обязательно были отличниками. В этом случае предметом расстройств школьника может стать не только тройка, но и четверка. Для таких ребят любой ответ у доски, каждая контрольная работа дается ценой большого нервного напряжения.

        Вот как переживает за отметку одна девочка. Она учится хорошо, и четверка, не говоря уже о тройке, расценивается ей как низкая отметка. «Когда учительница зачитывает отметки по контрольной, я вся сжимаюсь, сердце замирает, и чем ближе к моей фамилии, тем становится страшнее. Кажется, что я упаду в обморок». А один мальчик описывает свое состояние во время ответа так: «Когда я отвечаю у доски, я очень волнуюсь. И хотя знаю материал, я часто путаюсь. У меня потеют руки, и сохнет во рту».

        Специальными исследованиями показано, что  в ситуации ответа на оценку организм человека находится в состоянии напряжения: учащается сердцебиение, увеличивается частота дыхания, повышается давление. Повышенное нервное напряжение приводит к быстрому умственному утомлению. Такое напряжение организма расценивается как стрессовое. А оценка представляет стрессовый фактор. Постоянное нервное напряжение, переживание за отметку могут приводить к истощению нервной системы. Поэтому порицать тревожных детей за низкую успеваемость надо очень осторожно.

        В большинстве своем острота переживания за учебу у детей с возрастом особенно в подростковый период и чаще у мальчиков, чем у девочек, снижается. Их волнует, как посмотрят на неудовлетворительную отметку родители, «будут ругать или нет». Неудовольствие родителей перекрывает их личные переживания, отсюда возникает стремление скрывать свои неудачи в учебе.

        Часто обсуждается вопрос, следует ли за хорошую успеваемость детям делать подарки. Наверное, не будет педагогической ошибкой, если прилежность детей вознаграждать. Другое дело – как? Здесь важно, как подарить, как преподнести, чтобы подарок был радостным, служил поощрению сыну или дочери, а не был сухой платой: «Ты мне – пятерки, я тебе – рубли».

        И вот перед нами раскрывается другая моральная сторона воспитания с помощью оценок. Любая отметка – это результат труда, который дается усилием, волей школьника. Даже способности останутся неиспользованными, если не приложены усилия. И эти усилия должны быть замечены родителями, оценены и поощрены. Ведь так важно, что они сделаны самостоятельно. Если ребенок ставит перед собой цель получить хорошую отметку и добивается этого, такая установка должна найти подкрепление у родителей.

        Отличная отметка сама по себе приносит моральное удовлетворение, но если она усилена похвалой родителей, любая плата рублем или подарком перед этим меркнет.

        Высокая отметка за преодоление трудностей должна приносить детям моральное удовлетворение. От пятерки за трудно решенную задачу, над которой сын бился весь вечер, пожертвовав кинофильмом, он проложит мостик к оценке самого себя: «А я могу, я способен добиться…» Такие усилия, исходящие от самого себя, а не от угроз отца или нотаций матери, формируют характер, личность ребят. Отмечается огромное влияние самооценки на самовоспитание, направленное на изменение своей личности, сознательной постановки целей и их достижения. Оценка со стороны дополняет, изменяет и заново выражает самооценку, которую дают себе дети. И все личностные процессы выработки своего «я» обязательно идут на самооценку.

        А как добиться, чтобы дети сами и с охотой занимались? В детском возрасте особенно развита любознательность, стремление узнавать новое, и на этом свойстве и на естественном детском желании «быть хорошим», получить одобрение и нужно строить подготовку учебных заданий. При этом обязательно предоставлять самостоятельность в умственной работе.

        Надо, чтобы ребенок не чувствовал себя преступником, если не понял, ошибся или не запомнил. Но в то же время родители должны обратить внимание на эти недочеты, любое же старание ребенка должно быть замечено, одобрено.

        Но не всегда родители на этом этапе обучения бывают правы. Вот что говорит мама первоклассницы Нины: «У моей дочки плохо с русским языком, плохо пишет, некрасиво и с ошибками. Муж, придя с работы, заставляет ее переписывать раз пять. Сам сердится и доводит дочку до слез. И так каждый день».

        Такой контроль за уроками со стороны родителей не редкость. Он превращается в пытку для ребенка и в неприятные минуты для старших. Вместо помощника папа и мама выступают в роли жестокого судьи, а сын или дочка в роли провинившегося. Одни раздражены, другие напуганы и издерганы. И те и другие устали, ведь все происходит обычно в конце дня, вечером. Можно ли ожидать блестящего результата в такой ситуации? Конечно, нет. Только терпеливыми, доброжелательными занятиями с ребенком можно постепенно исправить положение.

        В среднем школьном возрасте добиться улучшения учебы у ребят можно, воздействуя на их самолюбие. Дочка получила неудовлетворительную отметку. Вместо обычного раздражения и нотаций, больший эффект окажет разговор, в котором вы выразите уверенность, что если она постарается, то сможет вместе с вами преодолеть трудности!

        Такой разговор не может быть случайным. Постоянная заинтересованность в учебных делах детей, где надо, поддержка, одобрение обязательно скажутся. Но это не значит, что в какие-то моменты не нужно строгое осуждение лени, безалаберности, расхлябанности. Не нужно таить в себе возмущение, оно должно быть высказано и действенно. Не постоянные ссоры из-за отметок, а строгий запоминающийся выговор может менять положение дел. Конечно, наказание за провинность необходимо, но каким все-таки разным оно должно быть для детей. Ведь и дети по характеру разные: одному достаточно строго взгляда, другому – недовольного слова, а на третьего подействует только строгий выговор.

