Родительское собрание "Умеете ли вы любить своего ребенка?"
учебно-методический материал (2 класс) по теме

Паршина Надежда Дмитриевна

Родительское  собрание "Умеете ли вы любить своего ребенка?" предназначено для родителей детей 10-12 лет.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как правильно любить детей

Слайд 2

Какое это счастье - материнство! Услышать долгожданный первый крик, Почувствовать священное единство, И навсегда запомнить этот миг.

Слайд 3

Что такое любовь, кто ответит? Говорят, что любовь-это дети. Это сказки, романы, поэмы, Это слезы, печали, дилеммы. Это ветер в далеких просторах, Это счастья цветные узоры, Э то страсти прерывистой вздохи, Голубые глаза дочки-крохи.

Слайд 4

"Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их ” . В. А. Сухомлинский

Слайд 5

Виды родительской любви Любовь умиления; Любовь деспотическая; Л юбовь откупа.

Слайд 6

Любовь умиления это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она приводит? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления его личностью, не знает понятий “ нельзя ” , “ надо ” . Ребенок не осознает своего долга перед родителями, не приучен трудиться.

Слайд 7

Ребенок не замечает других людей с их желаниями и потребностями. У таких детей твердо складывается убеждение, что он приносит счастье, радость родителям и людям уже тем, что просто живет на свете.

Слайд 8

Любовь деспотическая К чему это приводит ? У ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке . Он перестает верить в человека и человечность. происходит из–за неумения родителей пользоваться своей властью .

Слайд 9

В атмосфере мелких придирок, постоянных упреков ребенок ожесточается. Это происходит из–за неумения родителями пользоваться своей властью. Уважайте мнение ребенка, его детские желания!

Слайд 10

Помните, ребенок – такой же человек, как и вы! Его душа явно протестует, когда кто-то пытается использовать его как орудие собственного произвола.

Слайд 11

Любовь откупа В семье царит атмосфера духовной пустоты, убожества Родители считают, что, обеспечивая материальные потребности детей, они тем самым выполняют свой долг. К чему это приводит ?

Слайд 12

“ С детьми не стоит ударяться в крайности, И за свои заботы и усилия Ворчливо упрекать в неблагодарности: Они ведь вас рожать их не просили ” . С. Севрус Э. А. Севрус

Слайд 13

Чем больше дефицит ребенка в родительской любви, тем больше его стремление получать её материальные заменители. Ребенку будут совершенно незнакомы сострадание, милосердие.

Слайд 14

Став взрослыми и начав выстраивать свои взаимоотношения с другими людьми, дети будут выбирать ложные ценности (деньги, материальные блага).

Слайд 15

Пять ошибок в воспитании

Слайд 16

Это одно из сильнейших средств в воспитании, но эта угроза родителями, как правило, не осуществляется. Дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы надолго теряете доверие ребенка . 1. Обещание больше не любить

Слайд 17

2. Безразличие Не показывайте ребенку, что вам все равно, чем он занимается. Он немедленно начнет проверять, настоящее ли ваше безразличие, изначально совершая плохие поступки. Ребенок ждет, последует ли критика, поэтому с ним нужно наладить дружеские отношения, даже если его поведение вас не устраивает.

Слайд 18

3. Навязанная роль Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям. Они готовы погрузиться в мир сложных взрослых проблем, вместо того, чтобы обсуждать со сверстниками свои интересы. При этом их собственные проблемы остаются нерешенными.

Слайд 19

4. Нет времени Если есть ребенок, надо обязательно найти время для общения с ним. Иначе он будет искать среди чужих людей родственную душу

Слайд 20

5. Слишком мало ласки Дети любого возраста стремятся к ласке. Она помогает им ощущать себя нужными и придает уверенность в своих силах. Стремление к ласке в большинстве случаев должно исходить от самого ребенка. Не навязывайте активно свою любовь – это может оттолкнуть.

Слайд 21

Безусловная любовь – это маячок, который не даёт ребенку сбиться с пути в океане жизненных трудностей. служит ориентиром при поиске решений, если возникают разногласия.

Слайд 22

Безусловная любовь не зависит ни от внешности ребенка; ни от его достоинств и недостатков; ни от способностей; ни от сиюминутного поведения.

Слайд 23

Любовь родителей – это возможность удовлетворить эмоциональные потребности ребенка. Подрастая, дети задают один вопрос: “ Вы любите меня? ”

Слайд 24

Если мы любим ребенка за что-то, он чувствует это и теряет уверенность в себе; становится тревожным и напряженным; начинает лгать и лицемерить.

