Развивающие игры по Никитину + презентация
материал на тему

Герасимова Ирина Сергеевна

«Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchie_igry.doc47.5 КБ
Office presentation icon razvivayushchie_igry_pedsovet.ppt545 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развивающих игр

1 сл.    Сообщение подготовлено по книге  Б.П. Никитина "Развивающие игры".

Поэтому хочу процитировать слова Б.П. Никитина:

«Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!»

2 сл.      Борис Павлович Никитин и Елена Алексеевна Никитина авторы известной методики развития детей с помощью целой серии интеллектуальных игр.

Никитин Борис Павлович, известен по выступлениям в печати о воспитании детей, книгам об опыте применения и использования в своей семье развивающих игр, которые позволяют успешно решить задачу развития творческих способностей ребенка.

3 сл.      Что же такое развивающие игры для детей? Развивающие игры или интеллектуальные игры - это хорошее дополнение к современным детским игрушкам. В первую очередь они дают богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Во-вторых, они учат родителей активно участвовать в процессе развития и воспитания детей. И, наконец, позволяют это делать в самое лучшее время, когда ребенок наиболее восприимчив к развитию, - в дошкольном возрасте. Развивающие игры имеют целью - развитие ребенка 

4 сл.     Сущность и особенность развивающих игр.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

5 сл.   Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

6 сл. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух - трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

7 сл.  Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание" с «решением" и самому проверять точность выполнения задания.

8 сл.    В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

•  развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

•  их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

•  поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

•  развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

9 сл. С какой игры начинать?

Нельзя брать для начала слишком трудные задания, они могут отпугнуть малыша, и тогда сразу может все усложниться. Лучше начать с заведомо более легких, которые ему явно под силу. И в первый раз даже закончить, не доходя до трудных и непосильных заданий. Тут, конечно, надо учитывать характер и темперамент ребенка. Лучше начать с игры «Сложи узор»

10 сл.    После того как освоены первые задания игры «Сложи узор», через неделю-другую можно ввести в строй следующую игру – «Рамки и вкладыши Монтессори».

11 сл.   А затем постепенно вводить "Уникуб", "Кубики для всех", "Сложи квадрат", "Обезьянка", "Точечки", "Внимание", "Кирпичики", "КБСАМ" - именно в этой последовательности даны игры в книге Никитина. Этот порядок лишь ориентировочный, и его можно изменять применительно к возрасту, уровню развития ребенка.

Сколько же новых игр давать сразу? И как их вводить? Ведь игр много, надо их как-то сочетать одну с другой. Здесь опять нельзя дать жестких рекомендаций. К этим вопросам надо подходить творчески, имея в виду главную цель - успешное развитие малыша, рост его способностей - и помня, что игра должна приносить радость. Конечно, неразумно давать ребенку сразу много новых игр. Избыток немедленно ведет к их обесцениванию. Лучше вводить их постепенно и в "нужный момент".

12 сл.    Метод "ледокола", или шаг назад - два шага вперед.

. Но вот он добрался до трудного задания и, несмотря на все усилия, сегодня его не одолел. Как же быть завтра? Начинать с этого трудного? Нет, лучше попробовать взять препятствие "с разгона", т. е. начать игру с более легких или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому.

 Так ледокол пробивает себе дорогу во льдах, если лед очень толстый и крепкий: отойдет немного назад, а потом снова вперед и набирает скорость по уже пробитой дороге, пока на полном ходу не врежется в целый лед. И крошит его, пока не потеряет инерцию и не остановится. Тогда снова отходит немного назад и опять все сначала.

Метод "ледокола" нужно использовать в развивающих играх, так как он вселяет в ребенка веру в собственные силы и учит самостоятельности. Ну а если и метод "ледокола" не помогает, если в лед вмерз целый "айсберг"? Как быть? Нужно "обойти" этот айсберг. Просто пропустить неподатливое задание и взять какое-нибудь из следующих, стоящих после, но не всегда обязательно более трудных.

И есть, наконец, еще выход из трудного положения - оставить эту игру до нового увлечения.

Играя в другие игры, ребенок растет, набирается сил и, возвратившись через месяц-другой, может с первого захода одолеть когда-то непосильное для него задание.

А на долю взрослого в таких трудных случаях падает обязанность: во-первых, похвалить ребенка за уже достигнутое, а во-вторых, поддержать бодрость духа на будущее и пояснить, что сразу ни у кого не получается и даже папа в его возрасте еще не мог решать такие трудные задачки.

13 сл.     Когда игры себя исчерпают? В развивающих играх есть  объективный критерий, по которому можно судить, когда ребенок вырос настолько, что игра уже ничего ему не даст. Это количество выполненных малышом заданий. Чем большее число заданий он выполнил самостоятельно, тем дальше он продвинулся в своем развитии.

