Обучение письму в 1 классе
материал (1 класс) на тему

Выступление на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obuchenie_pismu.ppt2.23 МБ
Microsoft Office document icon obuchenie_pismu.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Треование ФГОС к обучению в 1 классе. Обучение письму

Слайд 2

Основные требования ФГОС: системное развитие учащихся и становление умения учиться Формирование, наряду с предметными умениями, Личностных и метапредметных УУД (универсальных учебных действий)

Слайд 3

Комплекс УУД должен формироваться одновременно с предметными умениями Формирование комплекса УУД одновременно с предметными умениями обеспечивается деятельностным подходом к организации обучения

Слайд 4

Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом (тем, к о г о учат), а субъектом учебной деятельности (тем, к т о учится).

Слайд 5

Современный урок должен быть обучающим, развивающим, воспитывающим Обучение Развитие Воспитание триединая цель урока

Слайд 6

Как правильно

Слайд 7

Как распознать неправильный навык? Неправильное положение пальцев Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него. Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя. Кисть жестко фиксирована. Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.

Слайд 8

Как исправить? 1.На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. 2.Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец. 3.Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.

Слайд 9

Как проявляются трудности усвоения навыка письма у разных групп учащихся? Нестабильность графических форм Не усвоение написания букв. Несоответствие фонематического написания букв, смещение и замена одних букв другими Пропуск букв, не дописывание букв, слогов Очень медленный темп письма Тремор при письме

Слайд 10

Трудности, с которыми сталкиваются учащиеся Причины затруднений Приёмы и методы их устранений Плохая каллиграфия 1) нарушение гигиенических требований (положение ручки, руки, тетради) 2) леворукость 3) плохо развиты мелкие мышцы руки 4) нарушены пространственные представления и чувство ритма 1) при выполнении письменных заданий следить за посадкой 2) для развития моторики кисти применять пальчиковую гимнастику 3) штриховка, раскрашивание, рисование, лепка, конструирование 4) упражнения на развитие пространственной ориентации и глазомера – графические диктанты

Слайд 11

Пропуск, замена букв при письме, смешение букв сходных по начертанию 1) слабое речевое развитие 2) недостатки произношения и звуко-буквенного анализа 3) неправильная артикуляция звуков 1) консультация логопеда 2) списывание с одновременным проговариванием вслух, позднее шёпотом, обязательно выделяя гласные 3) при нарушении артикуляции – чёткое и ясное проговаривание, использование чистоговорок 4) развивать навыки самоконтроля

Слайд 12

Пропуск, замена букв при письме, смешение букв сходных по начертанию слабое речевое развитие 2) недостатки произношения и звуко-буквенного анализа 3) неправильная артикуляция звуков 1) консультация логопеда 2) списывание с одновременным проговариванием вслух, позднее шёпотом, обязательно выделяя гласные 3) при нарушении артикуляции – чёткое и ясное проговаривание, использование чистоговорок 4) развивать навыки самоконтроля

Слайд 13

Медленный темп письма 1)медлительные по природе, такой тип нервной системы 2) неготовность к школе 1)не торопить, не подгонять таких детей 2) см. в пункте 1

Слайд 17

Учащиеся должны знать: Название букв алфавита Основные гигиенические требования при письме Правила графического изображения каждой письменной буквы, её составные части и развёрнутый алгоритм написания Знать и использовать все виды соединения букв между собой

Слайд 18

Учащиеся должны уметь: Соблюдать при письме высоту и ширину букв, параллельность наклонных линий в них, интервалы между словами. Чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах. Правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом.

Слайд 19

Грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку буквы, слоги, слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением. Употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения Правильно писать формы буквы и соединения между ними. Учащиеся должны уметь :

Слайд 20

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Требование ФГОС к обучению в 1 классе.

(Обучение письму.)

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только  освоение обучающимися конкретных предметных знаний и  навыков в рамках отдельных дисциплин.        ( слайд 1)

 Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей. Комплекс УУД должен формироваться параллельно с предметными умениями. ( слайд 2 )

В свете ФГОС изменился не только образовательный процесс, но и место ученика в нем.Ребёнок в процессе обучения должен быть не тем, кого учат, а  тем, кто учится. ( слайд 3 ) А чтобы ребенок захотел учиться, ему должно быть интересно. Поэтому современный урок должен быть как обучающим, так и развивающим, так  и воспитывающим. ( слайд 4 )

Эта триединая цель урока способствует формированию всесторонне развитой личности, в которой нуждается современное общество. Это личность грамотная, владеющая формами, как устной, так  и письменной речи. Поэтому в настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. И конечно же первые навыки дети начинают получать на уроках письма. Я думаю , что многие родители согласятся со мной, что письмо это самый трудный предмет в 1 классе.

Письменная речь появляется у детей в результате специального обучения. На ранних этапах её формирования основным  предметом является техническая сторона написания букв,  затем слов и предложений.

Обучение письму начинается с отработки навыков написания элементов букв. Но времени на отработку в школе не достаточно, так как на каждом уроке вводится новый элемент. Примерно через две недели вводится написание букв. К этому времени теоретически дети знают, как правильно сидеть, как держать ручку, но на практике часто об этом забывают. Поэтому, дома постоянно нужно напоминать ребёнку, как правильно сидеть при письме и как держать ручку. ( слайд 5 )

А как же правильно? При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается.

Как распознать неправильный навык? (слайд 6)

О неправильном навыке письма говорят следующие детали:

  • Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет `щепотью`,`горсточкой`, в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.
  • Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.
  • Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.
  • Кисть жестко фиксирована.
  • Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.

