Родительское собрание «Воспитание нравственности и развитие самооценки в семье»
материал на тему

Нагорная Надежда Николаевна

Материал рассчитан для общешкольного родительского собрания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

на тему: «Воспитание нравственности и развитие самооценки в семье»

      Семья для ребенка – это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.  В  семье закладываются  основы личности ребёнка, и к поступлению  в  школу  он  уже  более  чем  наполовину            сформирован как личность.

       Особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения… Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные жизненные позиции. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семейные традиции.

      Семья  может  выступать  в  качестве   как   положительного,   так   и отрицательного фактора воспитания.  Положительное  воздействие  на  личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых  близких   для  него  в  семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не  относятся  к  ребёнку  лучше,  не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с  тем  никакой  другой

социальный  институт  не  может  потенциально  нанести   столько   вреда   в воспитании детей, сколько может сделать семья.

      Разъясним понятия воспитание, мораль,  нравственность,  обратившись  к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова.

      Воспитание – навыки  поведения,  привитые  семьёй,  школой,  средой  и проявляющиеся в общественной жизни.

      Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и  душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение  этих  правил, поведение.

      Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.

      Что же представляет собой нравственное воспитание?

     Ещё В.  А.  Сухомлинский  отмечал,  что  воспитание  –  это   постепенное обогащение  ребёнка  знаниями,  умениями,  опытом,  это   развитие   ума   и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего,  что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.   Нравственные ценности, ориентиры и убеждения  личности  заключаются  в семье.

      Итак, семья – ребёнок – нравственность  –  вот  цепочка,  интересующая нас.

      Среди многих ценных человеческих качеств  доброта  – главный показатель развитости  человеческого  в  человеке…  Понятие  «добрый человек» - очень сложное. Оно включает  самые  различные  качества,  издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты  любовь  к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать  добро,  способность к самоотречению во имя блага других,  честность,  совестливость,  правильное

понимание  смысла  жизни   и   счастья,   чувство   долга,   справедливость, трудолюбие». Это всё – понятия нравственности.

       Что же следует воспитывать в наших детях с самого  раннего  детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?

      Моральное сознание человека, или нравственный мир личности,  включает

в себя три уровня:

    1. мотивационно-побудительный;

    2. эмоционально-чувственный;

    3. рациональный, или умственный.

      Каждый  из  этих  уровней  состоит  из  элементов,  составляющих  суть нравственного мира человека.

      Мотивационно-побудительный   уровень   содержит   мотивы    поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание  только  тогда носит правильный характер, когда в  основе  его  лежит  побуждение  детей  к развитию, когда  сам  ребёнок  проявляет  активность  в  своём  нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим.  Этот  уровень  наиболее важный, именно здесь коренятся истоки  поведения  человека,  осуждаемые  или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

      Эмоционально -чувственный уровень  состоит  из  нравственных  чувств  и эмоций.   Эмоции,   как   известно,    бывают    положительными    (радость, благодарность, нежность,  любовь,  восхищение  и  т.  п.)  и  отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).

      Эмоции  необходимо  облагораживать,  окультуривать  одним   словом   – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость,  сочувствие,  сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны  с  эмоциями.  Эти  чувства приобретаются  человеком  с  результате  воспитания  и  являются  важнейшими составными   доброты.   Без   нравственных   чувств   добрый   человек    не состоится.

      Родительский  дом  в становлении  и  культивировании  чувств   занимает   первоочередное   место. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка – школа подготовки к  жизни.  В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не  только  к  детям…, но и ко всем остальным членам  семьи.  Воспитание  чувств  включает  в  себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки  со  стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок  должен  видеть,  как мы на практике проявляем свою  любовь  к  ближнему…  Сочувствие  –  одно  из прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности.

      Чувства – движущая сила стремления к цели.  Если  человек  кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.

      Чувства – источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.

      Чувства – источник силы. Любовь к человеку, например,  может  вести  к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.

      Чувства  –  действенные  помощники  воспитания.  Запрет,   менторство, морализаторство далеко не так  доходчивы,  как  сердечность,  искренность  и ласка. Холодная  строгость  в  воспитании  вызывает  у  ребёнка  отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман.

     Рациональный, или умственный, уровень  содержит  моральные  знания  – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле,  чести,  достоинстве,  долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы,  идеалы,  нормы  поведения, моральные оценки.

      Воспитывать в детях надо  все  элементы  их  нравственного  мира.  Всё важно.  Гармония  нравственного  мира   человека,   гарантия   его   доброты обеспечиваются  только  всеми  его  слагаемыми,  но  направляющими  являются нравственные потребности. Нравственные потребности  –  самые  благородные  и человечные – не даются  от  природы,  их  необходимо  воспитывать,  без  них  невозможна высокая духовность, доброта.

