Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников
статья на тему

Артушникова Юлия Викторовна

1. Роль родителей в формировании устной и письменной речи.

2. Что такое речевая готовность ребёнка  к школе.

3. Дисграфия и причины возникновения специфических ошибок письма.

4. Родительский практикум: как предупредить нарушения письменной речи у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismennaya_rech.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений письменной  речи у младших школьников

 

Как известно, главные воспитатели своих детей – родители. Именно они закладывают основы физического, интеллектуального  и нравственного развития личности ребенка еще в раннем детстве.

Как говорил Л.Н. Толстой: «До пяти лет - вся жизнь, после пяти – один шаг». С самого рождения, развивая ребенка, заботясь о его здоровье, двигательной активности, играя с ним, рассказывая ему сказки, родители уже закладывают фундамент, на котором будет строиться вся его школьная жизнь.

Уже давно и бесспорно доказано, что ребенок страдает тем или иным речевым нарушением вследствие того, что в раннем возрасте он не получил правильного речевого воспитания.

Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) а также оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, а значит, служит активным средством всестороннего развития личности ребёнка.

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы. Нарушения речи бывают двух видов: нарушения устной речи (как ребенок говорит) и нарушения письменной речи (как он пишет).

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПИСЬМО?

Письмо – это сложный процесс, в котором участвует не только рука, но и все отделы головного мозга: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха или сбой, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.

Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов. Таким образом, для овладения письмом и чтением необходима достаточная сформированность целого ряда психических и физиологической процессов.

Одним из важнейших показателем интеллектуального развития ребенка является речевая готовность к школе.

ЧТО ЖЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ?

·       Сформированность устной речи, которая включает в себя:

1.     Слуховое восприятие и слуховая память.

Дети должны уметь слушать и слышать других. При несформированности  данных умений, возникают трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

2.     Звуковая сторона речи.

Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма. Ребенок должен четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью.

3.     Функции языкового анализа.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения.

4.     Лексическая сторона речи (словарный запас).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

5.     Грамматическая сторона речи.

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова.

Если у первоклассника  не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

6.     Связная речь.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

·       Сформированность высших психических функций  (внимания, памяти, мышления)

·       Развитие зрительного анализа и синтеза,  пространственных представлений.

Таким образом, речевая готовность первоклассника  является необходимым условием  развития письменной речи, так как письмо является отражением устной речи.

Несформированность даже  отдельных компонентов речи отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

На что нужно обратить особое внимание  родителям первоклассника:

- если Ваш ребенок левша.

- если он - переученный левша.

- если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

 - если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

- если в семье говорят на двух или более языках.

- если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу

 (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.)

Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила речевая  готовность к обучению в школе.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ДИСГРАФИЯ?

Таким образом - дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по предупреждению нарушений письма должна начинаться не во 2-3 классе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а сейчас, когда  ребёнок только начал обучаться в школе.

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как предупредить нарушения письменной речи у младших школьников?

Вот несколько игр и упражнений, в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:

Упражнение "Пишем вслух". Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием изученных орфограмм.

 Упражнение «Волшебный диктант» (Если ребёнок пропускает буквы)

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

Упражнение "Корректурная правка". Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.

Упражнение «Словесный мяч". Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: «автобус – слон – носки и т. д.» Эта игра универсальна, в неё можно играть вдвоем и всей семьёй.

Такая игра позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.

Игра «Заколдованные слова» Ребенок должен убрать лишний слог и узнать слово.

 Сапохар, пераченье, хадулва, васуренье, пинарожки, сугрохари, грукрыши, кабрыкао, балиранки. Формирует навыки анализа и синтеза слов.

         «Лабиринты» Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Упражнение «Весёлый мультфильм»  (Если ребёнок делает ошибки в словарных словах).

•         Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: корабль, корова, лестница, корзина…

•         Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

•         Далее совместно с ребенком проверяете написание словарных слов.

Игра «Пропавшие слова» Тишина царит в дремучем … Умолкли … Вот-вот начнется … .

Игра «Закончи предложение»

Барсик залез на дерево, которое ……..

Барсик залез на дерево, потому что ……

Барсик залез на дерево, где ………….

Упражнения для развитие зрительного анализа и синтеза,  пространственных представлений

 

1.     Ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу;

2.     Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей;

3.      Конструирование фигур из спичек, палочек;

4.      Узнавание предметов в усложненных условиях (предметы изображенные пунктиром, наложенные друг на друге, «зашумленные»).

Несколько советов родителям:

1.     Как можно чаще играйте с детьми в ролевые-игры.

Результаты исследований показывают, что из 100 % детей с проблемами письма 95 % не умеют играть в ролевые игры. В играх нужно соблюдать правила, таким образом, ребёнок учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.

2. Если ребенку задали на дом много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

3. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и приведет к нежеланию учиться, а также увеличит количество ошибок.

4. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше упрекайте в неудачах.

 

Литература

 

1.      Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.

2.     Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., 1999.- 218с.

3.     Мазанова Е.В.Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. -  ГНОМ и Д, 2009.

4.     Мазанова Е.В.Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010

5.     Мазанова Е.В.Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д,2010

6.     Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.- С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.

7.     Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Владос,1997.- 256с.

8.     Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ФГОС НОО

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ФГОС НОО (реферат на курсах повышения квалификации)...

Профилактика нарушений письма у младших школьников

"Что нужно знать родителям о мерах ранней профилактики нарушений письма у младших школьников?" Эти знания Вы получите, прочитав данную статью....

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В стремительно меняющихся условиях общественного и технического  развития особенно важными качествами становятся творческая активность и нестандартность решений. Творчество следует рассматривать ...

Профилактика виктимного поведения у младших школьников.

Методы и приёмы, направленные на профилактику  виктимного поведения у младших школьников....

Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников

В стаье представлены рекомедации родителям  по устранению  и предотвращению  компьютерной зависимости у младших школьников....