Преемственность дошкольного и начального образования по программе «Предшкольная пора»
статья на тему

Назарова Галина Николаевна

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребёнка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность дошкольного и начального образования по программе «Предшкольная пора».

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребёнка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

Переход ребенка из детского сада в школу является сложным периодом в его жизни, а адаптация первоклассников к системе школьного образования – актуальная проблема.  Поэтому набирая детей в первый класс, я  поставила перед собой следующие цели: познакомить будущих первоклассников с обстановкой и атмосферой школы: сформировать эмоционально-положительное отношение к учебной деятельности; сформировать мотивационную готовность к школе; способствовать развитию коммуникативных навыков; способствовать легкой адаптации в первом классе.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. На базе нашего образовательного учреждения создана и работает группа кратковременного пребывания по программе «Предшкольная пора» и УМК «Начальная школа XXI века». Выбор данной комплексной программы образования и развития детей 5-6 лет был обоснован тем, что: во первых, дальнейшее обучение в школе осуществляется по системе УМК «Начальная школа XXI века», а принципы построения процесса обучения по этим программам совпадают; во - вторых, программа «Предшкольная пора» отвечает всем современным требованиям, выстроена в соответствии с логикой психического развития дошкольников, в ней учтены принципы особенностей развития детей 5–6 лет, личностно ориентированного процесса обучения и воспитания в развитии, большое внимание отводится игровой деятельности, а так же развитию культуры восприятия. В основе  программы лежит интегрированный подход к содержанию образовательной деятельности.

.Таким образом, посредством программы происходит реальный путь осуществления преемственности между дошкольным и начальным звеном.

Подготовительная работа проводится с детьми; приходят на экскурсию в школу, знакомятся с будущим учителем и учениками начальной школы, участвуют в игровых программах.

 Совместно с воспитателями детских садов проводим заседания методических объединений, круглые столы, открытые уроки и занятия. Для родителей будущих первоклассников  в школе создан уголок, который так и называется «Предшкольная пора». В апреле месяце в ДОУ провожу родительское собрание, на котором знакомлю родителей с учебниками, рабочей программой, по которой будут заниматься их дети.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Посредством учебно-методического комплекта «Предшкольная пора»  формирую у детей произвольную организацию внимания, базовые знания, к которым относятся начальные логические знания, умение оперировать знаками и символами и простейшими математическими умениями, осознанно использовать имеющуюся информацию, развиваю связную и объяснительную речь, знакомлю со звуками. Главным в своей работе  считаю создание ситуации успеха каждого ребенка, ведь если ребенок неуспешен в дошкольном детстве, он будет неуспешен и в школе.

Для развития фонематического слуха и подготовки детей к чтению мне помогает пособие Л.Е. Журовой и М.И. Кузнецовой «Азбука для дошкольников». Детям очень интересно играть со звучащими словами,  любимые игры «Живые модели», «Кто больше?», «Найди пару». С помощью этих игр дети без труда учатся выделять первый звук в слове, осваивают звуковой анализ, развивают лингвистические способности, обогащают словарный запас. Для развития логического мышления используются учебное пособие Н.Г. Салминой «Учимся думать». Дидактические игры и задания: раскрашивание по образцам, прокладывание дороги по клеточкам или схеме, придумывая образ героя, совершающего путь, предложенные автором, нравятся детям. Любимым занятием является работа с наклейками. Подобные игровые упражнения вызывают положительные эмоции и условия

для разнообразного общения детей.

Использую рабочее пособие С.А.Козловой «Я и мои друзья», «Я хочу в школу»и Т.А.Куликовой «Я и моя семья». Вопросы и задания  направлены на воспитание нравственности, способствуют формированию адекватного поведения в конфликтных ситуациях, дают возможность осознать важность семейных традиций, совместного труда и отдыха. Родителей так же включаю в учебный процесс, предлагая выполнять домашние задания со своими детьми: рассматривать семейные фотографий и реликвии, проводить беседы о семейных традициях, разучивать стихи, песни, пословицы и поговорки, объяснять их смысл ребенку, задумываться и рассуждать о роли каждого члена семьи. Потребность к общению со сверстниками еще одно новообразование в личностной сфере дошкольников, которое позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве активного участника, именно в процессе общения происходит развитие многих коммуникативных умений.

