Статья. "В помощь родителям учащихся младших классов. Особенности изучения нового культурологического курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классах."
консультация (4 класс) по теме

Коваленко Ольга Михайловна

Статья адресована в первую очередь родителям учеников младших классов, которые в 4 классе начинают изучение нового предмета ОРКСЭ - " Основы религиозных культур и светской этики" , так же в статье можно найти информацию учителям для проведения родительских собраний, на которых планируется знакомство с новым предметом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

    В помощь родителям учащихся младших классов.

  Особенности изучения нового культурологического курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классах.

         Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента был введен экспериментально в 19 регионах России с 2010 года, с  2012 года - во всех   субъектах Российской Федерации.(Приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план

в части введения курса «ОРКСЭ» во всех общеобразовательных учреждениях с 1 сентября 2012г.- 34 учебных часа в год в 4 классах.

       Внедрение данного курса в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Часть родителей, учителей, общественности осознаёт необходимость принятия на государственном уровне мер духовно-нравственного развития и воспитания школьников, другая часть предельно скептически относится к введению нового предмета: имеют место профессиональные рецензии по комплексному курсу, критические отзывы и однозначные выводы экспертов о недопустимости использования в школах Российской Федерации выпущенных в 2010 году учебников.

       В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. При неисчерпаемом накопленном культурном наследии,  отмечается духовное обнищание общества, деформация ценностей.

        Можно по-разному относиться к этому предмету, но то, что он  необходим современной школе, сегодня уже не вызывает сомнения. Рождение этого предмета – требование времени. Особенность его  в насыщенном духовно-нравственном наполнении, он является культурологическим, а не религиозным. Его цель - развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Результат изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должен обеспечить формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Возраст школьников для преподавания нового предмета выбран неслучайно. Это переход в подростковый период, когда обостряются все ценностные вопросы. Идет активное попытки понять себя и мир.

Безусловно, ценности личности формируются, в первую очередь, в семье, и активное участие родителей в изучении детьми этого предмета является очень важным, ведь речь идёт об общечеловеческих ценностях, таких как Добро, Любовь, Труд, Семья, Родина, Долг, Честь и т.д.

Ввод данного предмета начинается с презентации курса родителям . На мой взгляд, задача педагога не просто дать презентацию знакомства курса и выбор модуля, а провести предварительную работу с родителями, дать подробное разъяснение, сделать упор на важность и нужность данного предмета на сегодняшний день. В очень непростое для страны время, и время, где в современном обществе существует большое количество субкультур и контркультур, которые несут разрушительную идеологию. Все это несет вред и для психического здоровья, и для моральных устоев, и для семейных ценностей. Если ребенок не имеет четких духовных ориентиров, он может легко попасть под плохое влияние.Таким образом, процесс воспитания в семье должен выстраиваться на ценностных основаниях, а жизнь и поведение родителей как нравственных образцов на практике соответствовать теории. И данный курс предполагает собой попытки создать условия к нравственному поведению детей и родителей, их общению и совместной нравственно - духовной работе. И это дополнительные возможности для укрепления и развития отношений со своим ребёнком. Так, например, большая часть домашнего задания требует совместной работы родителей и школьника, совместного осмысления материала пройденного урока, духовно -нравственных ценностей и их роли в жизни конкретной семьи.

У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей позволит продуктивному изучению и пониманию нового предмета.

Поэтому так важно родителям контролировать информацию, которую дети получают из внешнего мира и медиа сферы, не допускать резких оценок, категоричных высказываний в адрес верующих людей или атеистов, людей другой национальности и веры исповедания;вести разговоры об истинных ценностях, наглядно демонстрировать примеры нравственного поведения. Нужны и важнысемейные совместные просмотры исторических, патриотических и т.д. художественных и документальных фильмов;изучение, продолжение и создание семейных традиций; подготовка и проведение национальных, исторических, религиозных праздников; экскурсии в краеведческие, исторические и т.д.  музеи; посещение храмов и святынь; чтение литературы, и другое.И как подведение итогов - обязательное совместное  обсуждение, так как  диалоги взрослого и ребёнка об истинных ценностях взрослой жизни имеют огромное значение для подростка,а в этом возрасте пробуждается чувство взрослости, он начинает видеть себя в мире взрослых. И конечно, главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Задача родителей и семьи не упустить данный период взросления, создать в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращать возникающие проблемы в нравственные уроки.

Активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, согласованная педагогическая деятельность учителей и родителей реально содействует содержательному наполнению внутрисемейных программ нравственного воспитания детей, укреплению доверительных отношений между детьми и родителями, смягчению негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста. Ведь только совместными усилиями мы сможем воспитать духовно и физически здоровое подрастающее поколение, которое определит будущее России.

Практические советы для родителей: «Как помочь ребенку, изучающему предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

  1. Настройтесь на воспитание, отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребенка.
  2. Участвуйте в диалоге с детьми о том, что они изучили на уроках.
  3. Воспитывайте у ребенка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
  4. Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.
  5. Не забывайте, что никакой учебный курс сам не воспитывает. Главное – ребенок в процессе изучения может приобрести понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни.
  6. Создавайте в общении и взаимодействии с ребенком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.

 Воспитание должно быть деятельным.

Джон Грэй говорил: « Ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и оптимизм, если ему не придётся столкнуться лицом к лицу с неприятностями.»

Постарайтесь, чтобы ваши дети чаще задумывались о последствиях своих действий, учились делать нравственный выбор, и в дальнейшем научились не совершать плохих поступков не из-за страха наказания, или за поощрение, а потому, что по-другому поступить просто не могут.

Личный пример, поддержка, помощь родителей одно из главных условий успешного развития нравственной культуры взрослеющего ребенка.

Список литературы:

1.Учебники по ОРКСЭ 4-5 классы

2.Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.    Рабочая тетрадь. 4 класс, Шемшурина Алла Ивановна– М.: Просвещение, 2015.

3.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей, Данилюк А.Я. - М.: Просвещение, 2012.

4. Основы духовно-нравственной культуры России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.  А.Л. Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дорожная карта» введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в МБОУ ГИМНАЗИИ в 2011-2013 гг.

«Дорожная карта»  введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)в МБОУ ГИМНАЗИИ   в 2011-2013 гг....

Работа с родителями и членами семей обучающихся в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности организации работы с родителями (законными представителями) обучающихся в условиях реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"....

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (4-5 классы)

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (4-5 классы)...

Изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе

Изучениекурса "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе по учебнику Виноградовой Н.Ф., Власенко В.И.,  Полякова А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4класс". ...

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» («ОРКСЭ») Проектная деятельность и ее результаты

Новая предметная область: «Основы духовно нравственной культуры народов России» Возрождение России – это, прежде всего, духовно нравственное воспитание подрастающего поколения, т.е., воспитание б...

Рабочая программапо предмету "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ), 4 класс

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерал...