Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Крышова Валентина Игоревна

Дети с трудом сосредотачиваются на одном предмете? Импульсивны и очень подвижны? Тогда следующая информация для вас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnoe_rasstroystvo_s_defitsitom_vnimaniya.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

В нашей стране используется термин ГРДВ – гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, что также характеризует лёгкое отличие в функционировании центральной нервной системы ребёнка. Это выражается в следующем: ребёнку трудно сосредоточиться и внимательно слушать в течение долгого времени; он не может сконцентрировать внимание

на одном основном предмете или организовать учебный материал, легко

отвлекается.

Поведение такого ребёнка может выражаться в импульсивности, повышенной двигательной активности, беспокойстве и дополнительных учебных проблемах. Однако следует заметить, что не каждый ребёнок с дефицитом внимания гиперактивен.

Синдром дефицита внимания делится на два основных типа:

1) дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ). Дети с таким типом расстройства более заметны, их легче диагностировать. Они с трудом

сосредоточиваются на одном предмете, кроме того, импульсивны и очень

подвижны;

2) дефицит внимания в чистом виде(СДВ). Этот тип расстройства труднее

выявить и диагностировать. Дети как будто слушают, но на самом деле

думают о чём-то другом, легко отвлекаются. Они спокойны, не особо подвижны, и учитель не обращает на них внимания. Если ребёнок страдает СДВГ, то взрослый может столкнуться со следующими формами поведения.

Физическое поведение: ребёнок ёрзает, корчит рожицы, вертится – словом, постоянно находится в движении; он неуклюж; часто падает; натыкается на других учеников или на предметы в классе.

Учёба: не слушает указания; начинает работу, не дослушав или не дочитав инструкции; у него плохой почерк; теряет или не кладёт на место тетради, ручки и другие принадлежности; может чаще подходить к столу учителя, чем остальные ученики; нередко спрашивает о вещах, которые могут касаться обсуждаемой темы, но могут быть и посторонними; даёт неожиданные ответы на вопросы; может первым закончить классную работу, контрольное задание и т.п., но сделает это хуже, чем способен; иногда слишком сосредоточен на каком-либо предмете, вплоть до навязчивой идеи.

Социальное поведение: он склонен распоряжаться другими детьми;

склонен упорно возражать против того, что кажется ему несправедливым;

вмешивается в чужие разговоры; вторгается в игры или занятия других детей; с ним постоянно что-то случается; он может игнорировать других или просто уйти во время разговора.

Эмоциональное поведение: его настроение меняется внезапно и резко; он легко уязвим; легко расстраивается; склонен излишне остро реагировать на критику.

Внешний вид: может казаться растрёпанным – даже через пять минут

после того, как привёл себя в порядок; часто погружен в свои мысли;

может говорить сам с собой, безмолвно шевеля губами.

Очевидно, что формирование универсальных умственных действий у

детей с СДВГ будет иметь свои особенности. В этой статье мы приведём

конкретные рекомендации и советы для родителей. Они сформулированы на основе зарубежных исследований Elaine M. Gibson,

Shirley Golan_Miry, Karen Sundershaft, Judith Stern и Uzi Ben_Ami.

При формировании у первоклассников регулятивных универсальных

умственных действий (УУД) учителя делают акценты на умениях: определить цель деятельности на уроке, работать по плану, контролировать выполнение задания, оценивать правильность выполненного задания,

высказывать свои предположения. Всё это возможно, если у детей уже

есть организационные навыки. Именно их следует вырабатывать учителю

совместно с родителями детей с дефицитом внимания.

РОДИТЕЛЯМ.

Используйте контрольные списки. Выработайте у ребёнка привычку

использовать список «Что сделать». Такие списки пригодятся при выполнении домашних заданий, работ по дому и при сборе вещей на завтра. Зачёркивание выполненных пунктов списка поможет детям ощутить, что

задание завершено.

Организуйте выполнение домашних заданий. Пусть ребёнок перед началом работы над домашними заданиями пронумерует их в том порядке, в котором они должны быть сделаны. Дети должны начать с не слишком длинного или трудного задания, но оставлять самое сложное напоследок

тоже нельзя.

Определите место для занятий. Дети должны ежедневно делать уроки в одном и том же месте, чтобы все необходимые принадлежности и

материалы были у них под рукой. Место должно быть спокойным, с наименьшим количеством отвлекающих факторов.

Определите время для занятий. Дети должны знать, что каждый день

определённое время следует уделять учёбе и выполнению домашних заданий. Большинство детей предпочитает делать уроки сразу после школы,

чтобы быстрее с ними разделаться, но это не лучший вариант. И даже если у вашего ребёнка нет домашних заданий, свободное от них время надо

использовать для того, чтобы просмотреть классные уроки или почитать в своё удовольствие.

Проводите еженедельную уборку.Детей надо поощрять раз в неделю

разбирать портфель и тетради. Старые бумаги надо собрать и сохранить

в отдельной папке.