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно чётко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определённые выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленным темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.

Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшее восприятие математической информации. Для эффективного внедрения математики в сознание ребёнка изучение её должно начинаться в детском саду, затем проходит обучение по программе «Предшкольная пора» работая по учебнику Е. И. Щербаковой «Знакомимся с математикой». Пособие предназначено для проведения занятий с детьми  старшего дошкольного возраста на материале, формирующем представления о количестве, пространстве, времени. Работая с данным пособием нужно соблюдать последовательность и постепенность. На одном занятии работаю по одной-двум страницам. Задаю дополнительные вопросы, кроме тех, которые сформулированы под картинкой, обращаю внимание на то, как оформлена страница. Рассматриваем с детьми,  что делает мышка на разных страницах книги. В ходе занятия детям задаю вопросы: «Почему ты так думаешь?», «А как ещё можно было бы сделать?», «Какой способ более рациональный?». Детям интересно работать с заданиями учебника. В процессе обучения по данному комплекту у обучающихся формируются математические знания: о том, как образуется число, как называются геометрические фигуры, чем они похожи и чем различаются между собой по количеству углов и сторон, как определить направление, расстояние, сравнивать предметы по количеству. У детей формируется понятия об отношениях между соседними числами натурального ряда, учатся составлять арифметические задачи на сложение и вычитание, используя соответствующие знаки. Интересный материал представлен для развития логического мышления. (Выложить красные фигуры внутри круга, все остальные расположить вне круга, затем меняем задание: все маленькие – внутри круга, большие – вне круга). Ребёнок знакомится с формой предметов, сравнивая её с геометрическими фигурами.

Работая с «Танграмом»  дети, рассматривая образцы фигурок, сравнивают, на какие геометрические фигуры  похожи их части. Задания из раздела   «Учись запоминать» помогают проверять уровень развития внимания и памяти. Вначале ребёнок при целостном восприятии всей таблицы воспроизводит 3-4 рисунка (из 12), а на следующем занятии уже 5-6 рисунков. Очень важно иметь правильный подход и заниматься с детьми только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут детям скучным проведением времени и они не захотят больше к этому возвращаться. В УМК «Начальная школа XXI века» много заданий связанных с развитием логического мышления и поэтому учителями нашего учебного учреждения и воспитателями детского сада был создан проект «Путешествие в мир математики». Практическая значимость проекта определена в трёх аспектах:

Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.

Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.

Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми  или кружковой работе.

В результате работы по программе «Предшкольная пора» у детей формируется интерес к учебной деятельности и доброжелательное отношение к сверстникам, а также умение анализировать свои чувства и эмоции, способность управлять ими. Дети  умеют сотрудничать, сопереживать, уважительно относится к мнению сверстников, учатся работать в парах,  владеют навыками самоконтроля, активны и уверены в себе, поэтому и адаптация в первом классе к системе школьного образования проходит легко. В результате системы диагностирования выяснилось, что

 высокий уровень адаптации к школе у 85% первоклассников, средний уровень наблюдается у 15%, детей с дезадаптацией нет; высокий уровень мотивационной готовности к школе у 80% детей, средний уровень у 20%, низкого уровня нет; высокий уровень успеваемости у 75% детей, 25% средний уровень, низкого уровня нет.

Результаты работы по программе «Предшкольная пора» позволяют сделать вывод о достаточно высокой ее эффективности целесообразности использования в подготовке детей к школьному обучению. В заключение вспомним слова Л.С. Выготского: «Воспитывать, значит организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О необходимости преемственности между детским садом и начальной школой...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.

Данная статья рассказывает о преемственности дошкольного и школьного образования....

Преемственность дошкольного и начального образования

переход ребёнка из детского сада в школу всегда представляет собой некоторый перелом в его жизни, поведении, интересах и отношениях. осуществление преемственности - одно из важнейших условий, которое ...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ...

Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий непрерывного образования

Материал предназначен для обобщения опыта при организации приемственности  в учреждении типа начальная школа-детский сад...

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реорганизации учреждения

Выступление на  педсовете по теме: «Преемственность дошкольного и начального образования в рамках реорганизации учреждения»...

"Проблема преемственности дошкольного и начального образования"

«Проблема преемственности дошкольного  и  начального образования»    Проблема преемственности дошкольного и начального образования является одной из приорит...