Как исправить? ( слайд 7 )

Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами:

  • На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
  • Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
  • Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.

Преодоление затруднений, связанных с обучением письму  в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.

Какие же проблемы возникают у первоклассников в процессе обучения                  письму и как помочь  их преодолеть нашим детям?                                                                      На экране вы видите, как проявляются трудности усвоения письма у разных групп учащихся. ( слайд 8 )

  • Нестабильность графических форм, которая проявляется в значительной вариативности определённой высоты, протяжённости и наклона букв.
  • Не усвоение написания букв.
  • Несоответствие фонематического написания букв, смещение и замена одних букв другими
  • Пропуск букв, не дописывание букв, слогов
  • Очень медленный темп письма
  • Тремор при письме

Следует отметить, что большинство этих нарушений письма, свидетельствующих о трудности усвоения навыка, встречаются не отдельно, а в комплексе.

Подводя итог всего вышесказанного можно составить таблицу классификации трудностей при обучении письму,  их причин и способов устранения.

Классификация трудностей при обучению письму (слайд 9,10,11)

Трудности, с которыми сталкиваются учащиеся

Причины затруднений

Приёмы и методы их устранений

Плохая каллиграфия

1) нарушение гигиенических требований (положение ручки, руки, тетради)

2) леворукость

3) плохо развиты мелкие мышцы руки

4) нарушены пространственные представления и чувство ритма

1 при выполнении письменных заданий следить за посадкой

2) для развития моторики кисти применять пальчиковую гимнастику

3) штриховка

4) раскрашивание, рисование, лепка, конструирование

5) упражнения на развитие пространственной ориентации и глазомера – графические диктанты

Пропуск, замена букв при письме, смешение букв сходных по начертанию

1) слабое речевое развитие

2) недостатки произношения и звуко-буквенного анализа

3) неправильная артикуляция звуков

1) консультация логопеда

2) списывание с одновременным проговариванием вслух, позднее шёпотом, обязательно выделяя гласные

3) при нарушении артикуляции – чёткое и ясное проговаривание, использование чистоговорок

4) развивать навыки самоконтроля

Медленный темп письма

1) медлительны по природе, такой тип нервной системы

2) неготовность к школе

1) не торопить, не подгонять таких детей

2) см. в пункте 1

Также успешное овладение графическим навыком во многом зависит от знаний и выполнения учеником в процессе письма трех видов соединений с последующей буквой.

К верхнему виду соединения относятся буквы, воспроизведение, которых начинается на верхней линейке рабочей строки например (слайд 12)

К нижнему виду соединений относятся буквы, которые начинаются чуть выше нижней строки например ( слайд 13)

К среднему виду – буквы, начало которых на середине рабочей строки ( слайд 14 )

Эти знания понадобятся вам, чтобы подсказать ребенку правильное соединение букв при письме.

И так, с каким же багажом знаний, по письму должны подойти наши дети к  окончанию букварного периода.

Учащиеся должны знать:

  • Название букв алфавита
  • Основные гигиенические требования при письме
  • Правила графического изображения каждой письменной буквы, её составные части и развёрнутый алгоритм написания
  • Знать и использовать все виды соединения букв между собой

Учащиеся должны уметь

  • Соблюдать при письме высоту и ширину букв, параллельность наклонных линий в них, интервалы между словами.
  • Чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах.
  • Правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным  шрифтом.
  • Грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку буквы, слоги, слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением.
  • Употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения
  • Правильно писать формы буквы и соединения между ними.

Это конечно же не полный список т.к. урок письма полностью взаимозависим с уроком обучения грамоте и навыком чтения и теми умениями которыми овладевают учащиеся на этом уроке.

Я хочу закончить свое выступление пожеланием успехов вашим детям в формировании навыков письма, а Вам большого терпения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения письму, 1 класс, тема урока : "Письмо заглавной буквы И"

Урок письма построен на основе каллиграфической системы В.Илюхиной, и был проведен в 1 классе , обучающемся по УМК "Планета знаний". Цели этого урока следующие:познакомить с написанием новой буквы;раз...

Урок русского языка: обучение грамоте (обучение письму) 1 класс по УМК « Школа России» Тема"Строчная и заглавная буквы Л, л."

Данный урок был проведён мною в первом классе как открытый. На нём присутствовали представители учреждений дошкольного образования с целью осуществления преемственности дошкольного и начального школьн...

Русский язык (обучение письму) 1 класс Письмо заглавной буквы Ж, ж

Материал урока позволяет отработать навыки написания заглавной буквы Ж, закрепить умения писать имена собственные, составлять схему предложения....

Обучение письму. 1 класс. УМК"Школа России". Письмо заглавной письменной буквы «Г»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования  первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной   буквы « Г»,  её соединений с другими б...

Обучение грамоте. Обучение письму. 1 класс

Согласно учебному  плану  ГБОУ  гимназии  №  1 им. Н.И. Ферапонтова  г.  Новокуйбышевска на  2018  –  2019  учебный  год  на...

Конспект урока обучения письму, 1 класс, «Письмо строчной буквы «п»

Цели деятельности учителя: формирование умения писать строчную букву «п» и  её соединения с другими буквами в слогах и словах. Планируемые результаты:Предметные: - знать графичес...

Конспект урока обучения письму 1 класс УМК "Школа России" Тема: Письмо строчной буквы «ч »

Цели деятельности учителя: формирование умения писать строчную букву «ч»; использования на письме строчнойбуквы «ч».Планируемые результаты:Предметные:Знать: графический облик б...