"Воспитание самостоятельности"
материал (2 класс) на тему

Кориняк Марина Владимировна

Каждый родитель желает видеть своего ребенка успешным в будущем: в учебе, с друзьями, в семейной жизни. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются еще в раннем возрасте. Успешность ребенка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей. Все это приобретается постепенно и только с помощью родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_samostoyatelnosti_2_klass.docx26.09 КБ
Файл samostoyatelnost.pptx87.32 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое родительское собрание на тему:

«Воспитание самостоятельности»

                                                                                      Работу выполнил учитель

                                                                            начальных классов

                                                                                             МБОУ «Средняя школа 368»

                                                                     Пинтелькина М.В.

2017

Каждый родитель желает видеть своего ребенка успешным в будущем: в учебе, с друзьями, в семейной жизни. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются еще в раннем возрасте. Успешность ребенка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей. Все это приобретается постепенно и только с помощью родителей.

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано.

С помощью

Сам

  1. Ходит.
  2. Ест
  3. Чистит зубы
  4. Одевается
  5. Собирает портфель
  6. Делает уроки

Самостоятельность не развивается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает младший школьный возраст. Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. (слайд№)

        Анализ показывает, что самостоятельность у младших школьников имеет относительно ограниченный характер.    

       Самостоятельность ребёнка можно развивать во всех сферах его жизни: дома, в школе, в общении и игре с детьми и взрослыми. Ведущая роль в развитии взрослости детей принадлежит родителям. Большие возможности развития самостоятельности заложены в приучении ребёнка к выполнению домашних обязанностей. Необходимо помнить, что у ребёнка нет потребности эти обязанности выполнять, не ему надо, чтобы в квартире было чисто и игрушки лежали на своих местах. Это нужно нам, взрослым, а для ребёнка это неосвоенный, незнакомый и неинтересный вид деятельности.

И поэтому быстрых результатов не стоит ожидать, приучение будет происходить медленно и с определённым сопротивлением.

    Домашние задания – это первый вид деятельности в жизни ребёнка, за который он несёт полную ответственность, это первое отражение взрослой жизни.

 Она развивает навыки самостоятельной работы, поисковую активность, умение контролировать время. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть – это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

 Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые.

Второклассник без перерыва может работать 25 минут, перерыв на 5-10 минут.

          В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними. Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем.

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.

Это означает, что ребенок может:

- сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнять;

- спланировать очередность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;

- распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);

- понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;

- применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;

- представить себе алгоритм действий, который помогут ему в случае затруднения при выполнении задания.

Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слово, то я:

 а) думаю, какое правило подходит, может помочь;

 б) нахожу это правило, применяю к слову;

в) если я уверен, что прав, выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.

Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей. 

Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это не парадоксально, самостоятельность детей – это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.

Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он может перенести в свою взрослую жизнь.

И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а в последствии – к неуверенности.

Можно выделить ряд существенных аспектов темы самостоятельного выполнения детьми домашних заданий. Имеет значение, насколько ребенку интересно учиться в школе, насколько для него важно быть успешным учеником, каковы особенности характера и нервной системы ребенка, каковы особенности взаимодействия родителей с детьми при выполнении домашних заданий.

Сегодня мы рассмотрим один из аспектов: какое именно участие родителей в выполнении детьми домашних заданий будет способствовать формированию их самостоятельности.

Практическая работа родителей в микрогруппах. 

Задание для группы 1. Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.

      Решение. Разумно предоставить ребенку  самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.

Задание для группы 2. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?         

Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка: на строчку, где допущена ошибка;

• на слово с ошибкой;                                     

Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.

Задание для группы 3. Ребенок просит маму отпустить его к   другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?

Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

         

Анализируя частые жалобы родителей на то, что дети не умеют самостоятельно выполнять домашние задания, мы выделили две распространенные стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности.

         Часть родителей, движимая лучшими побуждениями, практически все время находится с детьми, выполняя все задания вместе с ними.  Но домашняя работа над уроками – это поле деятельности, прежде всего ребенка, и очень важно оставлять его наедине с заданиями, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками.

 Некоторые родители твердо убеждены в необходимости предоставления ребенку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребенок систематически сталкивается с трудностями, которые не может преодолеть он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребенок также может утаивать часть домашних заданий от родителей (нет задания – нет проблемы).

Пути профилактика возможных трудностей и преодоление уже имеющихся.

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми  домашних заданий может приблизиться к «золотой середине»? Какие действия будут способствовать формированию самостоятельности детей? Ответить на эти вопросы поможет правило, сформулированное для родителей Ю.Б. Гиппенрейтер:

«Если ребенку трудно,  и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему».

 При этом:

возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ему делать самому;

по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».

Применяя это правило, следует обратить внимание на компоненты, из которых складывается самостоятельность. Возможно, сначала понадобится значительная помощь родителей: ребенок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объем, что для него легче, что сложнее. Имеет смысл проговаривать с ним эти шаги. Затем в течение какого-то времени надо будет напоминать ему о том, сколько задано и что именно, а в последствии у ребенка выработается привычка делать это самостоятельно. Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него. 

        

ПАМЯТКА

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

  1. Начните с предмета, который легче дается вашему ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите их поискать самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

  1. Задачи по математике учите читать и представлять как фильм. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли?» Первый сюжет - про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. Второй сюжет - узнаем про яблоки и сливы вместе.

