ВПР
учебно-методический материал на тему

Карасева Ирина Владимировна

Для подготовки к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_e_lementarnyh_matematicheskih_predstavlenij_2.docx584.73 КБ

Предварительный просмотр:

Две  группы дополнительного образования «Формирование элементарных математических представлений «Раз – ступенька, два - ступенька» реализуют свою деятельность через программу Л.Г. Петерсон «Раз – ступенька, два - ступенька».

Программа обеспечена:

  • учебным пособием для детей 5-6(7) лет «Раз – ступенька, два - ступенька» Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина;
  • методическими рекомендациями для учителя.

Пояснительная записка

Пособие предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А учитель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Само же «открытие» должно проходить в ходе активного участия детей в  дидактических и ролевых играх, которые способствуют общему развитию ребёнка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий. Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. 

Задания подбираются с учётом индивидуальных особенностей личности ребёнка, с опорой на жизненный опыт. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи в пособие включён материал разной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Есть в пособии и задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Такие задания предназначены для более подготовленных детей.

Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие.

Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.

Таким образом, работа в данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:

  • создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
  • новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
  • обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижение каждого ребёнка своим темпом (принцип минимакса);
  • при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
  • у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности);
  • процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
  • обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Эти принципы отражают современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержки их здоровья.

Исследования психологов показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают те дети, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Увеличение объёма внимания и памяти.
  3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
  4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  7. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками

Учебно-тематический план

Один год обучения

Модель каждого занятия:

Обычно для работы в группе отбираются 3-4 задания, а остальные рекомендуется выполнять дома с родителями. Но эти задания не обязательны, они носят рекомендательный характер. Совместный поиск решения проблем помогает организовать общение детей и взрослых, что помогает лучшему усвоению материала и обогащает духовный мир ребёнка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения как учебных. Так и жизненных проблем. Принудительное обучение бесполезно и даже вредно.

№№

п/п

Тема

Содержание

1.

Общие понятия.

- свойства предметов: цвет, форма, размер, материал; сравнение предметов по этим признакам;

- группы предметов, обладающих общим признаком; составление совокупности по по заданному признаку; выделение части совокупности;

- сравнение двух совокупностей предметов; обозначение отношений равенства и неравенства;

- установление равночисленности двух совокупностей (равно – не равно, больше на…, меньше на…);

- формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое и о вычитании как удалении части предметов из целого; взаимосвязь между целым и частью;

- начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объём жидких и сыпучих веществ;

- измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.д.);

- натуральное число как результат счёта и измерения; числовой отрезок;

- составление закономерностей; поиск нарушения закономерности;

- работа с таблицами; знакомство с символами.

2.

Числа и операции над ними.

- прямой и обратный счёт в пределах 10; порядковый и ритмический счёт;

- образование следующего числа путём прибавления единицы; название, последовательность и обозначение чисел от1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой; состав чисел первого десятка;

- равенство и неравенство чисел; сравнение чисел на наглядной основе;

- формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 с наглядной опорой; взаимосвязь между вычитанием и сложением;

- число 0 и его свойства;

- решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядности.

3.

Пространственно-временные отношения.

- примеры отношений: на – над - под, слева-  справа - посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и т.д.; установление последовательности событии; последовательность дней недели, последовательность месяцев в году;

- ориентировка на листе бумаги в клетку и в пространстве.

4.

Геометрические фигуры и величины.

- формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы; знакомство с геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, треугольником, четырёхугольником, кругом, шаром, цилиндром, конусом,  пирамидой, параллелепипедом (коробкой), кубом;

- составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек;

- формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях;

- сравнение предметов по длине. массе, объёму, использование различных мерок; необходимость выбора одной метки.

Основными задачами курса «Формирование элементарных  математических   представлений «Раз – ступенька, два – ступенька» являются:

- формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

-  увеличение объёма внимания и памяти;

- формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);

- развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;

- развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

- выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;

- формирование умения планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

   

                   Тематическое планирование по курсу

 « Формирование элементарных математических представлений»

по учебнику Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина

                           « Раз – ступенька, два – ступенька…»

для групп по развивающему курсу для дошкольников.

(64 занятия)

№п/п

Дата

Тема

Кол-во занятий

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

   9.

10.

11.

12.

13.

114.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

Свойства предметов. Представление: один – много.

Свойства предметов. Пространственные отношения: справа, слева.

Свойства предметов. Временные представления: осень.

Свойства предметов. Порядок увеличения и уменьшения предметов.

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

Сравнение групп предметов. Геометрические фигуры.

Сравнение групп предметов. Временные представления: сутки.

Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения.

Пространственные отношения: на, над, под.

Пространственные отношения: слева, справа.

Пространственные отношения: слева, справа. Закрепить смысл сложения.

Удаление части из целого (вычитание).  Представление о действии вычитания.

Пространственные отношения: между, посередине.

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

Число 1 и цифра 1.

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

Число 2 и цифра 2. Пара.

Представления о точке и линии.

Представления об отрезке и луче.

Число 3 и цифра 3.

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.

Представления о ломаной линии и многоугольнике.

Число 4 и цифра 4.

Представления об углах и видах углов.

Представление о числовом отрезке.

Число 5 и цифра 5. Временные отношения: зима.

Пространственные отношения: впереди, сзади.

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше.

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше.

Временные отношения: раньше, позже.

Временные отношения: раньше, позже.

Числа от 1 до 5. Количественный и порядковый счёт.

Числа от 1 до 5. Математический рассказ ( задача).

Число 6 и цифра 6. Геометрические фигуры.

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины.

Пространственные отношения: длиннее, короче.

Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Измерение длины. Счёт в пределах 6.

Измерение длины заданной меркой. Знакомство с сантиметром и метром.

Число 7 и цифра 7. Взаимосвязь целого и частей.

Число 7 и цифра 7. Сравнение групп предметов.

Число 7 и цифра 7. Измерение длины отрезков с помощью линейки.

Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы.

Отношения: тяжелее, легче. Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Измерение массы. Взаимосвязь целого и частей.

Число 8 и цифра 8.

Число 8 и цифра 8. Закрепление представлений об измерении длины и массы предметов.

Число 8 и цифра 8. Сравнение групп предметов по количеству.

Представления об объёме ( вместимость). Сравнение по объёму.

Объём. Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Число 9 и цифра 9. Сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Число 9 и цифра 9. Познакомить с циферблатом часов.

Число 9 и цифра 9. Сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Представление о площади. Сравнение площади.

Представление о площади. Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Площадь. Переход от действий с предметами к действиям с числами.

Число 0 и цифра 0. Счёт в пределах 9.

Число 0 и цифра 0. Формирование умение составлять числовые равенства по рисункам.

Число 10. Представления о  сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.

Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.

Символы. Счёт в пределах 10.

Повторение. Игра – путешествие  в страну Математику.

Повторение. Игра «Скоро в школу».

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.

1з.