Правовое воспитание младших школьников
статья на тему

Правовое воспитание младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovoe_vospitanie.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Правовое воспитание младших школьников

   

  Дети и право. Подростки и право. Правовое воспитание. Вопросы эти не сходят последнее время со страниц печати, они занимают центральное место  в воспитательной работе  и нашей школы. Большой интерес к проблеме вызван тем, что от уровня правового воспитания подрастающего поколения  в прямой зависимости находится повышение юридической культуры граждан, воспитание у них уважения к законам и правилам, а значит, и укреплению законности.

  Оказалось у большинства ребят нет ясного представления о законах общества, в котором они живут, о системе органов государственной власти и управления, роли права в осуществлении их функций. Нет необходимых знаний по основам гражданского, трудового и уголовного права.

  Все это еще раз убеждает в том, что правовое обучение и воспитание необходимо осуществлять  прежде всего в школе.

  Правовое воспитание предусматривает не только сообщение учащимся необходимых знаний, но и формирование взглядов на закон как общественное правило поведения, глубокое внутреннее убеждение в справедливости закона и необходимости его выполнения, готовности к активной борьбе с правонарушителями. Иными словами, юридическое образование – не самоцель, а лишь средство формирования у школьников чувства гражданской ответственности, моральных убеждений.

  Правовое воспитание – одна из составных частей в системе воспитания, которое не мыслимо без формирования у подрастающего поколения высоких нравственных убеждений.

  Эффективность правового воспитания зависит от системы в работе, предполагающей последовательный учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Успех его определяет также  и тесный контакт с органами правопорядка, с общественными организациями. Широкое привлечение юристов, сотрудников милиции, прокуратуры  к участию в массовых мероприятиях значительно облегчает эту работу.

   Когда и с чего начинать знакомство школьников с правовыми нормами? Какой круг вопросов взять?

  Эту работу мы начинаем уже со школьниками младших классов (1 – 4). Задача состоит в том , чтобы сформировать у них первые представления о России, его органах власти, символах –флаге, гербе, о гимне; о Республике Татарстан, органах управления, гербе, о гимне. Учащиеся знакомятся не только с символикой, но и некоторыми правилами и обязанностями граждан, что можно и что нельзя. С первых дней обучения в школе мы изучаем «Устав гимназии» и «Правила поведения учащихся»,  что можно и что нельзя. Идет постепенный процесс, постоянный процесс изучения этих правил.

  Для бесед использую книги Е. Пермяка «Наше государство» М., «Дет. лит.», 1971).

  Провожу цикл громких чтений и бесед. Начинаем этот цикл с рассказов «Давным – давно»,  «Что было дальше». Вопросы, обращенные к ребятам после чтения, помогают понять, что такое государство. Чтение по рассказу «Мы не рабы» помогает восстановить в памяти детей то, что они знают об Октябрьской революции.

  Беседы по рассказам  «Закон законов», объясняют, что такое законы, как они рождаются. Дополнительный материал можно взять из книг «Что такое? Кто такой?» М., 1968, с. 366 –367).

  С учащимися начальных классов нужно говорить об обязанностях людей.  В беседах, обзорах, в громкий чтениях следует доводить до сознания детей мысль, что все люди связаны друг с другом, что у каждого члена общества есть свои обязанности, которые необходимо выполнять, что в этом долг и обязанность каждого человека.

   На конкретном примере эта мысль раскрывается в статье «Долг и обязанности» ( «Что такое? Кто такой?», с. 224 – 225). Ребята не всегда четко представляют, в чем заключаются их обязанности. Поэтому необходимо изучать и правила следопытов.  Большую помощь оказывают при этом стихи С. Маршака «Звездочка»,

А. Барто,  Ю. Тувима,  Л. Воронковой «Командир звездочки».

    С детьми также говорим и об обязанности беречь и укреплять окружающую нас собственность. Воспитание хозяев своей земли – вот в чем смысл этой работы. Тему условно можно назвать «Твоё и наше».

   Разобраться в понятиях «общественное мужество»,  уяснить, что значит быть хозяином своей земли, помогут книги: Е. Пермяка  «Чужая калитка»,  М., «Дет. лит.»  1971,  «Совесть» Сборник Л., Дет. лит., 1972г.

   Школьников 1- 3 классов надо знакомить и с законами. Наиболее доступны для их понимания Закон об охране природы.

Беседа на тему: « Охрана природы твоя обязанность и твое право» построится по такому плану:

  1. Что ты знаешь о природе своего района?
  2. Какую пользу приносит природа людям? Почему приняты ряд законов об охране природы?
  3. Школьники друзья животных, птиц, растений.

Лит-ра: Плоткина М.,  Лесник И., «Правовые знания – школьникам» - Воспитание школьников , 1991 г., №4, с. 31 –33.

   В ходе беседы учащиеся знакомятся с содержанием закона, узнают, как его выполняют люди, в  т. ч. и школьники.

   Интересный фактический материал можно подобрать и в журнале «Юный натуралист», Рассказов В. Пришвина, В. Бианки, К. Паустовского, Е. Чарушина, И Акимушкина, Г. Снегирева, чьи книги вызывают любовь к природе, чувство удивления и преклонения перед ней, желание беречь её (природу). В заключении хорошо бы (если есть возможность) показать фильм о юннатах, об охране природы.

    Также необходимо знакомить детей с профессией страж порядка. Тема такой беседы: «Всегда на посту» по книге  А. Соколовского  (М.,  «Дет. лит.» 1986 г.) Здесь идет речь о милиции с момента ее возникновения и по наших дней.  В конце беседы проводится викторина.

   На классных часах, на уроках ознакомления с окружающим миром важное место занимают проблемы нравственной морали. Здесь необходимы самые разнообразные темы:

« О нормах поведения дома и в общественных местах»;

« Личная безопасность в транспорте»;

№ Знай и выполняй правила дорожного движения»;

« Человек человеку друг».

   Учащимся среднего и старшего школьного возраста требуется более особое внимание, прежде всего потому, что в эти годы закладываются основы мировоззрения, нравственные устои. А правовое воспитание – одно из средств формирования высоких моральных качеств, чувства патриотического и гражданского долга.

Дополнительный  материал:

  1. Альбом по  ПДД 1 –4 класс.
  2. Устный журнал « Изучаем играя ПДД».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Выступление на РМО учителей начальных классов по вопросу о правовом воспитании младших школьников....

« Правовое воспитание младших школьников»

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». ПлутархВечная задача педагогики – воспитание умного, д...

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию младших школьников "Я имею право"

Актуальность выбранной  темы, состоит в том, что именно на ступени начального общего образования у учащихся формируется  нравственный уклад жизни, который включает в себя социально-значимую ...

НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В начальной школе большое внимание необходимо уделять нравственно-правовому воспитанию учащихся, так как это наиважнейшая сторона многогранного процесса становления личности....

Гражданско-правовое воспитание младших школьников

Обобщение опыта по теме"Гражданско-правовое воспитание младших школьников"...

Гражданско-правовое воспитание младших школьников. Проект «С чего начинается Родина?»

Начальной школе необходимо принять участие в создании и реализации проектов, способствующих переоценке духовных ценностей, уважению к стране, где родились, живем и трудимся. Реализация таких проектов ...