14 сл.     Но даже в том случае, когда он уже справляется со всеми заданиями, остаются еще по крайней мере две существенные ступени развития. Первая - сокращение времени, которое требуется ребенку на выполнение заданий. Вторая ступень развития начинается с собственного творчества. Это значит, что занятие интеллектуальной игрой стало для ребенка настолько привлекательным, что он сам берется за игру и начинает придумывать и складывать или, вернее, складывая, придумывать новые интересные модели. Красивые модели всем нравятся, многим хочется их тоже построить, значит, их надо зарисовать, сделать из них новые узоры-задания, рисунки-задания, чертежи-задания. Вот когда вы наблюдаете такую картину, тогда можете быть довольны: вы достигли наивысшего из возможных результатов - ребенок сам начал творить.

15 сл.   Б.П. Никитин в книге приводит слова дедушки русской космонавтики К.Э. Циолковского: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще не известные».                              

«Видимо это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. Этому прямо и служат развивающие игры»,  -  считает Б.П. Никитин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология развивающих игр Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! Б.П.Никитин

Слайд 2

Сообщение подготовлено по книге Б.П. Никитина "Развивающие игры" Борис Павлович Никитин и Елена Алексеевна Никитина авторы известной методики развития детей с помощью целой серии интеллектуальных игр. Никитин Борис Павлович, известен по выступлениям в печати о воспитании детей, книгам об опыте применения и использования в своей семье развивающих игр, которые позволяют успешно решить задачу развития творческих способностей ребенка.

Слайд 3

Что такое развивающие игры для детей? Хорошее дополнение к игрушкам Развивающие (интеллектуальные ) игры Развивают творчество детей Учат родителей активному участию в процессе развития и воспитания детей Используют наиболее благоприятное время

Слайд 4

Сущность и особенность развивающих игр Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д.

Слайд 5

Сущность и особенность развивающих игр Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Слайд 6

Сущность и особенность развивающих игр Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух - трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности , в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Слайд 7

Сущность и особенность развивающих игр Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание" с «решением" и самому проверять точность выполнения задания.

Слайд 8

Главная особенность развивающих игр Объединение одного из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Слайд 9

С какой игры начинать? Лучше начать с заведомо более легких, которые малышу явно под силу. И в первый раз даже закончить, не доходя до трудных и непосильных заданий. Если речь идет о малыше 1 - 3 лет, пожалуй, лучше начать с игры «Сложи узор»

Слайд 10

После того как освоены первые задания игры «Сложи узор», через неделю-другую можно ввести в строй следующую игру – «Рамки и вкладыши Монтессори» .

Слайд 11

Затем постепенно вводить "Уникуб", "Кубики для всех", "Сложи квадрат", "Обезьянка", "Точечки", "Внимание", "Кирпичики", "КБСАМ" - именно в этой последовательности даны игры в книге Никитина. Этот порядок лишь ориентировочный. Вводить игры следует постепенно и в "нужный момент".

Слайд 12

Метод "ледокола", или шаг назад - два шага вперед. Если задание не преодолевается, то завтра стоит начать игру с более легких или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому. Иногда приходится пропустить неподатливое задание и взять какое-нибудь из следующих, стоящих после, но не всегда обязательно более трудных.

Слайд 13

Когда игры себя исчерпают? Объективный критерий - количество выполненных малышом заданий. Чем большее число заданий он выполнил самостоятельно, тем дальше он продвинулся в своем развитии.

Слайд 14

Но остаются еще две существенные ступени развития. Первая - сокращение времени, которое требуется ребенку на выполнение заданий. Вторая ступень развития начинается с собственного творчества.

Слайд 15

«Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще не известные». К.Э. Циолковский «Видимо это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. Этому прямо и служат развивающие игры». Б.П. Никитин

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие факультатива "Развивающие игры". Тема: "Волшебный круг" - игра на воссоздание силуэтов"

Данная игра развивает пространственные представления детей, воссоздавая силуэты ракеты, человека, ножниц, улитки, дельфина; развивает образное и логическое мышление, смекалку, сообразительность. расши...

"Развивающие игры и как в них играть"

Совместное проведение занимательных игр с родителями и детьми "Развивающие игры и как в них играть"(за круглым столом)...

Коррекционно-развивающие игры: Играй, думай,считай.

Способствовать развитию у воспитаников вниманию, восприятия увиденного, память, мышление, устной речи и эмоционнально-волевой сферы, то есть развитие положительных черт характера....

Презентация. Развивающая игра "Мир фантазии" в рамках недели психологии.

Развивающая игра   « Мир фантазии» Внеклассное  мероприятие в рамках недели психологии  Возрастная группа:  команды   6-7  классов (по 6 человек от к...

Презентация для открытого занятия "Развивающие игры" в Школе раннего развития

Презентация для открытого занятия "Развивающие игры" в Школе раннего развития....

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Презентация "Развивающие игры для дошкольников"

Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающиедидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представ...