Подготовьтесь заранее к следующему дню. Прежде чем ваш ребёнок ляжет спать, он должен собрать портфель. Одежду следует погладить и приготовить – с ботинками, носками и другими аксессуарами. Это поможет избежать утренней суеты и позволит заблаговременно подготовиться к следующему дню.

Помните, что дети с СДВ нуждаются в систематизации. Таблица или список непременно помогут ребёнку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, повторение, направление, границы, систематизация.

Повторяйте указания, записывайте их и проговаривайте. Детям с СДВ нужно слышать одно и то же более одного раза.

Разбивайте длинные задания на

более короткие. Это один из важнейших методов обучения и воспитания

детей с СДВ. Длинные задания зачастую перегружают ребёнка, и он отступает с чувством, что никогда не сможет это сделать.

Используйте трюки для улучшения памяти. Любые маленькие трюки, которые вы можете придумать, – намёки, рифмы, коды и т.п. – могут

помочь улучшить память.

Объявите то, что вы собираетесь

сказать, затем скажите это и потом повторите то, что сказали.

Упрощайте указания. Упрощайте выбор. Чем меньше слов, тем больше

шансов, что ребёнок вас поймёт. Используйте колоритную речь: так же,

как и цветное кодирование, она помогает сохранить внимание.

Повторяйте, повторяйте, повторяйте. При этом не раздражайтесь. Ваш гнев не улучшит память ребёнка.

Установите границы. Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают детей. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только

отвлекают.

Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и экстравагантными. Вносите новизну – она нравится детям с СДВ. Они реагируют на неё

с энтузиазмом. Это помогает удерживать внимание – как детское, так

и ваше.

Дети с СДВ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы.

Система баллов может быть частью коррекции поведения или системы

вознаграждений младших детей. Многие из них – маленькие предприниматели.

Возложите на ребёнка ответственность. Давайте детям возможность придумать самим, как помнить о том, что надо сделать.

Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте.

Проводите физзарядку.

Поддерживайте постоянный визуальный контакт.

Позвольте ребёнку иметь спасительную отдушину. Пусть он выйдет

на короткое время из комнаты, если ему это необходимо и поможет прийти в себя. Зато ребёнок научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.

Позаботьтесь о постоянной обратной связи. Она помогает удержать

ребёнка на правильном пути, позволяет ему знать, чего его ожидают и

достиг ли он поставленных целей, а также поощряет и поддерживает. Отмечайте любые положительные поступки и говорите ребёнку, что вы

думаете.

Постарайтесь осторожно давать точные и ясные советы в социальном

плане. Многие дети с СДВ кажутся равнодушными и эгоистичными, тог_

да как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Если у ребёнка есть трудности в понимании социальных намёков, таких как язык

жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., – к примеру, скажите:

«Прежде чем ты расскажешь свою историю, сначала послушай историю

кого-то другого».

Дети с СДВ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут.

Литература

1. Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефи_

цит внимания в детском возрасте / Н.Н. Зава_

денко. – М. : Академия, 2005. – 317 с.

2. Homework Helper : Help for the 3 R's

[Электронный ресурс]. – http://adhd_kids.

narod.ru/articles/homework_helper.html

3. Gibson, Elaine M. 30 Tips on Managing

Attention Deficit Disorder at Home [Электрон_

ный ресурс] / М. Elaine Gibson. – http://

adhd_kids.narod.ru/articles/30tips_home.html

4. Tips for Developing Organizational Skills

in Children [Электронный ресурс]. –

http://adhd_kids.narod.ru/articles/ld_organi_

zation.html

5. To Those Who May Teach My Child [Элект_

ронный ресурс]. – http://adhd_kids.narod.ru/

articles/dear_teacher.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Синдром дефицита внимания и гиперактивности: клиника, диагностика, патогенез, современные подходы к терапии и коррекции.

Актуальность данной проблемы выбрана не случайно, так как в последнее время прослеживается тенденция к увеличению детей имеющих подобный диагноз. В данной презентации доступно для родителей и ...

Ребёнок с СДВГ (дефицитом внимания и гиперактивности) (рекомендации для родителей)

Данная памятка поможет родителям понять своих  детей и подобрать нужные приёмы общения....

СДВГ ( синдром дефицита внимания и гиперактивности) (книжка-помощница)

Книжка-помощница для учащихся с  СДВГ. Психологическая информационная поддержка в трудные минуты....

Междисциплинарный подход в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

В статье рассмотрена актуальность проблемы обучения детей с СДВГ  в условиях ФГОС. Дана психологическая характеристика данных детей, освещена организация работы специалистов: психолога, учит...

Сборник приемов по профилактике и коррекции гиперактивного поведения и дефицита внимания младших школьников

Данный сборник предназначен для использования в педагогической практике учителями начальных классов, студентами специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, а также родителями младших школ...