Адаптация первоклассников к школе
консультация (1 класс) на тему

Трубачева Наталья Петровна

Начало обучения в школе - это один из сложных и ответственных моментов в жизни детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov_k_shkolnoy_zhizni.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников к школьной жизни

 

(Адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам, деятельности, режиму дня.)

       Поступление ребенка в школу, это новый этап в его жизни, еще одна ступенька, на которую ему предстоит подняться, переломный момент, этап постижения новых правил поведения, новых понятий, требований. Первый год обучения: изменяется уклад жизни, приходиться привыкать к новому распорядку дня, ежедневному посещению учебных занятий, где все так ново и незнакомо, учителя, одноклассники, обстановка.

      Для ребенка, это очень большие психоэмоциональные нагрузки. Так как адаптация ребенка в новом коллективе, с новыми, повышенными требованиями, долгое малоподвижное положение тела, обязательная сосредоточенность и внимание, постоянная умственная деятельность, требует от ребенка, еще вчера бывшего беззаботным, большого напряжения.

     Многие психологи говорят о том, что для ребенка трудна именно социальная адаптация, а не сам процесс обучения, так как у шестилеток еще не сформировалась личность, ориентированная на социальные требования и нормы поведения, способная подчиниться школьному режиму и школьным обязанностям.  Что же делаем мы, учителя начальных классов, чтобы  помочь ребенку безболезненно подняться на эту ступеньку нового развития личности, справиться со сложной учебной программой, усвоить требования учителей, тем более, что многие дети в возрасте 6 лет гиперактивны, расторможены, легко отвлекаются, другие, наоборот, легко истощаются и теряют интерес к тому, что происходит на уроке.

Существует три типа детей по умению адаптироваться в новой для них, школьной обстановке.

К первой группе детей, адаптация которых происходит в течение 2 месяцев, относятся дети спокойные, доброжелательные, добросовестные. Хотя у них также бывают проблемы с освоением в новом коллективе, требованиями учителя, они более легко преодолевают эти трудности, легче свыкаясь с новым режимом.

Ко второй группе относятся дети, испытывающие трудности  в общении, не в состоянии сохранять внимание в течение 45 минут, они начинают разговаривать на уроке, отвлекаться, обижаться на замечания, с трудом усваивают программу. Но уже к началу второго полугодия в основном все эти дети принимают необходимость подчиниться школьным требованиям и правилам.

В третьей группе дети с повышенной возбудимостью, негативными реакциями, резким проявлением эмоций, именно они мешают учителю на уроке, плохо воспринимают учебный материал.

Чтобы адаптация прошла более успешно,  необходимы совместные действия учителей и родителей.

 Еще на этапе догимназической подготовки с родителями проводилась работа: встречи с психологом, но не так часто и эффективно как хотелось бы, консультации для родителей, где предлагались советы, рекомендации. Родителям внушалась мысль, что теперь они не просто семья,  а семья будущего первоклассника. И когда в семье появляется первоклассник, все домочадцы осваивают новый темп жизни, режим дня,  подстраиваясь под школьные правила. Родителям следует помнить, что их любовь и забота – самое главное. Хотя в этих советах нет ничего нового, именно родительское понимание необходимо  малышу, как воздух. Позитивная психологическая обстановка дома – тот самый необходимый ребенку тыл, который словно спасательный круг поможет малышу в трудную минуту, если в школе вдруг возникнут какие-то проблемы.

Догимназическая подготовка – это не просто трата времени, а теперь еще и родительских денег, это очень важный момент для приспособления ребенка к школе. Цель подготовки не научить читать  и считать,  хотя это неплохо если ребенок это умеет, а важно научить его высидеть занятие, участвовать в диалоге, задавать вопросы, быть внимательным. С этой целью в арсенале учителя начальных классов припасено немалое количество различных дидактических приемов, секретов. Уже в этот период ребенок приобретает социальный опыт: взаимоотношение внутри  детской группы, усваивает некоторые правила поведения ученика, учиться общаться с детьми, с взрослыми непосредственно с будущим  учителем. Некоторые дети   до школы уже посещают различные кружки и секции – это тоже помогает им в быстрой адаптации.

Что важно нам, учителям, сформировать у детей в этот период:   развивать у ребенка положительное отношение к школе, учебному процессу, объяснить важность знаний, полученных в школе, формировать умение слушать, анализировать результаты, планировать, оценивать свои и чужие действия, стараться  не допускать нервных стрессов в  первые  месяцы обучения.

 В сентябре на родительском собрании на тему «Трудности адаптация первоклассников к школе», с рекомендациями выступила психолог гимназии    Здесь же были озвучены результаты диагностики оценки уровня школьной мотивации детей, методика «Школа зверей». Ответы детей в основном свидетельствовали об их положительном отношении к школе,  это говорит о том, что адаптация в целом идет успешно.

Родители в  анкетах для изучения запросов и образовательных потребностей  обучающихся на вопрос «Охотно ли ваш ребенок идет в школу?», выбрали ответ «охотно, с радостью»

*Рассказы взрослых, чтение книг, просмотр мультфильмов о школе, были направлены на позитив, на то, что у ребенка в школе все получится. Конечно,  не раскрашивалась учебная  жизнь сугубо в радужных красках,  школа,  как  удивительно счастливое  место без проблем. Акцентировалось  внимание ребенка не на том, что в школе, могут возникать трудности, а на том, что он сможет с ними справиться, а родители, учитель,  в случае необходимости, ему в этом обязательно помогут, поддержат.  Хорошую помощь в этом оказывает народная мудрость: пословицы и поговорки. Например: «Не говори не умею, говори – научусь.»  «Ученику удача, учителю радость.»  

