Готов ли ребенок к школе?
статья на тему

Зубарева Мария Александровна

В статье описаны основные критерии готовности ребёнка к школе и даны рекомендации психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotov_li_rebenok_k_shkole.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Как проверить готов ли ребенок к школе?

Рассмотрим навыки и умения ребенка перед поступлением в школу.

Мама и папа, оформляющие сына или дочь в школу, вполне могут и сами определить, достаточно ли высоко психическое развитие их ребенка для того, чтобы ходить в первый класс, не испытывая чрезмерной нагрузки.

Что должны уметь дети, идущие в школу. Оценка навыков и умений будущих первоклассников:

♦ перерисовать печатными буквами несколько слов из книги; мы еще раз скажем - именно перерисовать, так как писать ребенок еще не умеет, хотя он, возможно, уже умеет неплохо читать;

♦ довольно уверенно считать до 100; считать от 10 в обратном порядке, не сбиваясь;

♦ назвать основные геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник; выбрать названные фигуры из массы других геометрических фигур;

♦ рассортировать геометрические фигуры или какие-либо предметы на маленькие, средние и большие;

♦ из ряда геометрических фигур удалить явно лишние фигуры - например, из ряда кружков различной величины и цвета, удалить треугольничек, из ряда квадратов удалить кружок и т.д.;

♦ в ряду геометрических фигур указать совершенно одинаковые;

♦ уметь указать отличия одного рисунка от другого (на первый взгляд одинаковых);

♦ дать правильный ответ на вопрос: каким одним объединяющим словом можно назвать следующие предметы - брюки, рубашка, платье, куртка, пальто;

♦  дать правильный ответ на вопрос: каким одним объединяющим словом можно назвать следующие предметы - кровать, шкаф, стол, стул, тумбочка;

♦ дать правильный ответ на вопрос: какие из названных ниже животных живут в лесу, а какие животные домашние - олень, корова, лось, овца, волк, собака, лиса, кошка, ёжик и пр.;

♦ дать правильный ответ на вопрос: если мальчик идет за мамой, кто идет впереди;

♦ дать правильный ответ на вопрос: если Толя ударил Петю, кто из них драчун;

♦ дать правильный ответ на вопрос: если внучка провожает бабушку, кто уезжает;

♦ разъяснить смысл выражений «красна девица», «дремучий лес», «золотые руки» и т.п.;

♦ правильно выполнить следующие команды: наступи правой ногой на левую ногу; возьмись левой рукой за правое ухо; посмотри направо, погляди налево; положи правую руку себе на левое колено и т.д.;

♦ уметь разгадывать самые простые загадки: «крашеное коромысло над полем нависло» (радуга); «сто одёжек и все без застежек» (капуста); «под полом таится, всякой кошки боится» (мышка); «не портной, но всю жизнь с иголками ходит» (ёжик) и т.п.

Развивающие задачки, для определения готовности ребенка к школе

Вне зависимости от того, насколько хорошо ребенок подготовлен к школе, с ним было бы неплохо за недельку-другую до 1 сентября порешать простенькие развивающие задачки. Мы представим здесь несколько образцов таких задачек:

♦ какой предмет в этом ряду лишний: чашка, тарелка, яблоко, блюдце, стакан?

♦ какой предмет лишний в этом ряду: груша, яблоко, слива, тарелка, апельсин? почему?

♦ какой предмет лишний: машина, самолет, трамвай, автобус, собака?., почему?

Практика показывает, что дети очень любят такие развивающие задачки. Дети воспринимают эти задачки, как занимательную игру; а если детей еще несколько, то игра становится и очень веселой. После того, как ребенок поймет принцип составления задачек, он и сам может начать придумывать их. Оттого игра наверняка станет еще веселее.

Отвечать на вопросы, характеризующие уровень интеллекта

Ребенок, который не сегодня - завтра пойдет в первый класс, должен уметь правильно ответить на вопросы, характеризующие его интеллектуальное развитие. Вот эти вопросы:

♦ какая рука называется правой, а какая левой?

♦ какой палец называется указательным и почему? какой палец называется мизинцем?

♦ сколько дней в неделе?

♦ какой день называется вчерашним и какой день называется завтрашним?

♦ сколько различают времен года и какие? чем отличаются друг от друга времена года?

♦ какую пользу приносят человеку кошка, собака, корова, лошадь, овца?

♦ есть ли другие животные, какие, помимо коровы, дают молоко?

♦ как называется страна, в которой ты, малыш, живешь?

♦ как называется город (село), в котором мы живешь?

♦ можешь ли ты назвать свой адрес?

♦ какие любимые книги у тебя есть?

♦ герои каких сказок тебе больше всего нравятся и почему?