        В современной школе учителя отмечают уменьшение числа «истинных» отличников. Ученики вроде бы и способные, а оценки очень пестрые: три, четыре, пять. А иногда и ученик сильный, а балл у него лишь удовлетворительный. И дело не только в сложной программе, в трудном предмете, а в ориентации самого школьника. Быть отличником, по его представлению, – значит быть паймальчиком или скромницей-зубрилой. Примерно так рассуждают ребята, и, не желая походить на эти, презираемые ими образы, они предпочитают ходить «в середничках». Между тем к выделившемуся среди них отличнику относятся часто недружелюбно, завидуют его успехам. Необходимо чтобы взрослые, прежде всего учитель, разбирались в таких ситуациях и правильно ориентировали ребят.

        Для детей очень важно мнение класса, отношение одноклассников. Ради этого они подчас готовы пожертвовать оценкой, лишь бы в глазах остальных быть «на высоте». Такие ложные установки старшим надо развенчивать.

        Не все ребята одинаково способны к любому школьному предмету, и требовать, добиваться от них круглых пятерок вряд ли разумно. Но в каждом из детей есть к чему-то особенная тяга, наклонность, которую стоит развивать. Такая компенсация спортом, занятиями живописью, музыкой, танцем сохранит душевное равновесие ученика, если учеба ему не очень дается.

        Старшеклассники, как правило, не выказывают своих эмоций по поводу оценок. Но это просто видимость, свои чувства они массируют. Так же, как и раньше, пятерка приводит их к ликованию, а двойка заставляет сжиматься сердце. Безразличных нет. И тот же «двоечник», который кричит: «А мне все равно, что у меня двойка!» – испытывает отчаяние и злость.

        Очень часто успевающие школьники стремятся взять реванш в драках, шалостях на уроке, в грубости с учителем. «Трудные» дети, доставляющие много хлопот семье и школе, нуждаются между тем в моральной помощи взрослых. Примириться с положением плохого, никудышного они не могут и любыми средствами добиваются признания у сверстников.

        Успехи детей в школе всегда волнуют родителей. И при неудаче первая непроизвольная реакция – возмущение. Дочка, хорошо учившаяся все годы, получила двойку. Родители удивлены, недовольны. Что это – лень, расхлябанность, безответственность? Но не надо спешить. Ведь для любого школьника, тем более отличника, «хорошиста», двойка – уже порицание. И она уже переживается, так стоит ли усугублять напряжение?

        Подчас двойка, появившаяся в дневнике, не показатель знаний, а является наказанием за опоздание, нарушение дисциплины, забывчивость.

        Лена пришла из школы расстроенной, на глазах слезы. Причину мать узнала скоро. В дневнике по геометрии была поставлена огромная двойка. Учитель поставил ее за забытый дома циркуль. Так наказал он всех ребят, не выполнивших его требование.

        Лена всегда с вечера аккуратно собирает портфель, а вчера приехала бабушка. Радостное возбуждение отвлекло девочку от строгого наказа преподавателя взять в школу циркуль. И вот такая неприятность. Маме приходится утешать дочку. Но как важно не обвинять за глаза учителя, не настраивать против него! Даже если допущена педагогическая оплошность, разговор должен быть с самим учителем. Обсуждение с детьми «учительской несправедливости» оборачивается против самих же детей.

        Довольно часто свои неудачи ребята объясняют тем, что учитель занизил оценку. Типичное объяснение: «Я учил-учил, все ответил, а Мария Петровна поставила тройку. Она всегда ко мне придирается!». Говорится это, как правило, обиженным тоном (хотя на самом деле никакой обиды нет), вся эта хитрость рассчитана на родителей. И они попадаются. Вот как, учительница придирается к их сыну, занижает оценки! И тут же при нем начинают ругать преподавательницу. Родители допускают в таких случаях большую ошибку: мало того, что они подчас оправдывают недостаточную усидчивость сына, попустительствуют лени, но еще и способствуют конфликту с учителем.

        Там, где родители заинтересованы в знаниях ученика, для них важна не формальная оценка, а тот уровень, которого достиг школьник. Отец говорит своей дочери: «Для меня важно, чтобы ты знала этот предмет, понимала, а не просто имела «пять»!»

        Всем детям, какими бы способностями они не обладали, необходимы поддержка и понимание родителей.

        Неудачи в учебе могут быть по самым разным причинам, среди которых одна из существенных – умственное утомление ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКА

Концепция модернизации российского образования в связи с принятием ФГОСТ подчеркивает исключительную роль школы ,  но и семья  играет большую роль в решении задач воспитания....

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника

Данная статья затрагивает проблему создания ситуации успеха в процессе обучения, раскрывает различные педагогические, психологические, диагностические и организационные подходы для ее воплощения на пр...

«Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника»

Часть 1. Содержание понятий «успех», «ситуация успеха».Часть 2. Технологические операции создания ситуации успеха.Часть 3.Система методов создания ситуации успеха на уроке.Часть 4.Осуществление д...

Роль современной семьи в процессе обучения школьника.

Концепция модернизации российского образования в связи с принятием ФГОСТ подчеркивает исключительную роль школы, но и семья играет важную, большую роль....

Доклад на тему: «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника»

Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. ...

Доклад на тему "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника"

Доклад на тему "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие  процесса обучения школьника" с презентацией...