  1. О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если не точно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

  1. По русскому  языку обращайте внимание на выполнение упражнения полностью (ведь задании может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в  учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.

ПАМЯТКА

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

  1. Начните с предмета, который легче дается вашему ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите их поискать самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

  1. Задачи по математике учите читать и представлять как фильм. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли?» Первый сюжет - про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. Второй сюжет - узнаем про яблоки и сливы вместе.

  1. О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если не точно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

  1. По русскому  языку обращайте внимание на выполнение упражнения полностью (ведь задании может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в  учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.

 


1.Ты всегда делаешь, то что тебе велят родители?

Всегда делаю  

Нет, никогда не делаю  

Иногда не выполняю (если родители этого не замечают)

2. Бывает ли так, что родители делают за тебя то, что ты должен сделать сам?

Нет, за меня родители не делают, я всё делаю сам

Иногда родители делают за меня по моей просьбе

Родители сами делаю за меня, хотя я их об этом не прошу  

Родители за меня выполняют домашнее задание  

За меня убирают игрушки

За меня рисуют рисунки

3. Что тебе родители разрешают делать самостоятельно?

Гулять

Ходить в магазин

Ходить в школу

Делать уборку

Готовить

Выполнять уроки;

Разрешают всё

 Ничего не разрешают

4. Что тебе хочется делать самостоятельно?

Играть в компьютер

 Гулять без родителей

Ходить самостоятельно из школы и в школу

Делать домашнее задание

Готовить еду

Разрешают всё

5.Нравится ли тебе, когда родители советуют как

тебе поступить в той или иной ситуации?

Мне нравятся советы родителей

Родители всегда дают хорошие советы

Родители всегда правы

Я не знаю как поступить в некоторых ситуациях, советы нужны

Мне нужны советы, потому что я могу придумать такую глупость

Нет, мне не нужны советы взрослых

6. Хочется ли тебе помочь родителям, если они выполняют какую-то работу?

Хочется

 Родители взрослые они справятся сами

Вместе сделать работу быстрее

7. Как выражается благодарность за твою помощь?

Благодарят словами

Покупают сладости

Разрешают играть в компьютер

Смотреть телевизор

Дают деньги

8. Ты самостоятельный человек?

Самостоятельный

Не самостоятельный



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

20 - Всегда делаю 7 - Нет , никогда не делаю 7 - Иногда не выполняю (если родители этого не замечают) 1.Ты всегда делаешь, то что тебе велят родители?

Слайд 2

10 - Нет , за меня родители не делают, я всё делаю сам 12 - Иногда родители делают за меня по моей просьбе 2 - Родители сами делаю за меня, хотя я их об этом не прошу 0 - Родители за меня выполняют домашнее задание 1 - За меня убирают игрушки 4 - За меня рисуют рисунки 2. Бывает ли так, что родители делают за тебя то, что ты должен сделать сам?

Слайд 3

17 - Гулять 15 - Ходить в магазин 17 - Ходить в школу 18 - Делать уборку 10 - Готовить 20 - Выполнять уроки; 7 - Разрешают всё 0 - Ничего не разрешают 3. Что тебе родители разрешают делать самостоятельно?

Слайд 4

10 - Играть в компьютер 2 - Гулять без родителей 9 - Ходить самостоятельно из школы и в школу 2 - Делать домашнее задание 12 - Готовить еду 2 - Разрешают всё 4. Что тебе хочется делать самостоятельно?

Слайд 5

18 - Мне нравятся советы родителей 18 - Родители всегда дают хорошие советы 15 - Родители всегда правы !!! 14 - Я не знаю, как поступить в некоторых ситуациях, советы нужны 1 -Мне нужны советы, потому что я могу придумать такую глупость 0 - Нет , мне не нужны советы взрослых 5.Нравится ли тебе, когда родители советуют как тебе поступить в той или иной ситуации?

Слайд 6

13 - Хочется 0 - Родители взрослые они справятся сами 23 - Вместе сделать работу быстрее 6. Хочется ли тебе помочь родителям, если они выполняют какую-то работу?

Слайд 7

22 – Благодарят словами 7 - Покупают сладости 7 - Разрешают играть в компьютер 4 - Смотреть телевизор 1- Дают деньги 7. Как выражается благодарность за твою помощь?

Слайд 8

16 Самостоятельный 11 Не самостоятельный 8. Ты самостоятельный человек?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание самостоятельности:советы родителям.

На родительских собраниях часто поднимается вопрос о воспитании. Ответы на многие вопросы можно найти, прочитав эти статьи....

Воспитание самостоятельности при выполнении домашних заданий.

Рекомендации по развитию самостоятельности при подготовке домашних заданий....

памятка для родителей "Воспитание самостоятельности"

В помощь родителям в тезисной форме рекомендациии по воспитанию самостоятельности учащихся начальной школы...

Родительское собрание на тему "Воспитание самостоятельности"

     Самостоятельность не развивается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает младший школьный возраст. Самостоятельность – качество ...

Родительское собрание по теме "Воспитание самостоятельности"

Воспитание самостоятельности и ответственности - важные задачи семейного воспитания. Как помочь детям стать ответственными за свои поступки и решения? Как воспитывать ребёнка и не испортить с ним отно...

Статья: "Воспитание самостоятельной и творческой личности на этапе начальной школы" Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

Воспитание самостоятельной и творческой личности школа не мыслит без тесного взаимодействия с семьёй. В статье изложена структура моей работы по воспитанию свободной, самостоятельной личности ребёнка ...