Слайд 25

Похвала “ Скажите мне доброе слово, и я оправдаю его. Скажите мне доброе слово, и я приумножу его ” .

Слайд 26

Заповеди для родителей Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать. Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать. Если ребенку часто демонстрируют враждебность он учится драться. Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости. Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.

Слайд 27

Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить. Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым. Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться. Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым. Заповеди для родителей

Слайд 28

Если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь.

Слайд 29

Любите своих детей! Любите их правильно!

Слайд 30

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Умеете ли вы любить своего ребенка?"

ЦельПомочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку. Участники: родители детей 10-12 лет.

Задачи:

  1. Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.
  2. Вывести формулу успешности выполнения роли родителей.
  3. Убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.

Предварительная подготовка.

  • Попросите детей продолжить неоконченное предложение (на выбор) “Если бы я был моими папой (мамой, бабушкой, дедушкой,… ) то….”. Эти мысли детей вложите в подписанные конверты для того, чтобы в конце собрания раздать их родителям.

“Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”.

С. Соловейчик

“Человек меняется не от манипуляций, которые с ним проделывают, не от воздействий, а только от собственных душевных движений, возникающих в его отношениях с людьми”.

С. Соловейчик

Ход собрания

I. Ввод в работу.

1 слайд  Добрый день. Сегодняшнее наше собрание с необычной темой. Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на вопрос “Любите ли вы своего ребенка?” А как мы любим и, тем более, умеем ли мы любить, над этим как-то задумываться не приходилось. Давайте сегодня поразмышляем над этим вопросом и попытаемся выделить слагаемые родительской любви.

II. Актуализация темы. 

2 слайд        Какое это счастье – Материнство!
Услышать долгожданный первый крик,
Почувствовать священное единство,
И навсегда запомнить этот миг.

Я предлагаю вам ответить на вопросы теста, который предложил родителям журнал “Воспитание школьников”. [2]

Поставьте в строчку, через запятую числа от 1 до 14, таково количество вопросов. При ответе на вопрос вам надо поставить одну из цифр: “да” - 2 балла, “отчасти”, “иногда” - 1 балл, “нет” - 0 баллов. (Возможно эту информацию лучше представить письменно.) Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая. Первая реакция, самая верная. У вас 2 минуты.

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
  2. Говорят ли дети с вами “по душам”, советуются ли “по личным делам”?
  3. Интересуются ли они вашей работой?
  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
  6. Проверяете ли вы как они учат уроки?
  7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
  8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
  9. А “детские праздники” - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их “без взрослых”?
  10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
  11. А телевизионные передачи и книги?
  12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
  13. Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
  14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Считаем количество набранных баллов.

Готовы получить оценку?

более 20 баллов.Итак. Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными, если вы набрали

От 10 до 20 баллов Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

3 слайд    Вы честно, не кривя душой, проанализировали свои отношения с ребенком. Нисколько не сомневаюсь в том, что все вы набрали большое количество баллов. Тем не менее, самое время остановиться и поразмышлять, в чем ваши удачи в воспитании своего ребенка, где вы ошибаетесь. Почему самое время? Потому что ваши дети растут и меняются. Еще чуть-чуть и они войдут в тот возраст, который называют переходным, противоречивым, трудным. Давайте остановимся и присмотримся к себе. Не намечается ли какой-нибудь трещины в отношениях с ребенком, которая со временем разрастется в огромный овраг.

Готовясь к сегодняшнему собранию, я провела анкетирование среди детей.  В целом картина благополучная. Дети чувствуют вашу поддержку, рассказывают о событиях. происходящих с ними. советуются. Меня насторожили некоторые ответы. Например, дети ответили, что родители ругают и наказывают за плохие отметки, садятся за стол вместе со взрослыми гостями, 50% сказали, что им трудно дома и в школе, а комфортно только среди друзей на улице(!)они хотят больше самостоятельности. И отметили 11 чел, что родители иногда заняты собой, а 10 чел, что родители собой никогда не занимаются(?)

Вывод: Нашим детям комфортнее всего с друзьями

III. Анализ родительских ошибок. 

Объединитесь в группу, обсудите и выберете 5 общих ошибок в воспитании. Запишите их на листе. Готовьтесь, тот, у кого в группе самые светлые волосы, сейчас представит вашу работу для всех.

ОЗВУЧИВАНИЕ ОШИБОК ВОСПИТАНИЯ 

Было бы неверно оставить все так, как есть. Мы разобрались в своих ошибках. К сожалению, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учится на чужих ошибках, не правда ли? Давайте же рассмотрим наши достоинства в воспитании и выведем формулу успеха. Я предлагаю вам вновь собраться в группы за столами и выполнить упражнение. Оно называется “В лучах родительского солнца”.