            Что  же  такое  потребность  вообще?

  Потребность  –  это   стремление пополнить  в   организме   то,   что   отсутствует   для   его   нормального существования.

      Для  возникновения   нравственной   потребности   ребёнка   необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый  мир  семейного окружения.

 

    Ребёнок, даже ещё не умея  говорить,  не  осознавая  речь  и  поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения  и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении  друг  к  другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении –  хороший  и  обязательный фон для формирования  в  ребёнке  нравственных  потребностей,  и,  наоборот, крик,   грубые   интонации   –   такая   семейная   атмосфера   приведет   к противоположным результатам.

      Все элементы нравственных потребностей максимально насыщены  чувствами и эмоциями.

      Для воспитания у ребёнка нравственных  потребностей  нужно  знать,  из каких элементов они состоят.

      Нравственные потребности начинаются

   1. С отзывчивости, которую мы понимаем как  способность  человека  понять  затруднительное положение или состояние другого.

        Отзывчивого   человека   обычно   называют    чутким,    сердечным. Отзывчивость  - это целый спектр чувств – сочувствие,  сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость  в  ребёнке  нужно  ещё  до того, как у него сложатся  представления  о  добре,  зле,  долге  и  других понятиях.

   6. Другой важнейший  элемент  нравственных  потребностей  –  нравственная  установка, которую можно сформулировать так:  «Не  вредить  никому,  а  приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка  с того времени, когда он начинает  говорить.  Благодаря  этой  установке  ребёнок  всегда  будет  стремиться  к  добру,  в  нём   преодолевается  врождённый эгоизм или эгоцентризм.

        Обобщённо нравственную установку  можно  обозначить  как  любовь  к  людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в  любовь  к Родине, к своему народу.   Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом, но и  делом,  примером, разъяснением,  используя   волшебную   силу   искусства и живой мир природы.

   7. И последним, важным структурным элементом  нравственных  потребностей  является способность к деятельной доброте и  непримиримость  ко  всем проявлениям зла.

   Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни  взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы  у  последнего не расходилось слово с делом.

   Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение  образа жизни взрослых с их словесными наставлениями.  Это  ведёт  к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.

      Одно  из  центральных  понятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это  способность  человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок.  Совесть исконно  означает  знание  общих  сведений  о  человеческом  поведении,  его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

  Начинать формировать совесть нужно  с  воспитания  у  ребёнка  чувства стыда.

 Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием  таких понятий,   как   моральный   долг   и   ответственность.   Моральный   долг, ответственность и совесть роднит одно качество человека –  чувство  вины,  в случае невыполнения каких-либо обязательств.

 Осознание  ребёнком  сущности   понятия   «совесть»   подготавливается совокупностью  нравственного  семейного  воспитания.  И  важную  роль  здесь играют нравственные потребности, так как особенно  остро  угрызения  совести проявляются при несправедливости по  отношению  к  человеку,  при  осознании того, что ты кому-то причинил зло,  вред,  что  человеку  плохо  и  ты  тому виной.

  Первейшая задача родителей –  воспитать  в  своих  детях  глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно  стало  чувством,  частицей  духовного мира.

      Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям

воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

      Нравственные  потребности  человека  теснейшим   образом   связаны   с нравственными  чувствами,  которые  являются  также  мотивами  человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

    Воспитать  развитые  нравственные  потребности  –  главнейшая   задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного  решения?

 1) Родители должны осознавать важность этой задачи.

 2) Развивать сами  в  себе  эти  нравственные  потребности,  так  как совершенствование продолжается всю человеческую  жизнь.  Родители,  которые  хотели  бы  воспитать  своего  ребёнка  не  стихийно,   а сознательно, должны начать  анализ  воспитания  своего  ребёнка     анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

    3) Знать, как,  какими  методами  формировать  в  детях  нравственные  потребности.

Каковы пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье?

      1) Атмосфера  любви.  

         Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости,  заботливости  членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на  детскую  психику, даёт  широкий  простор  для  проявления  чувств  ребёнка,  формирования   и   реализации   его   нравственных   потребностей.

     2) Атмосфера искренности. 

Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни.  Всякую  ложь,  всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и  быстротой;  и,  подметив,  впадает  в   смущение,   соблазн и подозрительность. Если ребёнку  нельзя  сообщить  чего-нибудь,  то  всегда лучше  честно  и  прямо  отказать  в  ответе  или  провести  определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор. И не следует говорить так:  «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не  поймёшь»;  такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство  и  самолюбие.  Лучше отвечать так: «Я не имею  право  сказать  тебе  это;  каждый человек обязан  хранить известные секреты, а допытываться о  чужих

секретах неделикатно и нескромно». Этим не  нарушается  прямота  и  искренность,  и  даётся  конкретный  урок  долга,   дисциплины   и  деликатности.

