Поощрение и наказание детей
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шабаева Екатерина Владимировна

Проблемы поощрения и наказания, значение этих методов воспитания, их эффективность во все времена волновали учителей, психологов ,  родителей и самих воспитанников.

Неумелое применение поощрений и наказаний не только не дает ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности, повышает уровень тревожности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pooshchreniya_i_nakazaniya.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Поощрения и наказания

Проблемы поощрения и наказания, значение этих методов воспитания, их эффективность во все времена волновали учителей, психологов ,  родителей и самих воспитанников.

Неумелое применение поощрений и наказаний не только не дает ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности, повышает уровень тревожности ребенка.

Многие дети проявляют тревожность при переживании неудач. Это может быть связано с боязнью непонимания родителей        , с возможным наказанием.

Выбор предпочитаемых методов поощрения и наказания закладывается у будущих мам и пап еще в детстве. Несмотря на эмоциональные потрясения в школьные годы, традиции наказания с большим трудом претерпевают изменения в течение жизни. Иногда можно слышать как родители, оправдывая свою жестокость, говорят, что их воспитывали в строгости и это пошло только на пользу, или что я всегда слушалась своих родителей, и мои дети обязаны тоже меня слушаться.

В некоторых случаях опыт жестокого обращения заставляет пересмотреть жизненные принципы. Такой родитель, помня свой опыт , никогда не ударит ребенка.

Теме поощрений и наказаний посвящено много книг, телепередач, но многие родители не прислушиваются к мнению специалистов, считая что «чужая семья – потемки», «своего ребенка я лучше знаю, как воспитывать».

 Выделяют следующие виды наказаний:

  • Словесные (угрозы, унижения, оскорбления и т. д.);
  • Физические наказания ( шлепки, порка и др.);
  • Наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в помещении, отказ от контакта);
  • Наказание трудом или уроками, чтением;
  • Наказание лишением компьютера, прогулок и т. д.

По мнению психологов, в семьях, где физические наказания в порядке вещей, дети находят различные пути адаптации к таким жестким условиям, Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Дети начинают вымещать обиды на тех, кто слабее: младших детях, одноклассниках. Иногда, избиение ребенка является продолжением конфликта между мужем и женой, когда озлобленность  родителей переносится на беззащитного ребенка. Дети в таких семьях становятся неуравновешенными, замкнутыми, их уровень тревожности высок.

В большинстве случаев, когда родители бьют детей, за « благовидной» целью воспитания обнаружится неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом, жестокостью.

Физические наказания приводят к следующим проблемам в воспитании детей:

  • Агрессия родителей приводит к агрессии детей;
  • Дети становятся неуравновешенными, эмоционально ранимыми, вспыльчивыми;
  • Формирование замкнутости;
  • Повышение уровня тревожности.

Каждый уважающий себя родитель должен сделать вывод, приведут ли методы физического воздействия к поставленным целям (хорошо учиться и др.).

Словесные наказания считаются наиболее мягкими, не приносящими большого вреда. Трудно представить родителя, который бы никогда в жизни не крикнул бы на своего ребенка, не обозвал его, не выругался бы в его адрес. Но это эмоциональная реакция, а не метод воспитания. Зачастую родители кричат и ругаются, потому что у них проблемы на работе, они устали, им сейчас не до ребенка. Фразы «Все из-за тебя!», «Когда все это кончится» вызывают у детей ответное озлобление или подавленность, разочарование. Ведь взрослый для ребенка – огромный авторитет, все, что он произносит, воспринимается как непреложная истина. Принимая на веру эти утверждения, ребенок начинает думать, что он действительно «тупица», «дурак» и ничего хорошего из него не выйдет. Это ведет к формированию заниженной самооценки, а заниженная самооценка ведет к новым проблемам в формировании личности ребенка: агрессивность, замкнутость, неуравновешенность и т. д.

Чтобы добиться пользы от словесных наказаний, надо тщательно выбирать выражения, используемые при этом. Например, «Я так расстроена твоей новостью! Как же наш договор? Я думаю, что тебе срочно надо заняться этим – выучи и расскажи мне эту тему».

Следующий вид наказаний – наказание изоляцией. Например, ребенка на короткий период исключают из общих занятий. Такой прием рекомендуется применять спокойно, объяснив причину наказания, обговорив условия его прекращения. Подобная мера применяется и самими детьми в среде сверстников.

Применяя наказание изоляцией, нельзя забывать об индивидуальных различиях в психике детей. Они могут привести к сильнейшему стрессу и другим тяжелым последствиям.

Очень противоречивый метод воздействия – наказание трудом. Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, чтению, учебе.

Какой же вид наказания не нанесет морального вреда детям?

Известный ученый-психолог Ю. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?» советует: когда наказания не избежать, надо придерживаться одного важного правила: «Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое».

Здесь речь идет о наказании лишением. Найдите то, что для Вашего ребенка наиболее важно, приносит ему много радости. Если ребенок совершает проступок, то удовольствия на определенный промежуток времени отменяются.

Выбирая наказание, спрашивайте себя: «А какую цель я преследую?», «Удается ли достигнуть поставленной цели?» Если нет, то наказание  будет фиктивным, бессмысленным.

Рекомендации психологов родителя при выборе методов воспитания:

  • При выборе метода наказания контролируйте свои эмоции и действия;
  • Не наказывайте ребенка чтением, трудовыми обязанностями.
  • Будьте справедливы к детям;
  • Не злоупотребляйте наказаниями;
  • Прежде, чем применить наказание, спрашивайте себя о целях, прогнозируйте возможный результат.

Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение, а не наказывают за плохое.

Простейшей формой поощрения является похвала. Она может быть простой или сложной.

Действенная похвала должна быть конкретной. Нужно оценить усилия ребенка, его действия, а не его самого. Действенная похвала должна быть незамедлительной. Хвалить нужно искренне, не заигрывая с ребенком.

Похвала будет эффективной тогда, когда звучи не слишком часто. Потребность во внешнем одобрении своего рода наркотик, привыкнув к которому, человек теряет самого себя. Он нуждается в постоянных похвалах и все усилия тратит на то, чтобы услышать в свой адрес положительную оценку, а не на то, чтобы достигнуть результата. В результате человек не слышит и не понимает, что ему говорят окружающие, но и самого себя не слышит и не чувствует.

У детей, которые привыкли к постоянным поощрениям в виде похвалы, появляется чувство вины и протеста в случае неудач, формируются потребности в постоянном восторженном, восхищенном признании его личности.

Поощрение может быть незначительным, а может быть выражено материально. Самое главное помнить, что во всем должно быть чувство меры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: " Поощрение и наказание детей в семье"

Представлен доклад для выступления на общешкольном родительском собрании...

Родительское собрание Поощрение и наказание детей в семье

На собрании обсуждается проблема поощрения и наказания ребёнка в семье...

Родительское собрание "О поощрении и наказании детей в семье"

Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; опред...

"Поощрение и наказание детей в семье"

Поощрение и наказание детей в семье     Воспитывать ребенка - нелегкое дело. Из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с ...

"Поощрение и наказание детей в семье"

Цели: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье; формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.Форма проведения: обмен мнениями....

Поощрение и наказание детей в семье

Памятка для родителейКак поощрять ребёнка всемье...

Поощрение и наказание детей в семье

Форма проведения собрания: обмен мнениями....