Готовность ребёнка к школе
материал на тему

Лутохина Наталья Александровна

Выступление перед родителями будущих первоклассников "Как подготовить ребёнка к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_rebyonka_k_shkole.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность ребёнка к школе

(выступление на родительском собрании)

          Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителями и сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным.

          Бесспорно, чем лучше готов организм ребёнка ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе и к трудностям, которые неизбежны, тем лучше он их преодолеет, тем спокойнее   будет протекать процесс приспособления к школе.

Что же такое готовность ребёнка к школе?

          Готовность ребёнка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием.

          В первую очередь необходимо позаботиться о нравственной и психической готовности детей к школьному обучению.

          Каждый взрослый человек знает, что для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом качеств, таких как: ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность. Эти качества нужно воспитывать и у детей.

         Организованность проявляется в умении без подсказки родителей приготовить всё необходимое для прогулки, игры или труда; в заданном темпе выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки. Ребёнка нужно приучать к соблюдению режима дня. К концу старшего дошкольного возраста ребёнок не только выполняет требования взрослых, но и начинает предъявлять требования к самому себе, становится инициативным. Взрослым нужно поощрять любую инициативу – похвалить, раскрыть её достоинства, предостеречь, если есть недостатки.

          Важным показанием нравственной готовности к школьному обучению является самостоятельность,  активное отношение ребёнка ко всему тому, что происходит в семье, в детском саду. Воспитанию самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных посильных обязанностей.  В семье постоянными обязанностями ребёнка 6-7 лет могут быть следующие: ежедневно поливать комнатные растения, мыть посуду, делать уборку в своём игровом уголке.

Нужно разъяснить детям необходимость выполнения обязанностей, создавать условия для приобретения опыта, умений, сноровки. Своевременное приучение дошкольников к выполнению обязанностей в детском саду и семье предупреждает возникновение безответственности, воспитывает у ребёнка умение заставить себя сделать необходимое дело, преодолеть трудности, а они непременно встретятся во время учёбы в школе.

 Переход  от положения дошкольника к положению школьника – это новые права и обязанности учащегося, первое чувство ответственности перед семьёй, обществом, перед самим собой. Этот начальный момент становления ответственности очень важен. Чтобы развить это необходимое качество родителям следует разъяснить детям, зачем люди учатся, почему нужно многое знать и уметь, и на конкретных примерах показать преимущества знающего человека для творческого труда, содержательной жизни.

 Каждый ребёнок 6-7 лет хочет пойти в школу. Этот интерес к школе проявляется в детских высказываниях: «хочу учиться», «буду хорошо учиться»,

1

в детских вопросах: «Какая учительница?», «Что мы будем делать в школе?». Поддерживая такую заинтересованность, родители рассказывают о том, как много нового дети узнают в школе, как полезно учиться. Но, к сожалению, иногда желание поскорее сесть за парту пропадает. Это происходит тогда, когда у ребёнка не сформировано отношение к учёбе, как к  серьёзной деятельности, важной работе, а интерес к школе ограничивается внешними признаками – новое здание, красивый портфель, тетради, учебники и т.д. Поэтому готовность ребёнка к школе необходимо воспитывать, воспитывать у него глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, выполнять трудные задания, добиваться результата.

Успешность школьной жизни связана с ещё одной стороной – нравственной готовностью к школе, умением жить в коллективе, быть жизнерадостным, доброжелательным, проявлять внимание и заботу к другим. Взрослым следует показывать примеры своевременной помощи, проявления внимания к членам семьи, близким людям.

Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Психологами и педагогами замечено, что дети значительно быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если они умеют общаться.

Что же родители могут сделать для того, чтобы научить ребёнка общаться?

Прежде всего,  у ребёнка надо сформировать такие навыки, как:

  • Умение слушать собеседника, не перебивая его;
  • Говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
  • Пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубостей и вульгаризмов. Учите ребёнка слушать других, но и сами признавайте его право на собственное мнение.

Некоторые родители думают, что чем ближе ребёнок к школе, тем меньше он должен играть. Это ошибочное мнение. В игре дети учатся применять имеющиеся у них знания, встают перед необходимостью поиска новых знаний, идёт развитие психических процессов – внимания, памяти, мышления, речи, воображения. Родителям нужно играть вместе с детьми. Предпочтение желательно отдавать тем играм, которые формируют внимание, память, сосредоточенность, логическое мышление. Например: «Сделай также», «Что изменилось?», «Найди такой же предмет», «Сравни по величине».