      3) Разъяснение. Воздействие словом.

        Слово должно применяться  именно  к   конкретному  человеку,  слово  должно  быть  содержательным,  иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы  слово  воспитывало,   оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на  эмоциональное  воздействие.  Воспитатель  должен   своевременно перейти  от  конкретных  фактов,  событий,  явлений   к   раскрытию  обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любят  рассуждать, но  родители  часто  пресекают  эти  рассуждения,  подчёркивая   их  незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы,  а  потому  им  рано  высказывать  свои  мнения.  Но  именно  в  ходе  этих   рассуждений   подростки постигают нравственные понятия.

      Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том,  что  необходимо  знать, что сказать и как сказать.

        Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он  очень хорошо знает без вас. Это бессмысленно.

        Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой  вашего  разговора, чтобы избежать «отчитываний» и  «скучных  проповедей».  Ни  то,  ни  другое не западает в душу ребёнка.

        В-третьих, надо продумывать, как  связать  беседу  с  жизнью,  какого практического результата вы хотите добиться.

        И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом  мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации.

        В  том  и  заключается  мастерство родителя,  чтобы  разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных  мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности.

        Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники  требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает  глубокая вера в  слово  взрослых.

  С  ребятами  старшего  школьного  возраста психологи советуют размышлять вслух,  делиться  с

  ними сомнениями,  обращаться  за  советом.  Такая  непринуждённость  утверждает   доверие,   чистосердечность,   искренность,   сближает  взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

     4) Большой  ошибкой  в  семейном  воспитании  являются  упреки.  Одни упрекают ребенка в том, что  он  уже  большой,  но  плохо  учится,  другие ставят в упрек и  возраст,  и  физическую  силу.  Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей  чувство  гордости

их взрослостью, подбадривают, вселяют  уверенность  в  возможность успеха. В чём же вред упреков?  Основное  зло  в  том,  что  такие  упреки вызывают неверие в  себя, снижение самооценки.

5).Крайняя мера воздействия  - наказание.

         Наказание имеет  воспитательную  силу  в  том  случае,  когда  оно убеждает, заставляет задуматься над  собственным  поведением,  над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять  достоинство человека, выражать неверие в него.

 6). Порицание. 

Воспитательная  сила  порицания  зависит  от  моральных качеств и тактичности  воспитателя.  Надо  суметь,  не   оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку  его  действиям.  Искусство  порицания  состоит   в   мудром   сочетании  строгости и  доброты.  Очень  важно,  чтобы  ребёнок  в  порицании  взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

  7). Запрещение.

 Оно предупреждает многие недостатки в поведении,  учит  детей разумно относиться к  своим  желаниям.  Желаний  у  детей  и подростков  очень  много,  но  их  все  невозможно  и   не   нужно  удовлетворять. Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка,  вырастает  капризное  существо,  раб  прихотей  и  тиран ближних.  С детства надо  учить  человека управлять  своими  желаниями, правильно относиться к понятиям  можно,  надо,  нельзя.

   8). Воспитание  чувств. 

Это  значит  и  словом  и  делом  вызывать  переживания,  пробуждать  чувства,  умышленно   создавая  соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку. Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи  с  каким-либо  событием,  поступком  человек  ощущает тончайшие  переживания  другого   и   отвечает   на   них   своими  собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

    9). Регулярный труд  в  присутствии  ребёнка. 

 Постоянно  наблюдая  за работой взрослых, ребёнок начинает,  имитировать  это  в  игре,  а

 затем и сам включается в процесс труда как помощник,  и,  наконец, как самостоятельный исполнитель.

    10). Исключение так называемых прибавочных раздражителей  из  жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной  еды, табака, алкоголя.

     11). Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми.

  Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка  является  имитация.    Инстинкт имитации заставляет ребёнка  пытаться  воспроизвести  все  действия и поступки  окружающих его людей.  Воспроизвёл  –  значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает  свои  собственные нравственные основания и  может  оценивать  поведение  и  поступки  окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы  не  послужить ему примером безнравственного поведения.

     

      Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.

      Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. От того, какие нравственные и моральные ценности будут воспитаны в семье, будет зависеть и вся его дальнейшая жизнь.  

 И в заключении хотелось бы дать ещё несколько советов:

1.Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному  ребенку.

2.Если родители хотят, чтобы их ребенок  бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.

3.Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.

4.Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.

5.Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.

6.Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.

И таких «если» может быть очень много. Поэтому в воспитании следует пользоваться правилом: прежде, чем предъявлять требования к ребенку, предъяви их к себе!