Памятки по чтению
материал на тему

Прокопьева Лидия Анатольевна

Памятки по чтению помогут вам подготовится к пересказу, составлению характеристики героев, анализу иллюстраций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki_po_chteniyu.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятки по литературному  чтению

Ответы на вопросы

  1. Прочитай  вопросы.
  2. Прочитай текст.
  3. Найди в тексте ответ на каждый вопрос.
  4. Проверь себя: Закрой книгу и ответь для себя на все вопросы.

Выборочный пересказ

1. Прочитай название выборочного пересказа  (задание).

2. Найди в тексте отрывки, которые нужны будут при пересказе.

3. Определи, о чём говорится в каждом отрывке.

4. Составь план своего рассказа.

5. Перескажи по плану (тихо, шепотом).

6. Проверь себя.

                                                    Сжатый пересказ    Памятка №1

1. Перечитай текст, отмечая  про себя, что является существенным, а что второстепенным.

2. Составь план: раздели текст на части, найди главное в каждой части и озаглавь их.

3. Расскажи о главном в каждой части.

4. Перескажи рассказ сжато, используя план.  Отрази самое главное в каждой части.

5. Проверь, нельзя ли пересказать текст ещё короче,  не пропуская главное.

                                                   Сжатый пересказ  Памятка №2

1. Составь план  (по памятке).

2. По первому пункту плана и первой части рассказа выдели дополнительно  важные мысли (2-3 предложения).

3. То же сделай по другим частям.

4.Перескажи  текст, используя план и  заглядывая в книгу.

5. Проверь  себя (перескажи  по плану, не заглядывая в книгу).

                                         

                             Сжатый пересказ   Памятка №3

  1. Раздели рассказ  на смысловые  части.
  2. Перечитай рассказ  по частям, составь  мысленно картины  по его  содержанию.
  3. В каждой  части рассказа  выдели  важные  мысли (2-3 предложения).
  4. Перескажи каждую  часть  по плану (при затруднении   можно заглядывать  в книгу).

Пересказ с опорой  на картинки

1. Внимательно перечитай  текст.

2. Представь одну или несколько  картин  по содержанию  прочитанного текста.

3.  Подробно перескажи текст, представляя  картинки. При  необходимости  заглядывай в текст.

4. Проверь себя:  перескажи, не заглядывая в текст.

План рассказа    Памятка №1

1. Прочитай рассказ, определи тему и основную мысль.

2. Раздели рассказ  на законченные по смыслу  части; отметь  начало и конец  каждой  части.

3. Перечитай первую часть, выделяя в ней главное; отметь  важные  места и  основные  предложения.

4. Озаглавь эту часть кратко (одним   словом или  коротким  предложением),  запиши  заголовок.

5. Такую же работу (пункты 3 и 4)  выполни  при чтении  следующих частей.

6. Прочитай  свой  план  и  проверь  себя:

1) Отражает ли заголовки  главное  в каждой части.

 2) Не  повторяют ли они заглавие  рассказа.

 3) Соответствуют ли заголовки главной  мысли  рассказа.

 4) Отражают ли  пункты плана  последовательность  содержания  рассказа.

 5) Не  пропущено ли  что-либо  важное.

 6) Нет ли  повторов и  речевых ошибок.

                                   

                                План рассказа  Памятка №2

  1. Прочитай рассказ  целиком, обращая внимание на то,  как построен текст.
  • О чём говорится в начале рассказа?
  • Какие  события  описаны дальше?
  •  Чем заканчивается текст?
  1. Раздели рассказ  на смысловые  части (одна  часть  отличается от  другой содержанием).
  2.  Определи главное  в каждой  части,  отметив  в тексте  основные  предложения.
  3. Перечитай  их, скажи своими словами, о чём говорится  в данной  части. Подбери к ней  заголовок.
  4.  Проверь себя по книге:  

- Определи, отражает ли заголовок главное.

- Не  повторяется ли название.

- Не пропущено ли что-либо  важное.   

   

Словесное рисование по тексту.

1.Прочитай  рассказ и определи, сколько  можно нарисовать  картинок.

2. Подумай, о чём   каждая  картинка (какие лица, предметы, обстановка будут  изображены  на картинке).

3. Найди и выдели в тексте слова и выражения, которые  помогут точно, ярко, образно, полно  нарисовать  словами  первую  картинку.

4. Нарисуй  картинку мысленно; представь себе события, эпизод.

5. Подумай, какое отношение  вызовет у тебя эта  картинка (событие, эпизод).

6. «Нарисуй»  картинку словами так, чтобы  можно было её  ярко представить.

7. Проверь  себя:  сравните картинку с текстом.

8. Такую же работу (пп.4,5,6,7,8)  выполни  для  каждой картинки.