 Важный пункт адаптации: обязательный режим дня и полноценное питание.

Родителям было рекомендовано вместе с детьми составить индивидуальный режим дня. (В последствии,  во 2 четверти обязательно обсудим его на уроках окружающего мира)

 Хорошо питаться. Конечно, замечательно, если завтрак – привычное дело для ребенка, но если проглотить кашу или омлет в 7.00 утра для него непосильная задача, отпускать голодным в школу все равно не стоит.   После  первого  урока первоклассников ждет школьный завтрак, а после пятого – обед. Вопрос о том, понравится и подойдет ли ребенку школьная еда – индивидуальный, но   с этим  в моем классе  проблем  нет. Да, есть дети, которых приходится немного уговаривать, убеждать.   Об этом было озвучено на родительском собрании.  Питаются все дети класса.

Ну и конечно, в школу ребенку  некоторые родители дают  перекусы: яблоки, печенье, ... Не забывают о питье – бутылочка воды или пакетик сока  детям просто необходимы.(они очень подвижны)  

Кстати о движении.

Ребячьему организму, который растет активно только в движении, необходимо не менее восьми часов занятий физкультурой в неделю - по полтора - два часа в день! Иначе дети не смогут восстановить свои силы. Вот и начинают болеть первоклашки - потому что такую интенсивную физическую нагрузку имеют лишь единицы из них. Что же делать?
Прививать ребенку культуру активного отдыха.

Что у нас: утренняя зарядка до уроков, физминутки во время уроков, активные перемены, 12 человек из 30 посещают различные секции в ФОКе, танцевальный кружок.

Кстати сказать, что больше пропусков по болезни в основном было у детей «домашних», тех, которые не посещали до школы детское учреждение. Основная масса стойко справилась с вирусами.

Не перегружать. Первый класс – достаточно серьезная нагрузка как с психологической и эмоциональной, так и с физиологической точки зрения.   Повышенная утомляемость может спровоцировать у ребенка раздражительность, невнимательность, капризность.

 В связи с этим всю 1 четверть проводились 3 урока по 35 минут. Идеально, конечно, если ребенка забирали домой, чтобы он мог отдохнуть, погулять на свежем воздухе, рекомендован  дневной сон. Но были дети, которые посещали ГПД. Их время было правильно организовано: игры по интересам после уроков, прогулки на свежем воздухе, полноценный обед.

Ежедневно всем родителям  предлагались рекомендации, как проанализировать пройденный учебный день, что изучали, как в игровой форме повторить изученное. Да,  первоклассникам не положено домашнее задание, но это своего рода тоже этап для приобщения детей к выполнению домашнего задания во 2 классе. Мы уже сейчас должны учить их анализировать прошедший день, учиться готовиться к следующему.

Следующий аспект адаптации:  умение организовать себя, а именно:  первое время   детям сложно   самому запомнить свое расписание, сложить в портфель все необходимое, проследить за тем, все ли элементы школьной формы и обуви в порядке и надеты соответствующим образом.

Родителям обязательно нужно уделять этому внимание.  

 Критерием  благополучной адаптации детей к школе  можно  считать благоприятную динамику работоспособности  на уроках, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. (Была проведена 1 проверочная работа по математике.)  Со стороны  детей не наблюдаются изменения поведения во время уроков.

 Дети  относительно быстро  вливаются  в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у них   хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя.  Нет проявлений  негативных  форм поведения,  выбросов отрицательных эмоций. У детей наблюдается  удовлетворенность  процессом обучения.  Это можно наблюдать из самооценок детей, когда в начале урока  и в конце урока оценивают свое настроение смайликом «солнышко».   Дети  не испытывают неуверенности и страхов. Не боятся задавать вопросы учителю, поднимать руку для ответов.

 У многих детей проявляется желание к  самостоятельности   при выполнении ими учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.  

 В классе наблюдается хорошая атмосфера понимания, желание работать   в паре, в группе, принимать помощь; устанавливаются контакты с учителем, межличностные отношения с одноклассниками

 

Итогом завершения четверти был праздник «Осени», где дети были жизнерадостны, активны, с удовольствием принимали участие в играх, были артистичны в сценках, т.д.

**Хочется затронуть еще один аспект успешной адаптации: преемственность. Преемственность детский сад – начальная школа: обсуждение вопросов воспитания и развития детей на методических объединениях, обмен мнениями, изучение программ.

В этом году, после рассмотрения ряда вопросов и проведенного мастер-класса воспитателями, был намечен ряд совместных мероприятий с детским садом: взаимопосещение воспитательных мероприятий, методических объединений.

 Адаптация к школе – часто она оказывается тяжелее самого учения.  

Сентябрь – октябрь – самое трудное время для первоклассников. Идет постепенное привыкание к школе, и каждый маленький ученик сталкивается на этом пути с множеством проблем, на которые реагирует по-своему. Задача взрослых на этом этапе школьной жизни – не ужасаться, не ускорять превращение дошкольника в школьника, а быть рядом и помогать.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Учитель : Шебина Маргарита Александровна                  ГБОУ школа №661   Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженнос...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существо...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...