Система оценивания на уроках окружающего мира
консультация на тему

Субботина Наталья Николаевна

Система оценивания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_na_uroke.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

"Система оценивания на уроках окружающего мира."

подготовлен учителем начальных классов ГБОУ СОШ № 187 Красногвардейского р-на Санкт- Петербурга

Субботиной Натальей Николаевной

Оценочная деятельно может осуществлять не только педагогом, но и самими учащимися -  самооценка, взаимооценка. Для этого необходимо, чтоб ы дети знали, понимали и умели применять критерии оценивания. В отношении уроков окружающего мира это может быть:

- качество и количество правильно выполненных практических заданий;

- степень участия в решении ключевой проблемы урока;

- степень самостоятельности при выполнении заданий на закрепление нового материала.

В своей работе я применяю следующие виды оценивания:

1. Неформальное оценивание - это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.

Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки. Это может быть сделано разными способами:

  • не скупиться на устную похвалу при хороших результатах;
  • давать дружелюбные письменные комментарии в рабочих тетрадях;
  • рисовать или штамповать весёлые или грустные лица в манере кроки;
  • создавать портфолио.

Портфолио – один из самых популярных способов оценивания младших школьников. В нём представлены успешные работы, детские достижения в виде грамот, открыток или небольших подарков, фотографии, результаты тестов, аудио и видеозаписи. Портфолио прекрасно информирует родителей, детей и учителей, а также оценивает личностный вклад и прогресс в изучении языка. Этот документ принадлежит ребёнку, и он самостоятельно решает, что туда положить, т.е. портфолио способствует участию ребёнка в оценке своего труда.

Выполнение этих несложных рекомендаций помогает учителю чётко оценить учебную ситуацию в классе. Это отнимает много времени, но стоит того.

Неформальное оценивание несёт скрытый характер и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном оценивании.

2. Самооценивание – это оценивание, проводимое самим ребёнком, с целью измерить собственный успех.

Этот вид оценивания особенно важен для данного возраста в силу следующих причин:

  • он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию;
  • это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течение всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо. Самооценивание важно не только в стенах школы, но и для всей взрослой жизни.

Использование шкал самооценки может помочь учителям и младшим школьникам сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и безболезненной. Учитель и ученик вместе имеют шанс оценить достижения, сравнить оценку, проанализировать её и понять свои недочёты.

Цели самооценивания следующие:

  • представить детям полную картину их достижений;
  • показать совпадают ли личностная и учительская оценки;
  • сформировать правильное отношение к оцениванию.

Некоторые учителя считают, что ученики в начальной школе слишком малы, для того чтобы оценить свой прогресс, но на самом деле у них есть хорошие механизмы самооценки. Учителю только необходимо обсудить с учеником критерии оценивания, внести их в список и начать работать - результат не заставит долго ждать, самооценка будет точна и адекватна.

 

3. Групповое оценивание (или оценивание одноклассниками) – это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности.

Ребёнок в школе не изолирован, он постоянно общается со сверстниками вне урока и во время выполнения заданий на уроке. Школьнику очень важно знать, что о нём думают и как его оценивают его одноклассники.

Выполняя такой вид оценивания ученики:

  • учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;
  • учатся уважать и принимать мнение другого человека;
  • становятся партнёрами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности; 
  • начинают доверять друг другу;
  • чувствуют себя более защищёнными, чем работая в одиночку.

4. Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определённых критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание индивидуальных лингвистических и коммуникативных знаний, умений, навыков в данной области.

Рано или поздно, но детям придётся познакомиться с формальной системой оценивания. Цель учителя – сделать это осторожно, играя и обсуждая школьные оценки. Для младших школьников лучше всего превратить оценку из цифры в слово.

Постепенно переходя от неформального оценивания к самооцениванию с использованием шкал самооценки, а далее к групповому оцениванию, каждый учитель сможет подвести ребёнка к правильному пониманию системы формального оценивания.

Мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их всё же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи. Последняя может быть проведена разными способами:

  • индивидуально с каждым ребёнком;
  • с группой детей;
  • с целым классом;
  • в краткой письменной форме;
  • в доброжелательной беседе.

Обратная связь помогает детям проанализировать свои сильные и слабые стороны безболезненно для ребёнка.

Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение. Каждый ребёнок будет оценен по заслугам и уйдёт с урока удовлетворённым и в хорошем настроении, а дома с нетерпением будет ждать следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы

Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым  и настоящим развитием  человечества. Внедрени...

Образовательная система «Школа 2100» Урок окружающего мира. Тема : "Приручение огня"

Цели урока:По 1 линии развития (умение объяснять мир):Сформировать представление об ископаемом топливе и его роли в жизни человека.По 2 линии развития (отношение к миру): дать учащимся понятие о ценно...

Использование модульной системы PROLOG на уроках окружающего мира

Лабораторная работа с использованием модульной системы PROLOG на уроках окружающего мира. Тема "Солнце- источник жизни" Начальная школа 21 века....

Использование модульной системы PROLOG на уроках окружающего мира

Лабораторная работа с использованием модульной системы PROLOG на уроках окружающего мира. Тема "Солнце- источник жизни" Начальная школа 21 века....

Солнечная система презентация к уроку окружающего мира

Солнечная система презентация к уроку окружающего мира.Планеты солнечной системы, Дни и годы нашей жизни на планетах Солнечной системы....

«Критериальное оценивание на уроке окружающего мира по теме : «Растения сада» 2 класс .ПНШ».

Выступление на педагогическом совете (сопровождается показом слайдовой презентации)...

Мастер-класс "Применение модульной системы экспериментов на уроках окружающего мира".

Виды применения  модульной системы экспериментов на уроках окружающего мира....