9. Озаглавь  свои картинки.

10. Расскажи о каждой  картинке.

Словесное рисование одной  части текста

1. Выбери тему для  картинки в тексте.

2. Отбери из текста то, что относится к данной картинке.

3. Найди (подчеркни) слова, которые  потребуются для её рисования.

4. Озаглавь  свои картинки.

5. Расскажи, что и как будет на ней изображено.

                   

                Составление  диафильма - иллюстрирование.

1. Прочитай текст (или часть текста) и определи характер диафильма: юмористический, грустный,  серьёзный и т.д..

2. Раздели текст на части (кадры).

3. Выдели в первой  части  главные предложения  для титров.

4. Представь себе мысленно картинку к этой части  текста.

5. Устно нарисуй картинку  к первому кадру.

6. Графически изобрази кадр  (выполняется по желанию  в классе  после урока  или дома).

7. На основе выделенных в тексте предложений  сделай титры к кадру (устно или письменно).

8. Проверь соответствие  рисунка и титров в кадре.

9. Проделай работу, отмеченную в п.п. 3,4,5,6,7,8  с остальными  частями текста.

План  рассказа о герое. 1 вариант.

1. Назови героя: кто он?

2. Портретная характеристика.

3. Индивидуальные  черты характера.

4. Характер  героя  в сравнении с другими  героями  произведения.

5. Отношение  героя к людям и окружающим.

6.  Авторское  отношение  к герою.

7. Моё отношение  к герою.

         

             Вопросы для составления характеристики.  

1. Кто главный герой?

2. Какой он? Опиши его внешность.

3. Какой герой по характеру?  Опиши его  характер, назови черты характера.

  Подумай,  как эти черты характера  проявляются  в поступках, мыслях и речи.

4.   Какие  поступки он  совершил? Почему он так  поступал?

5.Что о нём говорят  другие герои рассказа?

6.Как автор  относится  к герою?  Что о нём  думает автор?

7. Какое отношение  вызывает у тебя  этот  герой?  Нравится ли тебе  герой и  за

     что?   Если не  нравится,  почему?

8. Кто вам в  произведении  ещё  понравился и не понравился? Почему?

Рассказ о герое.

1. Перечитай  произведение и вырази его  основную  мысль своими словами.

2.  Выдели в тексте  места,  которые  описывают:

а)  поступки  героев (героя);

б) внешние  черты  героев (героя).

3. Определи, о чём  говорится в  каждом отрывке.

4. Составь план рассказа о герое.

5. Продумай  порядок своего  рассказа, ещё раз  перечитав нужные отрывки. Обдумай  начало и конец рассказа.

6. Подумай,  как относится  автор к герою.

7. Какое отношение  вызывает у тебя этот  герой?

8. Составь (устно или  письменно)  рассказ о  герое, пользуясь отобранным  материалом.

9. Озаглавь свой рассказ.

10. Проверь себя, не упустил ли  что-либо  важное.

Рассказ о герое (памятка №2)

1.Перечитай  про себя произведение, отметь в нём те отрывки, которые относятся к герою.

2. Определи, о чём говорится в каждом отрывке.

3. Расположи  отрывки по порядку, структурировав их.

4. Подбери к  ним  заглавия.

5. Посмотри ещё раз отмеченный  текст, проверив, соответствуют ли заголовки.

6. Расскажи о герое, пользуясь планом.

Анализ  иллюстрации   учебника.

  1. Рассмотри иллюстрацию в учебнике.
  2. Что изображено на переднем плане? Что изображено на заднем плане?
  3. Кто  изображён на иллюстрации?
  4. Какие чувства испытывает герой (герои)?
  5. Как художнику удалось передать эмоциональное отношение героя (героев)?
  6. Соотнеси иллюстрацию с текстом. Прочитай место, которое относится к данной иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки по чтению для младших школьников

Памятки для учащихся начальной школы применяются для оформления классного уголка по чтению . В уменьшенном формате можно распечатать индивидуально для каждого ребёнка...

Памятки по чтению

Приоритетной целью литературного образования в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя, как  грамотного читателя, способного к т...

Памятки по чтению

Научить ребенка читать, привить ему любовь к чтению - что может быть труднее и более желанно для любого учителя! Сделать это можно, если с первых уроков незаметно знакомить детей с правилами работы с ...

Памятки по чтению для родителей.

Памятки по чтению для родителей помогут им привить своим детям любовь к книге, к чтению....

Памятки по чтению

Мои памятки по чтению могут быть полезны как обучающимся, так и учителям, и родителям.Создавала их используя разные источники. Думаю многие коллеги будут использовать их в своей работе...

Памятки по чтению

Научить ребенка читать, привить ему любовь к чтению помогут памятки работы с текстами....

Памятки по чтению.

Памятки по чтению....