  1. В группе нарисуйте, пожалуйста, круг, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” найдите общее и нарисуйте такое солнышко для группы, выписав на его лучи все ваши достоинства. Например вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!
  2. На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Начинает первая группа. Она выписывает 5 качеств, следующая продолжает, выписывая другие 5, и так, пока на доске не будут выписаны все ваши проявления любви к своему ребенку. Чур, не повторяться!

4 слайд "Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродуют их». 

Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

5 слайд - любовь умиления,
- любовь деспотическая,
- любовь откупа.

6 слайд Любовь умиления развращает душу ребенка. Мать и отец радуются каждому его шагу, не задумываясь над тем, какой это шаг и к чему он может привести.
Ребенок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть
7слайд понятия "можно", "нельзя", "надо". Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, и прежде всего у матери, отца, дедушки, бабушки, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. 
Величайшую ошибку допускают те родители, которые влюблены в своих маленьких детей, все прощают, никогда не наказывают. О таких сказано:

 «Лелей дитя, и оно устрашит тебя». (Библия. Премудрый Сирах).  
Есть еще одна разновидность неразумной родительской любви.

8 слайд Это любовь деспотическая. 
Постоянные упреки создают обстановку настоящего ада. И все это родители делают, как они говорят, только потому, что любят, желают добра, учат жить – чтобы умнее был и родителей уважал. 
9 слайд Деспотизм – это одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке мелочных придирок, постоянных упреков маленький человек ожесточается.
10 слайд Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребенка – его желание быть хорошим. Это желание есть буквально у каждого. Берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью. 

11 слайд Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. 12, 13, 14  слайд Родители убеждены в том, что, обеспечивая все материальные потребности детей, они выполняют свой родительский долг. Ребенок одет, обут, сыт, здоров – что же вам еще надо? Материальными затратами, считают они, можно измерить родительскую любовь.
В таких семьях ребенка окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Он живет среди людей и не знает людей. Его сердцу совершенно незнакомы и недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участливость, сострадание, милосердие.

15 ,16, 17, 18, 19, 20 слайд 

  • Какой же должна быть подлинная родительская любовь? 

Как добиться, чтобы родительская любовь зажигала в детских сердцах неугасимые искры благодарности?
Учить ребенка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое сложное в трудном деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребенка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создает человек, и, конечно, прежде всего, к самому человеку.
Дети – наши постоянные свидетели,   где-то
краем глаза они видят срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.   Краем уха они   слышат, как мы разговариваем с друзьями, соседями, просто случайными попутчиками. Резкий тон, недоброе слово родителей по отношению к другим непременно оставят след в поведении и мироощущении ребенка, послужат примером для невольного подражания, хотим мы этого или не хотим. К сожалению, этот образ жизни и будет усвоен детьми.

Терзают наши семьи ссоры, склоки,
Бурлящий их поток неиссякаем,
Мы не прощаем детям те пороки,
Которые им сами прививаем.

С. Севрус (Русский литератор. Наст. Имя Борохов. Цитаты и афоризмы»

 Как же надо не любить свое дитя, чтобы отправить его в жизнь со своими недостатками!

21 слайд Младший школьный возраст – это совершенно особый период в жизни не только ребенка, но и его родителей. В этом возрасте ребенок впервые "выходит в люди", т.е. попадает в государственное учреждение (школу), где его начинают оценивать за результаты его учебной деятельности. Его школьные достижения становятся мерой его ценности не только в школе, но, к сожалению и в семье. Родная мама начинает видеть не его проблемы, настроения или трудности, а его школьные успехи, а чаще неудачи. Мама видит в ребенке неудачного школьника и стремится сделать его более успешным. Но без реальной эмоциональной связи это благородное стремление не может привести к успеху. Нотации и призывы матери вызывают лишь взаимное разочарование: состояние одиночества и отчуждения у ребенка и ощущение своего бессилия и раздражения у матери.

Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.

22,23 слайд То, как ребенок воспринимает самого себя, зависит от наших оценок. Если мы ждем от ребенка очень многого – он растерян и подавлен, потому что боится не оправдать наших надежд. Если он сам ждет от себя очень многого, он дерзает и стремится превратить свои надежды в реальность. 