 Мы выяснили как важно для последующего обучения формировать  у ребёнка самостоятельность, организованность, умение общаться со взрослыми и сверстниками, научить его играть.

Но перед всеми родителями обязательно возникает вопрос, какими знаниями должен обладать ребёнок, чтобы первый школьный год прошёл легко, чтобы он ходил в школу с удовольствием.

Большую роль в успешности обучения ребёнка в школе играет его речь. Перед школой ребёнок  уже может  осознанно анализировать речь, если его этому научить. Прежде чем начать читать, дошкольник должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Согласные и гласные звуки можно выделять, произнося каждый звук длительно, протяжно ж-у-у-у-к,  ша-а-а-пка.                          2

Рекомендуется различать на слух твёрдые и мягкие согласные, сравнивая их с окружающими ребёнка шумами, используя при этом кубики, картинки, игры.

Очень важно, чтобы к началу обучения в школе ребёнок правильно произносил все звуки, правильно строил предложения, умел выразительно прочитать стихотворение, рассказать сказку, описать картинку или серию картинок, связать начало и конец рассказа или сказки.

Ребёнок, идущий в школу, должен уметь правильно держать карандаш или ручку. Рука должна быть не напряжена, пальцы чуть расслаблены. До тех пор пока ребёнок не научится правильно держать ручку, правильно сидеть, не давайте сложных заданий.

Нужно ли учить  ребёнка писать письменными буквами до школы?

Нет, ни в коем случае, писать малышу очень трудно. У ребёнка ещё слабо развита рука, мелкая мускулатура пальцев. Чтобы овладеть «Ручной умелостью» пусть он рисует, раскрашивает, штрихует, выкладывает мелкую мозаику, помогает маме перебирать крупу, вышивает, вяжет, лепит из пластилина – это и есть подготовка руки к письму.

Для успешного обучения математике ребёнка нужно научить прямому и обратному счёту в пределах 10, а затем и 20. Пусть ребёнок считает предметы, и каждый раз в практической деятельности узнает разные способы определения количества. Научите его придумывать и решать задачи. Начинайте с самых простых – дайте малышу два яблока, а одно возьмите себе и покажите , какие разные вопросы можно задать, какие задачки придумать.

Дети должны различать пространственные расположения предметов, верх – низ, справа – слева, над – под. Должны знать и уметь отличать основные геометрические фигуры – круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат. Они должны уметь различать величину предметов. Знать понятия «больше» - «меньше», «длиннее» - «короче», «уже» - «шире», «часть» - «целое».

Ребятам необходимо знать времена года, части суток, а также основные цвета ( белый, чёрный, красный, синий, коричневый, жёлтый, зелёный).

У семилетних детей мы должны развивать умение считать более важным не то, что «хочется», а то, что «надо». Это даёт ребёнку возможность управлять своим поведением, придя в первый класс,  он способен включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем. Постарайтесь не запугивать ребёнка школой и создать положительный образ школы. В то же время ребёнок должен знать, что учёба – не только радость, но и упорный труд. И без усидчивости, аккуратности, без старательности прилежания успехов не добьёшься.

Итак, ваш ребёнок идёт в школу. Желаем успехов в вашей общей с ним новой интересной школьной жизни!

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии готовности ребёнка к школе

Перед поступлением в 1 класс, необходимо убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе....

критерии готовности ребёнка к школе.

Дорогие родители! Ваш ребёнок идёт в школу? Проверьте его готовность....

Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?

Доклад к собранию для родителей будущих первоклассников...

Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе?

Задания педагогической диагностики Как организовать  занятия с ребёнком  в домашних условияхи какова их продолжительность?Какие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к шко...

Готовность ребёнка к школе. Рекомендации родителям.

Данный материал поможет определить готовность ребёнка к школе и дать рекомендации родителям....

Готовность ребёнка к школе.

 Собрание для родителей будущих первоклассников....

Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Презентация поможет провести родительское  собрание психологу, учителю,   завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....