Бытует мнение, что к шести  - семи годам ребенок должен знать и уметь следующее:

 

• знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;

 • знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;

 • знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;

 • ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать

• дни недели;

 • иметь представления о природных и погодных явлениях;

 • знать основные цвета;

 • знать понятия «право-лево»;

 • знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;

 • уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;

 • знать праздники;

 • уметь рассказать, чем он любит заниматься;

 • самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

Интеллектуальное развитие

В этой области ребенок должен уметь:

• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;

 • находить лишний предмет в группе;

 • добавлять в группу недостающие предметы;

 • рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;

 • группировать предметы по признаку и называть его;

 • восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

Слух, зрение, внимание, память, речь

Здесь дошкольнику нужно уметь:

• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;

 • точно копировать простой узор;

 • описывать по памяти картинку;

 • запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;

 • писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);

 • прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;

 • пересказать услышанный рассказ;

 • составлять рассказ по картинке!

Основы математики

Перед поступлением в первый класс необходимо:

 • уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;

 • выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;

 • знать понятия «больше-меньше-поровну»;

 • знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;

 • уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;

 • уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Чтение

Важно, чтобы ребенок:

• отличал буквы от звуков, гласные от согласных;

 • мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;

 • подбирал слова на заданную букву;

 • делил слово на слоги;

 • читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

Навыки письма

Для успешного начала учебы в школе требуется:

 • правильно держать ручку и карандаш в руке;

 • проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

 • обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

 • уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;

 • копировать с образца геометрические фигуры;

 • уметь продолжить штриховку рисунка;

 • уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Как проходит собеседование?

Собеседование обычно проводят завуч начальной школы, учитель начальных классов, психолог и логопед. В языковой школе может также присутствовать учитель иностранного языка.

 Собеседование длится около 15-20 минут и проходит в присутствии родителя. «Присутствие», как правило, заключается в том, что сначала родитель подписывает бумагу, в которой соглашается на проведение собеседования, потом сдает документы и пишет заявление с просьбой принять ребенка в школу, а остальное время сидит в другом конце класса, наблюдая, как его ребенок справляется с вопросами и заданиями.

 Важно! В первую очередь школы обязаны принять детей, живущих в близлежащих домах. Если вы не «приписаны» к данной школе, в заявлении вам придется написать: «прошу зачислить моего ребенка на вакантное место». Это значит, что в итоге вам могут отказать по причине отсутствия свободных мест.

Какие вопросы могут задать на собеседовании? Любой из вышеприведенного списка обязательных знаний.

Ребенка попросят назвать его имя/фамилию, адрес, имя-отчество родителей, их род занятий. Спросят сколько ему лет, сколько будет через год, а сколько было два года назад. Попросят прочитать несколько предложений, рассказать стихотворение и обязательно предложат составить рассказ по картинке.

 Могут спросить про животных (например, чем отличаются дикие от домашних), какое сейчас время года, чем занимаются врач или почтальон…

 Потом проверят математические знания (попросят посчитать, расставить числа по возрастанию/убыванию или решить задачку). Могут даже провести графический диктант.

 Непременно зададут вопрос: «зачем ты идешь в школу?».

 При приеме в языковую школу могут попросить повторить отдельные слова или фразу на иностранном языке.Поскольку задания могут быть совершенно неожиданными (например, задачки на логику с «подвохом»), очень важно правильно настроить малыша перед собеседованием. Он не должен бояться переспросить, если что-то не понял или не услышал. И лучше всего, конечно, дома проиграть подобные ситуации, а на ночь рассказать малышу сказку о том, как медвежонок/зайчонок/лисичка пошли записываться в лесную школу и что из этого вышло.Какие документы необходимы перед поступлением в первый класс?1. Свидетельство о рождении ребенка и его ксерокопия.

 2. Паспорт одного из родителей, куда вписан ребенок, и его ксерокопия.

 3. Медицинская карта, оформленная и заверенная печатью поликлиники.

 4. Ксерокопия медицинского полиса.

 5. Заявление, которое пишется на месте, в школе.

 6. Некоторые школы просят две фотографии ребенка размером 3×4.

Готов ли ваш ребенок к школе?

В первый класс принимаются детишки, которым на 1 сентября будет не меньше шести с половиной лет. Если ребенок младше – решение о его зачислении принимает районный отдел управления образования.

 Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе

Отвечает Елена БАЙДИНА, психолог, лечебный педагог, завуч начальной школы частной общеобразовательной школы «Знак»:

— Конечно, готовить ребенка к школе нужно, но почему-то многие родители уверены, что эта подготовка должна заключаться в том, чтобы обязательно научить малыша читать, писать и считать. Этому заблуждению способствует огромное количество разнообразных «развивающих» пособий, заполонивших полки книжных магазинов, и всевозможные группы раннего развития и подготовки к школе, где воспитатели зачастую просто занимаются с детьми по программе первого класса. Тревожность родителей подогревается сегодняшней реальностью, когда образование стало услугой, следовательно, усиливается конкуренция образовательных предложений.

Основной аргумент родителей, отдающих своих детей на подготовку к школе: «В хорошую школу без специальной подготовки не возьмут».

Это не так. Министерством образования РФ запрещено проводить при наборе в первый класс любого типа испытания (экзамены, тесты, конкурсы), направленные на выявление уровня подготовки ребенка. Принимать на учебу обязаны всех детей с шести с половиной до восьми лет независимо от того, умеет ли ребенок читать и писать (п. 7 ст. 6 закона города Москвы «О развитии образования в г. Москве»). И даже если вам в школе говорят, что по уставу школы у них тестирование, значит, устав нарушает государственный закон, следовательно, он нелегитимен.

Действительно, в школах организуется комиссия для проведения собеседования с детьми и родителями, но это, как правило, связано не с выявлением умения считать и писать, а с целью правильно оценить возможности будущих первоклассников, понять, насколько они готовы к школе. В чем в первую очередь заключается эта готовность? В определенной умственной и физической зрелости, в умении выполнять инструкции и принимать помощь взрослого, в способности сдерживать и контролировать свои эмоции. Когда ребенка просят посчитать до 10 или написать свое имя — это, как и вопросы по картинкам, скорее попытка выявить уровень его общего развития. До 10 считать, действительно, учат в каждой нормальной семье. Но вычислять в пределах 10 — это уже программа школы. Умение писать, читать и считать относится к обучению и мало говорит о развитии ребенка. Часто приходится видеть, как «подготовленный» ребенок бойко считает до 10, но не может сказать, что идет раньше, 3 или 8, — он выучил счет, как стихи. Или, натасканный в прогимназии, перечисляет приметы времени года, но не может сказать, какую из них он наблюдает за окном.

Факторы, которые действительно влияют на успешность ребенка в начальной школе, нередко остаются за бортом родительского внимания: это физическое здоровье, эмоционально-психологическая устойчивость, трудоспособность и трудолюбие.

Главный же критерий готовности ребенка к школе — это желание учиться. Нередко учитель с грустью встречает «подготовленного» ребенка. Как правило, 85 процентов детей, прошедших дошкольную гимназию, не хотят учиться. Чаще всего потому, что перед ребенком ставились цели, на достижение которых у него уходило слишком много сил. Иногда неделя пятилетнего ребенка расписана так, что ему некогда играть, он устает, как взрослый, и в результате у него пропадает желание что-либо познавать. Разговоры взрослых о школе тоже играют роль в отношении детей к учебе. Брошенная в сердцах фраза «Как ты в школе-то учиться будешь?» или «Пусть пока играет, пойдет в школу — не до того будет…» рождает в душе у ребенка негативный образ школы еще до начала учебы, образ какой-то повинности, места, где тяжело и неинтересно.

А ведь в школе в первое время действительно может быть или может показаться тяжело, первоклассники сильно устают, ослабленные физически дети часто болеют. Поэтому весь год перед школой лучше не столько нагружать ребенка правописанием и устным счетом, сколько укреплять физическое здоровье: много гулять, ходить пешком не менее 40 минут в день и соблюдать режим.

Если до школы ребенок не ходил в детский сад, никогда не был даже в маленьком коллективе, привык к личному обращению знакомых взрослых, то, скорее всего, ему будет вдвойне трудно привыкнуть к школе. Обратиться к взрослому с вопросом, потерпеть, пока спрашивают других, адаптироваться среди сверстников — всему этому нужно учить ребенка заранее, как правилам вежливости.

Вот какие умения будущего первоклассника важны для его успешного будущего обучения:

умение правильно держать ручку;

развитие мелкой мускулатуры пальцев (тонкую моторику хорошо развивает лепка из пластилина, аппликация, рисование, вязание на спицах, игры с мелкими деталями);

умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги: лево-право, верх-низ, центр;

способность слушать сказку или историю внимательно в течение 15 минут;

умение играть с детьми и взрослыми по правилам;

умение слушаться;

владение навыками самообслуживания, чтобы самостоятельно завязать шнурки, переодеться до и после физкультуры и т. п.

При подготовке ребенка к школе особое внимание надо уделить развитию его речи.

Все ли звуки он выговаривает и произносит без дефектов? Умеет ли построить предложение, не нарушая в нем связи слов и правильно употребляя предлоги, ответить на вопросы по прочитанной сказке, запомнить и повторить   предложение из пяти-шести слов? Очень важно, чтобы ребенок мог вести диалог и рассказывать об увиденном и услышанном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готов ли ребенок к школе?

Конечно же, родителям дошкольника хотелось бы знать, насколько их ребенок подготовлен к школе. Для выявления   уровня такой подготовки проведите небольшую беседу. ...

Готов ли ребенок к школе? (2 часть)

Собирание разрезных картинок....

Родительское собрание для будущих первокласников "Готов ли ребенок к школе"

Деловая игра «Готовность к школе»Цели деловой игры• Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе.• Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при...

Диагностика будущих первоклассников. Е.Э Кочурова, М.И. Кузнецова Готов ли ребенок к школе?

Материал помогает диагностировать уровень готовности к обучению каждого будуще­го школьника....

Готов ли ребенок к школе?

В каждой семье, где растет ребенок, начало его школьной жизни - событие исключительное. Его ждут, к нему готовятся. Много радостных забот приносит и подготовка к школе. Не меньше тревог: как покажет с...

Готов ли ребенок к школе?

Статья знакомит психологическими трудностями адаптации первоклассников к школе....

Готов ли ребенок к обучению в школе. Тест по ФГОС

Тест по ФГОС Готов ли ребенок к обучению в школе...