24 слайд Воспитывая ребенка, мы только и думаем, как мы воздействуем на него и совсем не предполагаем, что дети тоже на нас действуют, действуют куда сильнее, чем нам кажется. Именно дети делают нас красивее, добрее, покладистее, умнее, собраннее, счастливее.
Общение с ребенком – это всегда искушение. Он слабее меня, он меньше знает, он не может без меня жить. Значит, я могу командовать, диктовать условия, сердиться на него, негодовать, если он не слушается. Я могу делать с ним все, что хочу.
Родителю, который с этим согласится, на свете жить легко – он поступает в соответствии со своими представлениями. Он уверен в своей правоте.
Трудно становится, когда ты с самого начала решаешь для себя:
я не буду поддаваться соблазну, я не буду давить, покрикивать на него. Я не буду пользоваться своей властью.
Отважившись на истинную любовь и свободу в отношениях с детьми, многое приходится переосмыслить.

25 слайд Похвала – лучший способ закрепить положительные поступки, она улучшает взаимоотношения родителей и детей. Не умеют хвалить те, кого в детстве мало хвалили или не хвалили вообще.
Похвала матери, отца в особенности,
окрыляет ребенка. Скажите мне доброе слово, и я оправдаю его; скажите мне доброе слово и я приумножу его. В похвале ребенок зримо ощущает родительскую любовь.

Ключевые проблемы всех трудных детей и   их родителей, удивительно похожи и находятся они в сфере родительского отношения.  Неоправданные ожидания приносят разочарование, тревогу, беспокойство за ребенка и за себя. Мама может объяснять ребенку, что нужно быть инициативным, самостоятельным,  дисциплинированным, организованным,  внимательным, вежливым, заботливым. Несмотря на безусловную справедливость этих благих пожеланий, очевидно, что без реальной эмоциональной связи такие призывы не могут иметь какого-либо позитивного результата. Они вызывают лишь взаимные разочарования.

Где же выход? А выход в том, чтобы ориентироваться не только и не столько на собственные представления и ожидания, но прежде всего на своего ребенка. Пытаться видеть и воспринимать его таким, какой он есть, а не таким, каким он должен (или мог бы) быть. Это трудно, потому что мы привыкли рассматривать все и всех со своей точки зрения. Нам кажется, что мы знаем, как должны поступать другие, и какими качествами эти другие должны обладать. Нам трудно представить, что у детей могут быть совершенно другие желания, интересы и возможности, чем у нас. И только любовь к ребенку, эмоциональная связь с ним помогают увидеть и почувствовать своего ребенка, его внутренний мир (а не свои представления о нем), а значит понять его и пережить радость общения. Ведь детство может стать самым счастливым периодом не только для ребенка, но и для его родителей.

V. Подведение итогов работы. Рефлексия.      

26 слайд Сегодня выписано много рецептов родительской любви, выведена формула. И все же мне бы хотелось заострить ваше внимание на одном моменте. У психологов есть понятие “тактильного голода”. Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. Это одна из основных бед детей, воспитывающихся в детских домах. Некому их обнять, прижать, потормошить, подбросить (пока это возможно), поцеловать или потрясти тяжелой отцовской рукой. Это не запишешь ни в какие должностные инструкции. На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь, и они не в силах сдержать свой порыв. Но в наш стремительный век мы становимся все закаленнее и выдержаннее. Многие родители переносят и в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к родной головке. Боязнь избаловать детей вытеснила родительскую ласку, а призывы относится к детям, как к равным, воспринимаются слишком буквально.

Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: “Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития - двенадцать”.

Классный руководитель благодарит родителей за работу, напутствует и раздает конверты с рассуждениями детей на тему “Если бы я был моими мамой, папой, бабушкой, дедушкой, то я бы своему ребенку (со своим ребенком)…..” - по выбору, предупреждая родителей о секретности и эксклюзивности полученного письма, которое не следует обсуждать с детьми.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по станциям "Знай и люби свой город"

Вопросы и задания для проведения игры по станциям....

Люби свой край и воспевай!

Зажечь искорку любви у детей младшего школьного возраста к жизни коми народа в разное историческое время, развивать интерес к природе родного края, коми национальной культуре средствами музейной педаг...

Сценарий классного часа "Знай и люби свой край"

Воспитание любви и уважения к родному краю это одна из важных сторон  воспитательной деятельности классного руководителя....

Как правильно любить своего ребёнка

Презентация к лекции  для родителей "Как правильно любить своего ребёнка"...

Игра по станциям "Знай и люби свой город"

Презентация содержит  занимательный материал по истории нашего города...

Умеете ли вы любить своего ребёнка

Родительское собрание по теме "Умеете ли вы любить своего ребёнка" Представленна анкета по этой теме...