Консультация для родителей первоклассников «От игры – к учебе»
консультация (1 класс) на тему

Лопушкова Инна Александровна

Консультация для родителей первоклассников «От игры – к учебе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей первоклассников

«От игры – к учебе»

      Ваш малыш  еще вчера ходил в детский сад, а теперь стал первоклассником. Многое изменилось  в его жизни. Ведущим видом деятельности становится учебная деятельность. Ребёнок знакомится с учителем, одноклассниками, новой организацией дня. Адаптация к школе требует больших усилий от ребёнка. Однако личностное развитие вашего малыша происходит и в рамках выполнения других видов деятельности (игровой, трудовой, общения).

       Ребёнок начинает меньше двигаться, его основные нагрузки связаны теперь с умственной деятельностью, но у него по-прежнему остаётся потребность в игровой деятельности. В младшем школьном возрасте игра занимает не так много времени, как в дошкольном периоде, но, все же, играет немалую роль в психическом развитии ребенка.

Первый класс меняет и жизнь родителей малыша. Стараясь помочь ему при изучении школьных предметов, к сожалению, часто они забывают с ним поиграть, а может быть, что просто на это не хватает времени.

Так давайте превратим ваш путь из дома в школу (или из школы домой) в увлекательное путешествие-игру.   Интересно, что младшие школьники легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. А потому мы можем предложить детям игры, которые помогут ему на уроках русского языка и литературного чтения, разовьют его мышление, воображение, память, помогут услышать и выделять в словах звуки, слоги, строить предложения.

Итак, давайте поиграем:

 Игра «Слова на заданную букву»: Сегодня на уроке вы познакомились с буквой «А», так попробуйте по дороге по очереди (взрослый и ребенок) называть всё, что начинается с этой буквы. Повторять одни и те же слова нельзя. Выигрывает тот, кто последним назовёт слово на заданную букву.

Игра «Только на эту букву». Ведущий (взрослый) придумывает и задаёт вопросы, а ребёнок отвечает на них, но каждый ответ должен начинаться только на одну букву, например, вы изучали букву «С»:

- Как зовут твоего друга? (Саша.)

- Как его фамилия? ( Серов.)

- Откуда приехала бабушка? (Из Саратова.)

-  На чем приехала? ( На самолёте.)

- Куда поедешь летом? ( В Симферополь.)

-  Какие птицы там водятся? (Соколы, сороки, соловьи, …)

 Игра «Слова по алфавиту»: выберите категорию предметов, например, «животные». Называйте по очереди слова по алфавиту: антилопа - бык-ворона – гусь – динозавр - енот…

Игра «Волшебная цепочка».  Измените слово, меняя только одну букву: например, первую: дом – том – ром- ком – сом – лом ;  гора – кора- нора- пора; кочка – ночка- дочка – точка- почка… Выигрывает тот, кто назовет слово последним.

Игра «Слоговой аукцион»:

1)Взрослый предлагает ребенку продолжить слово, начинающееся с определенного слога : гри (бы), гру(ша), гал(ка), го(лос), го(лова), го(рода), га(раж), га(зета).

2) Более сложный вариант этой игры: По очереди называются слова, но так, чтобы последние звуки были первыми  в новом слове: ракета- тарелка- карты- тыква- валидол- долина- находка

Игра «Кто больше»: По очереди взрослый и ребенок называют слова, начинающиеся с заданного слога, допустим, «ре»:  река, режим, речь, решение, рекомендация, ревизор, ребус… Можно усложнить задачу, задавая дополнительное условие: слово должно состоять из двух  (трех…)  слогов: река, ребус, репа, рено, ретро…

Игра «Звонкий- глухой»: взрослый предлагает ребенку заменить в словах первый звук на парный(например, глухой): Дима (Тима), дом (том), день(тень), доска(тоска), дело(тело), бить (пить).. .

Игра «Поймай слово»: называйте различные слова, но договоритесь, что ребенок будет хлопать в ладоши («ловить слово»), если услышит то, которое начинается (заканчивается)  с определенной буквы, скажем с буквы «ч»: черепаха- телефон- щенок-человек – щука- шум- чудак- часы-цапля- шишка-чувства;  огурец- грач- врач- птенец- тетрадь- мяч- печь- карандаш- гараж- луч…  Играя таким образом, можно повторить правописание ча-ща-, чу-щу, жи- ши.

 Игра «Повтори за мной»: Вы даже не догадываетесь о том, как много интересных скороговорок есть в русском языке. Взрослый называет чистоговорки, скороговорки, а ребенок их повторяет сначала медленно, а затем всё быстрее:

На дворе – трава, на траве – дрова...

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Крошка кошка на окошке кашу кушала по крошке.

Паша кушал кашу Маши, кашу Маши кушал Паша. Паша скашал кашу Маши, Маше очень жалко каши.

Саша шустро сушит сушки, Саша высушил штук шесть. И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть.

 Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб, все в сугроб, все в сугроб.

Игра «Перевод с русского на русский»:  Любую фразу в русском языке можно сказать другими словами. Попробуйте сказать иначе, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл любого предложения. Вы удивитесь, как расширится словарный запас не только у детей, но и у родителей :

Муха села на варенье. ( Насекомое опустилось на сладкое вещество из малины…). По дороге быстро проехала машина . (По шоссе промчался автомобиль…)

Игра «Кто больше»: по очереди называйте сказки(пословицы, загадки), в названии которых есть число («Семеро козлят», «Три медведя», «Три поросенка»…) или имена (названия животных и др.)…

Игра «Путаница»:  Расскажите ребенку отрывок сказки. Главного героя замените героем другой сказки. Пусть ваш ребенок поправит вас и назовет, из какой сказки перепутанные герои…

«Игра в рифмы»: Вспомните фразы из известных сказок в стихах. Предложите ребенку закончить фразы: «Да здравствует мыло…»(душистое), «Муха- муха Цокотуха, позолоченное …» (брюхо). Можно предложить ребенку придумать новую рифму( «Да здравствует мыло искристое…лучистое…) или прочитать фразу с ошибкой, а ребенок её исправит: «Муха- муха Цокотуха, позолоченное ухо»…

Игра «Третий лишний»: может быть много вариантов этой игры. Например, взрослый называет три слова, одно из которых начинается с другой буквы, а ребенок должен его назвать: кастрюля- карамель- газель…

Также можно назвать героев из одного произведения, героев одного автора, имена девочек (мальчиков), животных (диких или домашних, обитающих в той или иной стране)…  

 Много, очень много словесных игр, простых, но таких необыкновенно полезных есть на белом свете. Каждый день ваш ребенок будет ждать вас с нетерпением, а вместе с игрой придет  и желание учиться.

 Используемая литература:

Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244.

Афанасьев С., Коморин С. Веселые конкурсы для больших и маленьких. – М. АСТ-ПРЕСС, 2007. – 288с.

Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996. – 496с.

 Смирнова М. В. 2500 скороговорок. М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005, 240 с.

Тридцать три пирога: игры, считалки, скороговорки, долгоговорки,загадки народов Советского Союза. Сборник. – М., Детгиз,  1962, 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей первоклассников "Домашняя игротека"

Данный материал поможет родителям в занимательной форме и в непринуждённой обстановке с минимальной затратой времени закрепить знания детей, расширять кругозор, развивать мелкую моторику рук....

Консультация для родителй первоклассников

Советы для родителей первоклассников....

Консультация для родителей первоклассников «Преодоление первоклассниками трудностей овладения навыком письма»

Консультация поможет родителям разобраться в возможных трудностях, возникающих у детей при овладении навыком письма....

Консультация для родителей первоклассников на тему: "Особенности адаптации первоклассников"

Материал консультации будет интересен как родителям, так и педагогам....